Нижний Новгород |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А79-2359/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.10.2020,
принятое судьей Коркиной О.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021,
принятое судьями Кастальской М.Н., Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
по делу N А79-2359/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича
(ИНН: 212700081258, ОГРНИП: 304212725900114)
о признании решения администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 21.02.2020 N П-955, об отказе во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов, незаконным,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Чебоксарское городское Собрание депутатов,
и установил:
индивидуальный предприниматель Потапов Сергей Владиславович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары (далее - Администрация), формализованного в письме от 21.02.2020 N П-955, об отказе во включении принадлежащего Предпринимателю объекта торговли, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020504:45, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 25.12.2018 N 1516. Кроме того, Предприниматель просил обязать Администрацию передать документацию на нестационарный торговый объект (далее - НТО), принадлежащий Предпринимателю, на рассмотрение Чебоксарского городского Собрания депутатов для включения в схему НТО.
Заявленные требования основаны на статьях 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Требования мотивированы тем, что решение Администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности Предпринимателя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Чебоксарское городское Собрание депутатов (далее - Собрание).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 30.10.2020, оставленным без изменения постановлением от 15.02.2021 Первого арбитражного апелляционного суда, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суды пришли к выводу о том, что факт размещения НТО в охранной зоне инженерных сетей, на недопустимом противопожарном расстоянии от здания, исключает возможность его отражения в схеме размещения НТО.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды не учли, что спорный НТО располагался на указанном участке задолго до принятия Схемы; договор аренды не был расторгнут. Кассатор указал, что из законодательства следует, что все ранее размещенные НТО подлежат включению в Схему; полагал, что нарушение ГОСТ заинтересованным лицом не доказано; три из шести смежных павильонов включены в Схему, что указывает на отсутствие нарушения противопожарного расстояния. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприниматель просил рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Администрация и третье лицо отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание, в силу статьи 284 Арбитражного кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело без них.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, на основании постановления Администрации от 14.09.1998 N 1661 Предпринимателю предоставлен земельный участок площадью 70 квадратных метров для полной реконструкции торгового павильона по улице Привокзальной, на территории, прилегающей к супермаркету "Елена" в аренду сроком на три года.
Предприниматель (арендатор) и Администрация (арендодатель) 22.12.2004 заключили договор аренды земельного участка N 44/490-ЛК. По условиям данного договора во временное владение и пользование предпринимателю передан земельный участок площадью 70 квадратных метров с кадастровым номером 21:01:020504:45 для эксплуатации данного НТО с 22.12.2004 по 30.06.2005.
Предприниматель (арендатор) и Администрация (арендодатель) 23.11.2005 заключили договор N 47/537-ЛК аренды того же участка сроком до 30.06.2008.
После истечения срока аренды Предприниматель продолжил пользоваться земельным участком в отсутствие возражений арендодателя.
Администрация в письме от 26.12.2017N 29/08-6636 сообщила Предпринимателю об отказе от договора аренды N 47/537-ЛК.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.12.2018 N 1516 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (далее - Схема), в которой отсутствует место для размещения указанного павильона Предпринимателя.
Муниципальным казенным учреждением "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики 26.02.2019 в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером 21:01:020504:45 установлено, что на участке размещен торговый павильон "Юпитер".
Администрация 07.10.2019 обратилась в арбитражный суд (дело N А79-11587/2019) с иском к Предпринимателю об обязании освободить земельный участок от спорного НТО и возвратить участок Администрации по акту приема-передачи с проведением демонтажа объекта торговли в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Предприниматель 29.01.2020 обратился в Администрацию с заявлением о включении спорного НТО в Схему.
Администрация в письме от 21.02.2020 N П-955 сообщила Предпринимателю об отказе во включении павильона в Схему со ссылкой на размещение павильона в охранной зоне инженерных сетей водопровода и канализации, а также на расстоянии менее 10 метров от строения, расположенного на земельном участке 21:01:020504:51, что нарушает требования ГОСТ Р 54608-2011, пункта 74 постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", положения местных градостроительных нормативов, утвержденных решением Собрания от 25.12.2018 N 1517.
Предприниматель, посчитав данное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 39.33 (подпунктом 6 пункта 1) и 39.36 (пунктом 1) Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения НТО. Размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
В статье 10 (частях 1 - 3 и 6) Закона N 381-ФЗ определено, что размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения НТО, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В Законе Чувашской Республики от 13.07.2010 N 39 "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках" установлено следующее. Размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схемы размещения НТО разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в Чувашской Республике, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, в порядке, установленном уполномоченным органом (части 1 - 2 статьи 5).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения НТО утвержден приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16.11.2010 N 184 (далее - Порядок).
Согласно Порядку Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по городским, сельским поселениям, входящим в их составы, определенными в соответствии с уставами муниципальных образований, на неопределенный срок с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями. Схема, разрабатываемая уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, утверждается с учетом мнения органов местного самоуправления городских, сельских поселений, входящих в его состав (пункт 2).
Уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет планирование по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учетом существующей дислокации НТО и обеспечения населения товарами первой необходимости (пункт 4). Включение в Схему объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, определенном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (пункт 6).
Разработанная Схема утверждается правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления. В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (пункты 7 - 8).
Таким образом, из данного Порядка следует, что Схема размещения НТО должна соответствовать требованиям, которые предусмотрены градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
В городе Чебоксары на данный момент Схема размещения НТО утверждена решением Собрания от 25.12.2018 N 1516 "О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары".
Благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Утверждение правил благоустройства относится к вопросам местного значения муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 25 части 1 статьи 27 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятого решением Собрания от 30.11.2005 N 40).
Правила благоустройства территории города Чебоксары утверждены решением Собрания от 28.11.2017 N 1006. Согласно пунктам 3.3.14.3 и 3.3.14.4 данных правил, 3.3.14.3. размещение некапитальных нестационарных сооружений на территории города Чебоксары не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды города Чебоксары и благоустройство территории и застройки.
Размещение некапитальных нестационарных сооружений не допускается в арках зданий, на газонах, площадках (детских, отдыха, спортивных, транспортных стоянок), посадочных площадках общественного транспорта, в охранной зоне трубопроводов, водопроводных, канализационных, тепловых, газораспределительных сетей, объектов электросетевого хозяйства, а также ближе 10 метров от остановочных павильонов, 25 метров - от вентиляционных шахт, 20 метров - от окон жилых помещений, перед витринами торговых предприятий, 3 метров - от стволов деревьев.
При этом, согласно действующему на момент принятия оспариваемого решения абзацу второму пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
Более того, наличие в границах размещения НТО охранной зоны инженерных коммуникаций является основанием для отказа в заключении договора обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а соответственно, и для включения такого объекта в Схему (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 303-КГ15-8879).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что решение Администрации является законным.
Суды установили, что спорный НТО расположен непосредственно над водопроводом и вблизи канализации, при этом данные сети подходят к зданию экспресс-кафе, принадлежащему Предпринимателю; это следует как из дежурного плана города Чебоксары, так и из представленного заявителем проекта переноса сетей водоснабжения и водоотведения и схемы границ земельных участков. Спорный НТО размещен на расстоянии ближе 15 метров от зданий и сооружений, принадлежащим тому же заявителю и расположенных на смежном земельном участке с кадастровым номером 21:01:020504:51.
Переоценка фактических обстоятельств и исследованных судами доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13). Соответствующие доводы, направленные на иную оценку обстоятельств и доказательств, судом округа не принимаются во внимание.
Ссылка заявителя на включение в Схему соседних со спорным НТО объектов правомерно не принята судами во внимание, поскольку не имеет правового значения; обстоятельства включения иных НТО в Схему не входят в предмет рассмотрения суда по настоящему делу.
Довод заявителя о нарушении части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ судом округа признан несостоятельным.
Согласно данной норме утверждение схемы размещения НТО, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, данное положение направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции, с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий - с другой.
В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. Данная позиция изложена в определениях от 29.01.2015 N 225-О и от 06.12.2018 N 3111-О.
С учетом изложенного, данное положение нельзя толковать как допускающее сохранение в Схеме НТО объекта, размещенного с нарушением законодательства.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.10.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А79-2359/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Потапова Сергея Владиславовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, данное положение направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции, с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий - с другой.
В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. Данная позиция изложена в определениях от 29.01.2015 N 225-О и от 06.12.2018 N 3111-О."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июня 2021 г. N Ф01-2393/21 по делу N А79-2359/2020