Нижний Новгород |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А82-13094/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Когута Д.В.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Ванюшиной О.А. (доверенность от 05.07.2021 N 4539/04-06)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Городской телеканал" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А82-13094/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Городской телеканал" (ИНН: 7606007945, ОГРН: 1027600849430)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальный предприниматель Муканов Сергей Давлеткальевич и общество с ограниченной ответственностью "Ковчег",
и установил:
открытое акционерное общество "Городской телеканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) от 27.03.2020 по делу N 076/05/5-102/2020 о признании рекламы ненадлежащей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Муканов Сергей Давлеткальевич и общество с ограниченной ответственностью "Ковчег".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание Межгосударственный стандарт "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" и Межгосударственный стандарт "ГОСТ 30407-2019. Межгосударственный стандарт. Посуда стеклянная для пищи и напитков. Общие технические условия", выводы судов не соответствуют материалам дела.
По мнению Общества, реклама услуг общественного питания не является рекламой продавца алкогольной продукции; термин "посуда, предназначенная для алкогольных напитков" в действующем законодательстве отсутствует.
Общество указывает, что безалкогольные напитки выпускаются в таре, идентичной таре, в которой продаются аналогичные алкогольные напитки.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение от 17.01.2020 о распространении в эфире телеканала "ГТ-Ярославль" с 8.00 до 09.00 рекламного видеосюжета об открытии нового зала "Паруса" в ресторане "Ковчег", в котором демонстрируется употребление напитков в бокалах, предназначенных для шампанского и вина, демонстрируются изображения бутылок с названными напитками без указания марок, что воспринимается как демонстрация потребления алкогольной продукции.
Управление, установив признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, 13.02.2020 возбудило дело N 076/05/5-102/2020.
В ходе рассмотрения дела выявлено, что деятельность в ресторане "Ковчег" осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Ковчег", видеоролик изготовлен индивидуальным предпринимателем Мукановым Сергеем Давлеткальевичем и предоставлен для размещения Обществу.
Управление пришло к выводу, что Общество как рекламораспространитель нарушило пункт 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, разместив в эфире телеканала "ГТ-Ярославль" рекламную информацию о продавце алкогольной продукции.
Решением Управления от 27.03.2020 реклама нового зала "Паруса" ресторана "Ковчег", вышедшая в эфире телеканала "ГТ-Ярославль" 11.12.2019 с 8.00 до 09.00, признана ненадлежащей в связи с нарушением пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом о рекламе, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о доказанности материалами дела факта нарушения законодательства о рекламе.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В пункте 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В пункте 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видео- обслуживании.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды пришли к выводу о том, что в видеоролике продемонстрирован сюжет, который явно ассоциируется с распитием алкогольных напитков.
Следовательно, суды обоснованно признали спорную рекламу ненадлежащей.
Ссылка Общества на употребление безалкогольных напитков не имеет правового значения, поскольку действия, демонстрируемые в рекламном ролике, с учетом обстановки, в которой развивается сюжет, прямо связаны с употреблением алкоголя.
Мнение заявителя об обратном, по существу, свидетельствует о несогласии с произведенной судами оценкой доказательств и установленными судом фактическими обстоятельствами.
Довод заявителя о том, что реклама услуг общественного питания не является рекламой продавца алкогольной продукции, не свидетельствует об отсутствии оснований для признания спорной рекламы ненадлежащей.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.01.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А82-13094/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Городской телеканал" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Городской телеканал".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Управления от 27.03.2020 реклама нового зала "Паруса" ресторана "Ковчег", вышедшая в эфире телеканала "ГТ-Ярославль" 11.12.2019 с 8.00 до 09.00, признана ненадлежащей в связи с нарушением пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В пункте 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В пункте 3 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлен прямой запрет на рекламу алкогольной продукции в теле- и радиопрограммах, при кино- и видео- обслуживании."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июля 2021 г. N Ф01-2972/21 по делу N А82-13094/2020