Нижний Новгород |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А39-10312/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.12.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021
по делу N А39-10312/2020
по иску межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию Заречный Пензенской области (ИНН: 5838009000, ОГРН: 1025801501549)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ИНН: 1326211305, ОГРН: 1091326001502)
об обязании принять недвижимое имущество в казну Российской Федерации
и установил:
межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытому административно-территориальному образованию Заречный Пензенской области (далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - Управление) об обязании принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество:
нежилое помещение с кадастровым номером 58:34:0010124:301, общей площадью 772,9 квадратного метра,
нежилое помещение с кадастровым номером 58:34:0010124:302, общей площадью 15,1 квадратного метра.
Исковое требование основано на статьях 235, 296 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что Управление отказало в принятии спорного имущества в казну.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 18.12.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021, удовлетворил иск, обязав Управление принять от Отдела указанные нежилые помещения. Суды пришли к выводу о том, что у Отдела имеется право на отказ от спорного имущества.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды не учли, что прекращение права оперативного управления без определения субъекта, которое бы обеспечивало сохранность и управление данным имуществом; изъятие имущества является правом собственника; отдел без согласия собственника не вправе отказаться от вверенного ему имущества. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Отдел отзыв на кассационную жалобу не представил, представителя в судебное заседание не направил.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости за Отделом на праве оперативного управления закреплено следующее имущество: нежилое помещение с кадастровым номером 58:34:0010124:301 площадью 772,9 квадратного метра; нежилое помещение с кадастровым номером 58:34:0010124:302, площадью 15,1 квадратного метра, расположенные по адресу: Пензенская область, город Заречный, улица Литке, дом N 29, корпус N 1.
Отдел входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области.
Согласно письму от 20.07.2020 N 224/4/1-15818 на основании обращения Отдела от 17.03.2020 N 11/522 Министерство внутренних дел Российской Федерации согласовало прекращение оперативного управления в отношении указанных помещений. С учетом этого, Отдел в письме от 24.07.2020 N 10131 обратилось к Управлению с вопросом передачи в казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества.
Управление в письме от 30.07.2020 N 13/8582 сообщило об экономической нецелесообразности передачи в казну Российской Федерации указанных объектов недвижимости и фактически отказало в принятии данного имущества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Отдела в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статьям 235 (пункту 1) и 236 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
На основании статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии со статьей 299 (пунктами 1 и 3) Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Данное право, если иное не предусмотрено этим кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Таким образом, с учетом вышеприведенных, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у Отдела права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Данное толкование приведенных норм соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, подтвержденной в последующих определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284, от 31.01.2019 N 304-ЭС18-25100, от 25.02.2019 N 304-ЭС19-841, от 10.03.2021 N 306-ЭС21-971.
Доводы Управления основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению как несостоятельные.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили иск Отдела. У Росимущества, осуществляющего полномочия собственника в отношении спорного объекта, отсутствовали основания для уклонения от принятия в казну Российской Федерации указанных нежилых помещений.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А39-10312/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 299 (пунктами 1 и 3) Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Данное право, если иное не предусмотрено этим кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Таким образом, с учетом вышеприведенных, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у Отдела права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Данное толкование приведенных норм соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, подтвержденной в последующих определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284, от 31.01.2019 N 304-ЭС18-25100, от 25.02.2019 N 304-ЭС19-841, от 10.03.2021 N 306-ЭС21-971."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2021 г. N Ф01-2409/21 по делу N А39-10312/2020