Нижний Новгород |
|
18 июня 2021 г. |
Дело N А82-11140/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 18.06.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021
по делу N А82-11140/2020
по иску индивидуального предпринимателя Шаиняна Мкртича Петушовича
(ИНН: 762700174980, ОГРНИП: 304762709000047)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации,
и установил:
индивидуальный предприниматель Шаинян Мкртич Петушович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Управление) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 76:23:030803:110, N ЗУ-3 в части пунктов 2.1 и 2.4. В частности, Предприниматель просит изложить указанные пункты в следующей редакции: "2.1. Цена участка составляет 2 685 955,76 руб. НДС не облагается"; "2.4. Оплата производится в рублях. Сумма платежа в размере 2 685 955,76 руб.".
Исковые требования основаны на статьях 421, 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39.4, 39.17 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и мотивированы тем, что ответчик, для которого заключение договора обязательно, отклонил протокол разногласий, направленный истцом к проекту договора.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 21.11.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021, удовлетворил иск, урегулировал разногласия сторон путем указания в пунктах 2.1 и 2.4 договора цены земельного участка в размере 2 685 955 рублей 76 копеек. Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что цена договора должна составлять 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка, установленной на момент обращения Предпринимателя с заявлением о приватизации спорного участка.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и отказать в удовлетворении иска в полном объеме. По мнению заявителя, суды должны были учесть кадастровую стоимость земельного участка, отраженную в выписке от 23.01.2020, поскольку ранее этой даты получить выписку не представлялось возможным. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представил.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, 14.10.2019 в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрировано право собственности Предпринимателя на нежилое здание Федерального государственного унитарного предприятия "Дезинфекционная станция" (адрес: город Ярославль, улица Победы, дом 45) с кадастровым номером 76:23:010101:7307. Данное здание приобретено Предпринимателем по договору купли-продажи от 05.07.2019, заключенному с Управлением.
Предприниматель 17.10.2019 обратился в Управление с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного под указанным зданием, площадью 3761 квадратный метр, с кадастровым номером 76:23:030803:110.
Управление в письме от 11.11.2019 N 33-ЕК-02/24894 сообщило Предпринимателю о том, что представленное заявление не соответствует требованиям статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не указана цель использования испрашиваемого земельного участка. Кроме того, по данным ЕГРН, на этом земельном участке расположен объект, не принадлежащий Предпринимателю.
Предприниматель 02.12.2019 вновь подал аналогичное заявление.
Управление в письме от 25.12.2019 N 33-ЕК-02/29108 дало промежуточный ответ, а в последующем в письме от 07.04.2020 N 33-ЕК-02/0764 направило проект договора купли-продажи N ЗУ-3. Согласно пунктам 2.1 и 2.4 данного проекта договора цена выкупа испрашиваемого земельного участка составляет 4 992 990 рублей 77 копеек (налогом на добавленную стоимость не облагается), что составляет величину кадастровой стоимости, установленной с 01.01.2020.
Предприниматель в письме от 29.04.2020 направил Управлению протокол разногласий к договору, в котором предложил установить цену выкупа земельного участка в размере 2 685 955 рублей 76 копеек, что составляет 100 процентов от его кадастровой стоимости, установленной до 01.01.2020, на дату подачи заявления о выкупе (02.12.2019).
Управление в письме от 01.06.2020 N 33-ЕК-02/10878 отклонило протокол разногласий, указав, что в 2019 году по техническим причинам получить выписку из ЕГРН не представлялось возможным, о чем заявитель был уведомлен. В соответствии с выпиской из ЕГРН от 23.01.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:030803:110 составляла 4 992 990 рублей 77 копеек. Дополнительно ответчик указал, что урегулирование разногласий относительно цены возможно в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
На основании статей 39.1 (подпункт 2 пункта 1), 39.3 (пункт 1, подпункт 6 пункта 2) и 39.20 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением, в числе прочего, предоставления земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса. Так, по общему правилу, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В статье 39.4 (пункты 2 и 3) Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Исходя из пунктов 2 - 4 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279, по общему правилу, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости.
При этом в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного его Президиумом 27.12.2017, сформулирована следующая правовая позиция.
Из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет принятое решение заявителю. Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
В статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган.
Согласно статье 445 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Суды верно исходили из того, что на момент обращения Предпринимателя с заявлением о выкупе (02.12.2019) кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 76:23:030803:110 составляла 2 685 955 рублей 76 копеек.
Законных оснований для применения кадастровой стоимости в размере 4 992 990 рублей 77 копеек, установленной с 01.01.2020, в данном случае не имеется.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат пункту 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного его Президиумом 27.12.2017, в силу чего подлежат отклонению.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили иск и урегулировали возникшие у сторон разногласия при заключении договора в соответствии с редакцией пунктов 2.1 и 2.4, предложенной Предпринимателем.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.11.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А82-11140/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 445 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
...
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат пункту 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного его Президиумом 27.12.2017, в силу чего подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2021 г. N Ф01-2277/21 по делу N А82-11140/2020