Нижний Новгород |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А79-9808/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Федоровой А.Н. (доверенность от 11.01.2021 N 1),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.01.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021
по делу N А79-9808/2020
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
к Управлению Федеральной антимонопольной службы
по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительным определения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Софронов Геннадий Николаевич, индивидуальный предприниматель Ишмуллина Тамара Николаевна,
и установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 12.10.2020 по делу N ВК/7848/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Софронов Г. Н. (далее - Предприниматель Софронов), Ишмуллина Т. Н. (далее - Предприниматель Ишмуллина).
Решением суда от 19.01.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Срок для исполнения предписания был приостановлен на период его оспаривания в суде, поэтому Управление правомерно продлило срок исполнения ранее выданного предписания. Определение Управления не нарушат права Министерства, поскольку носит процедурный характер. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя кассационной жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприниматель Ишмуллина 14.07.2017 обратилась в Управление с жалобой на неправомерные действия Министерства.
Управление возбудило в отношении Министерства дело от 11.04.2018 N 09/05-АМЗ-2018 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в выдаче Предпринимателю Софронову свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута по маршруту N 173 "Чебоксары - Цивильск" на пять лет без проведения торгов.
По результатам рассмотрения дела Управление приняло решение от 06.12.2018 N 09/05-АМЗ-2018, которым признало Министерство нарушившим часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Управление выдало Министерству предписание от 06.12.2018 N 09/05-АМЗ-2018, которым обязало в срок до 15.01.2019 прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем аннулирования свидетельства.
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.04.2019 по делу N А79-57/2019 в удовлетворении заявленных требований Министерству отказано.
Определением от 12.10.2020 N ВК/7848/20 Управление установило новый срок исполнения предписания - до 28.10.2020.
Министерство посчитало, что определение Управления не соответствует действующему законодательству, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование. Суды руководствовались положениями Закона N 135-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службой России от 25.05.2012 N 339 (далее - Административный регламент), приказом Федеральной антимонопольной службы России от 22.12.2006 N 337 "Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" (далее - Приказ N 337).
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты - недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятия оспариваемого решения, ненормативного правового акта возлагается на орган, принявший решение, совершивший оспариваемые действия (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Исходя из положений статей 22, 23, 41 Закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольных органов при выявлении нарушений антимонопольного законодательства относится выдача хозяйствующим субъектам и иным лицам предписаний, направленных на прекращение соответствующих нарушений, устранение их последствий.
Согласно статьям 36, 49, 50 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение, в котором определяются нарушенные нормы антимонопольного законодательства, и на основании этого решения выдается обязательное для исполнения предписание.
В соответствии со статьей 51 Закона N 135-ФЗ предписание подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль исполнения выданных предписаний (часть 1). Неисполнение в срок предписания влечет административную ответственность (часть 2). Срок исполнения предписания может быть продлен не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания (часть 5). Определение о продлении срока исполнения предписания или об отказе в его продлении подписывается председателем и членами комиссии и в течение десяти рабочих дней с момента получения ходатайства направляется ответчику, ответчикам по делу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их представителям под расписку (часть 6). В случае привлечения ответчика к административной ответственности за невыполнение в срок предписания, комиссия в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления о назначении административного наказания выносит определение об установлении новых сроков исполнения ранее выданного предписания. Такое определение подписывается председателем и членами комиссии и направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку ответчику, ответчикам или их представителям (часть 7).
Таким образом, как верно указали суды, Закон N 135-ФЗ прямо предусматривает, что срок исполнения предписания может быть продлен только на основании мотивированного ходатайства ответчика либо в случае его привлечения к административной ответственности за невыполнение в срок предписания.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.171 Административного регламента.
В утвержденной Приказом N 337 форме определения (приложение 12) в качестве основания для установления новых сроков исполнения предписания подлежат отражению сведения о привлечении ответчика к административной ответственности за неисполнение ранее выданного предписания.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Министерство не обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения ранее выданного предписания, к административной ответственности за неисполнение предписания не привлекалось.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 51 Закона N 135-ФЗ, для вынесения Управлением определения об установлении новых сроков исполнения предписания.
Вопреки требованиям статей 65, 200 Кодекса Управление не доказало наличие оснований для принятия оспариваемого определения.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.01.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу N А79-9808/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 51 Закона N 135-ФЗ предписание подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль исполнения выданных предписаний (часть 1). Неисполнение в срок предписания влечет административную ответственность (часть 2). Срок исполнения предписания может быть продлен не более чем на шесть месяцев по мотивированному ходатайству ответчика в случае, если указанные в ходатайстве причины будут признаны уважительными. Ходатайство о продлении срока исполнения такого предписания направляется в антимонопольный орган не позднее, чем за двадцать рабочих дней до истечения срока исполнения предписания (часть 5). Определение о продлении срока исполнения предписания или об отказе в его продлении подписывается председателем и членами комиссии и в течение десяти рабочих дней с момента получения ходатайства направляется ответчику, ответчикам по делу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается их представителям под расписку (часть 6). В случае привлечения ответчика к административной ответственности за невыполнение в срок предписания, комиссия в течение пяти рабочих дней с даты вынесения постановления о назначении административного наказания выносит определение об установлении новых сроков исполнения ранее выданного предписания. Такое определение подписывается председателем и членами комиссии и направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку ответчику, ответчикам или их представителям (часть 7).
Таким образом, как верно указали суды, Закон N 135-ФЗ прямо предусматривает, что срок исполнения предписания может быть продлен только на основании мотивированного ходатайства ответчика либо в случае его привлечения к административной ответственности за невыполнение в срок предписания.
...
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Министерство не обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения ранее выданного предписания, к административной ответственности за неисполнение предписания не привлекалось.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 51 Закона N 135-ФЗ, для вынесения Управлением определения об установлении новых сроков исполнения предписания."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2021 г. N Ф01-2394/21 по делу N А79-9808/2020