Нижний Новгород |
|
08 июля 2021 г. |
Дело N А11-4197/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Когута Д.В.,
в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников недвижимости "Теремок-65"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.12.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021
по делу N А11-4197/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Эко-Транс"
(ОГРН: 103330240033, ИНН: 3334001866)
к товариществу собственников недвижимости "Теремок-65"
(ОГРН: 1153334001281, ИНН: 3307020595),
о взыскании 23 388 рублей 60 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-транс" (далее - ООО "Эко-транс", Общество, Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников недвижимости "Теремок-65" (далее - ТСН "Теремок-65", Товарищество) о взыскании 23 388 рублей 60 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанные в период с 01.12.2019 по 28.02.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (далее - Департамент),
Арбитражный суд Владимирской области решением от 15.12.2020 заявленное требование удовлетворил.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ТСН "Теремок-65" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что поскольку у него с истцом отсутствует соответствующий договор, действий по его заключению Товарищество не совершало, следовательно, на ответчика не может быть возложена обязанность по оплате услуг ООО "Эко-транс". По его мнению, суды неправомерно не приняли во внимание, что контейнерная площадка установлена в нарушение норм СанПин 42-128-4690-88, так как находится дальше 100 метров от дома 65 по улице Артема города Муром и ближе 20 метров от дома 78А по улице Красногвардейская города Муром. Также ТСН "Теремок-65" указывает, что суд апелляционной инстанции принял отзыв истца на его апелляционную жалобу несмотря на то, что Товарищество данный отзыв не получало.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ООО "Эко-транс" отзыв на кассационную жалобу не представило; направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил.
ТСН "Теремок-65" и Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ТСН "Теремок-65" осуществляло управление многоквартирным жилым домом по адресу: Владимирская область, город Муром, улица Артема, дом 65.
ООО "Эко-транс" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Владимирской области (зона деятельности N 3, в которую входит, в том числе, город Муром) и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
Общество с 01.12.2019 приступило к выполнению функций регионального оператора по обращению с ТКО по зоне деятельности N 3.
ООО "Эко-транс" в материалы дела представило подписанный в одностороннем порядке договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.12.2019 (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО, их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене единого тарифа на услугу регионального оператора, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора объем ТКО рассчитывается исходя из нормативов накопления ТКО. Учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно пункту 3 договора места накопления и способы складирования ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, установлены в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
В разделе 2 договора, определены сроки и порядок оплаты по договору, а именно под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного Департаментом цен и тарифов Администрации Владимирской области на регулируемый период, на основании квитанции на оплату услуги по обращению с ТКО. Единый тариф опубликован на официальном сайте Департамента и, соответственно, сайте регионального оператора. При вступлении в силу нормативно-правовых актов, изменяющих порядок определения стоимости оказываемых услуг, а также принятия Департаментом цен и тарифов Администрации Владимирской области решений об изменении действующего тарифа, расчеты будут производиться по стоимости, определенной на основании вновь принятых и вступивших в законную силу нормативно-правовых актов и постановлений. Потребитель считается надлежащим образом, уведомленным о таком изменении с момента официального опубликования указанного тарифа на сайте Департамента цен и тарифов Администрации Владимирской области либо на сайте регионального оператора. При этом дополнительное согласование с потребителем и (или) внесение изменений в договор путем заключения дополнительного соглашения в таком случае не требуется. Начисление платы по договору производится с даты начала оказания услуг (с 01.12.2019), указанной в пункте 4 договора (пункт 5 договора).
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает коммунальную услугу по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
В силу пункта 19 договор вступает в силу с момента начала оказания услуг Региональным потребителем.
Поскольку ТСН "Теремок-65" не оплатило услуги, оказанные ООО "Эко-транс" в период с декабря 2019 по февраль 2020 года, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием об оплате задолженности.
Неисполнение Товариществом обязанности по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь статьями 8, 9, 309, 310, 421, 428, 720, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), правовой позицией, изложенной в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", Арбитражный суд Владимирской области, установив факт оказания истцом спорных услуг, а также нарушение ответчиком обязанности по их оплате, проверив расчет Регионального оператора, взыскал с Товарищества задолженность в сумме 23 388 рублей 60 копеек.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 24.10 Закона N 89-ФЗ, Правилами N 505, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На основании пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.(1) Правил.
Пунктом 8 (11) Правил N 1156 определено, что потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В пункте 8 (15) Правил N 1156 указано, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Суды установили, и материалами дела подтверждается, что проект договора сторонами в письменном виде как единый документ, подписанный сторонами, не заключен. Таким образом, учитывая приведенные нормы права, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе условия типового договора, путевые листы, копию маршрутного журнала, акты об оказании услуг за спорный период, суды признали доказанным факт оказания истцом услуг ответчику по вывозу ТКО в спорном периоде.
Довод Товарищества о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО подлежал заключению региональным оператором с каждым собственником помещения многоквартирного дома, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как противоречащий статьям 154, 157.2, 161 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что доказательств оплаты долга ТСН "Теремок-65" в материалы дела не предоставило, расчет задолженности не опровергло (в том числе путем представления сведений об ином количестве зарегистрированных лиц), контррасчет не представило, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленное требование о взыскании суммы долга по оплате оказанных в период с 01.12.2019 по 28.02.2020 услуг по вывозу ТКО в размере 23 388 рублей 60 копеек.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Товарищества о неправильном указании судом апелляционной инстанции в описательной части постановления адреса регистрации юридического лица (улицы), а также неполучения им отзыва на апелляционную жалобу, не принимаются судом округа, поскольку указанные обстоятельства не являются основаниями для отмены судебных актов и не привели к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А11-4197/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Теремок-65" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на товарищество собственников недвижимости "Теремок-65".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
...
Довод Товарищества о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО подлежал заключению региональным оператором с каждым собственником помещения многоквартирного дома, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как противоречащий статьям 154, 157.2, 161 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июля 2021 г. N Ф01-2872/21 по делу N А11-4197/2020