Нижний Новгород |
|
15 июня 2021 г. |
Дело N А29-1426/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Черкасова Г.Г. (доверенность от 13.01.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "СГснаб"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020
по делу N А29-1426/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Домсервис"
(ИНН: 1109012623, ОГРН: 1151109000096)
к обществу с ограниченной ответственностью "СГснаб"
(ИНН: 1101031945, ОГРН: 1021100511740)
о признании договора недействительным в части,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Домсервис" (далее - ООО "Домсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "СГснаб" (далее - ООО "СГснаб") о признании недействительными пунктов 5.1.1; 5.1.5; 5.1.7; 5.1.10; 5.1.13; 8.1.7; 8.1.9; 8.1.13; 8.1.14; 8.1.19; 8.1.20 приложения 2 к договору от 01.01.2019 N 14; пункта 5.1.6 приложения 2 к договору в части установления расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию исходя из количества 49 подвалов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020 произведена замена Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми на Комитет Республики Коми по тарифам, решение суда оставлено без изменения.
ООО "СГснаб" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. По его мнению, подземные и наземные газопроводы являются линейными объектами вспомогательного назначения, предназначены для обслуживания основных объектов капитального строительства и не могут функционировать самостоятельно, в связи с чем подлежат включению в перечь внутридомового газового оборудования.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Домсервис" (заказчик) и ООО "СГснаб" (исполнитель) заключили договор на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования от 01.01.2019 N 14, согласно которому исполнитель обязуется оказывать услуги (выполнять работы) по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), внутриквартирного газового оборудования (далее - ВДКО), по аварийно-диспетчерскому обеспечению, по ремонту ВДГО и ВДКО по заявкам, а заказчик обязуется оплачивать оказываемые услуги.
В приложении 2 к договору установлен порядок расчета стоимости услуг по техническому обслуживанию на 2019 год, при этом имелись спорные позиции по прейскуранту.
Из письма Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 06.11.2019 следует, что действующие розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ООО "СГснаб" населению, рассчитаны в соответствии с методическими указаниями согласно представленным документам, подтверждающим несение указанных затрат. При этом в состав экономически обоснованных затрат включены расходы по содержанию и обслуживанию подземного уличного газопровода низкого давления, эксплуатируемого ООО "СГснаб" на праве собственности до границ балансовой принадлежности. Расходы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования не подлежат включению в состав экономически обоснованных затрат при установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению.
ООО "Домсервис" посчитало, что заключенный с ООО "СГснаб" договор предусматривает "двойной" учет затрат в части расходов на содержание аварийно-диспетчерской службы, а ООО "СГснаб" при заключении договора действовало недобросовестно, включая в перечень работ по техническому обслуживанию позиции, которые уже были включены в тариф, поэтому направило последнему претензию с требованием внести изменения в договор и исключить из перечня работ позиции, которые включены в тариф (приложение 2 к договору).
Данная претензия оставлена без удовлетворения, в связи с этим ООО "Домсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 153, 160, 166, 168, 180, 421, 422, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 8, 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что на ООО "Домсервис" не может быть возложена обязанность по содержанию трассы подземного уличного газопровода, признал оспариваемые пункты недействительными и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (статья 180 Кодекса).
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил N 491).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что ООО "Домсервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными в селе Пажга Сыктывдинского района Республики Коми.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе акт осмотра газового оборудования от 19.08.2020, согласно которому на фасаде каждого подъезда многоквартирных домов имеется газовый ввод с установленной задвижкой (запорным краном), количество подвалов - 16, суды пришли к выводам о том, что система подземного газопровода и резервуарные установки не относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов, а на ООО "Домсервис" не может быть возложена обязанность по содержанию трассы подземного уличного газопровода.
Выводы судов материалам дела не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали спорные пункты недействительными и удовлетворили иск.
Доводы заявителя жалобы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, основаны на их неверном толковании.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020 по делу N А29-1426/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СГснаб" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "СГснаб".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил N 491)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 июня 2021 г. N Ф01-1709/21 по делу N А29-1426/2020