Нижний Новгород |
|
09 июля 2021 г. |
Дело N А11-8719/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Ионычевой С.В., Ногтевой В.А.
при участии представителей
от акционерного общества
"Объединенные электрические сети Владимирской области":
Вавиловой И.А. по доверенности от 31.12.2020 N 17,
от публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья":
Зацепина А.И. по доверенности от 13.04.2020 N 50
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
акционерного общества
"Объединенные электрические сети Владимирской области"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021
по делу N А11-8719/2019
по иску акционерного общества
"Объединенные региональные электрические сети Владимирской области"
(ИНН: 3329038170, ОГРН: 1063340018785)
к публичному акционерному обществу
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья"
(ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043)
о взыскании неосновательного обогащения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга",
и установил:
акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Компания) 1 555 306 рублей 61 копейки неосновательного обогащения, составляющих стоимость услуг по передаче электрической энергии и мощности.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга".
Арбитражный суд Владимирской области решением от 03.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021, отказал в удовлетворении иска.
При принятии судебных актов суды руководствовались, в том числе, статьями 3, 23.1 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), статьями 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), пунктами 2, 4, 42 и 46 - 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пунктом 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), пунктами 43, 44, 47 - 49 и 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к необоснованному выводу о возможности образования дисбаланса в распределении необходимой валовой выручки (далее - НВВ). Общество приводит расчет, согласно которому разница между необходимой НВВ истца и стоимостью фактически оказанных услуг составляет 38 775 рублей 42 копейки, в связи с чем податель жалобы полагает, что образование дисбаланса при таких обстоятельствах невозможно.
Кассатор считает, что в рассматриваемом случае присутствуют все основания для удовлетворения иска: истец обладает статусом сетевой организации и оказывает ответчику услуги по передаче электроэнергии с использованием спорных объектов электросетевого хозяйства.
По мнению подателя жалобы, суды не применили пункт 81 Основ ценообразования N 1178, согласно которому в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии используются, в том числе, объем отпуска электрической энергии потребителям и величина потерь при ее передаче. Доказательствами объема и стоимости оказанных в спорный период услуг служат акты об оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) за период с января по декабрь 2018 года.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в заседании суда округа.
Компания в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном его представителем в заседании суда округа, отклонила доводы, изложенные в ней, просила оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, истец и ответчик являются сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электроэнергии на территории Владимирской области. Оплата этих услуг осуществлялась по котловой экономической модели "котел сверху", держателем "котла" в спорный период являлась Компания.
Общество (исполнитель) и Компания (заказчик) заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 17.12.2007 N 1207-75, по условиям которого исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек отпуска (поставки) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, а заказчик обязался оплачивать эти услуги.
Точки приема и отпуска их сети согласованы в приложениях 1 и 2 к договору.
Публичное акционерное общество "Мегафон" (далее - общество "Мегафон") (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды электрооборудования от 01.10.2018 N 1, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование на условиях аренды принадлежащее арендодателю электросетевое оборудование в соответствии с приложением 1 для его последующей эксплуатации арендатором в соответствии с техническим назначением, а арендатор обязался уплачивать за арендуемое электрооборудование арендную плату в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Перечень переданных объектов электросетевого хозяйства согласован сторонами в приложении 1 к договору.
Указанные объекты технологически присоединены к сетям Компании.
Общество и общество "Энергосбыт Волга" заключили дополнительное соглашение от 30.10.2018 к договору купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь от 01.04.2018 N 33200001000100, включив в перечень объектов электросетевого хозяйства истца арендованные им объекты.
В связи с арендой дополнительных объектов электросетевого хозяйства Общество обратилось к Компании с просьбой о включении в договор от 17.12.2007 N 1207-75 дополнительных точек поставки (письмо от 30.08.2018 N 113-46-440). Дополнительное соглашение стороны не заключили.
Отказ Компании оплатить услуги по передаче электроэнергии, оказанные с помощью спорных объектов электросетевого хозяйства, послужил основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, явившихся в заседание суда округа, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочих, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Закона о естественных монополиях, пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования N 1178).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178)).
Принцип недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории), законодательством гарантируется равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункты 3, 42 Правил N 861).
Цены на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые по сетям территориальной сетевой организации, устанавливаются на период регулирования (как правило, не менее чем на календарный год) исходя из плановых величин, характеризующих затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которыми сетевая организация будет на законном основании владеть и использовать в своей деятельности в регулируемом периоде, и объем перетока электроэнергии через эти объекты (раздел III Основ ценообразования N 1178).
Собственники и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии (пункты 5 и 6 Правил N 861).
Тариф устанавливается по инициативе сетевой организации при ее непосредственном участии и на основании представляемых ею материалов, что позволяет сетевой организации своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении (пункты 12 и 25 Правил N 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний N 20-э/2).
Из указанных норм следует, что расчеты за услуги по передаче электроэнергии осуществляются по регулируемым ценам, которые устанавливаются на основании прогнозных, однако имеющих экономическое обоснование на момент утверждения тарифа данных (в том числе сведений о составе и характеристиках объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации, объемах перетока электроэнергии через эти объекты).
В основе тарифа лежит экономическое обоснование необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
По общему правилу, сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Подлежащие судебной защите разумные ожидания сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом (то есть посредством использования тех объектов электросетевого хозяйства), которые оценены и признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.
Использование сетевой организацией дополнительных объектов электросетевого хозяйства после утверждения тарифа само по себе не является противозаконным. Однако сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики должна соотносить экономические последствия своих действий с правилами взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии, так как свобода ее деятельности ограничена государственным регулированием и не должна нарушать права иных участников котловой модели. Риск наступления неблагоприятных последствий экономических решений сетевой организации, своей волей принявшей в пользование дополнительные сети, должен лежать на этом лице.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные объекты электросетевого хозяйства не учитывались при определении НВВ Общества и совокупной НВВ сетевых организаций региона, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении иска.
В рассматриваемом случае Общество требует от Компании оплаты услуг по передаче электроэнергии, которые не были учтены в тарифном решении. Так, предыдущий владелец спорных объектов электросетевого хозяйства являлся потребителем электрической энергии и, соответственно, содержал спорные объекты за свой счет, тариф на услуги по передаче электроэнергии ему не устанавливался. Решение об аренде сетей принимал истец. Объективных причин, понудивших его приобрести и использовать дополнительные сети, судами не установлено, и Общество на них не ссылалась. Экономическая обоснованность использования дополнительных сетей регулирующим органом не проверялась.
Последствия хозяйственного решения Общества относятся к его рискам. Переложение этого риска на иных лиц, не участвовавших в принятии этого решения, противоречит пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку заявленная Обществом к взысканию задолженность приходится на переток электрической энергии через электросетевое оборудование, затраты по содержанию которого, а также доходы от использования которого не учитывались при принятии тарифного решения в спорный период, суды обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Данный вывод не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Общества об обратном, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты судом округа, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений норм права, влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А11-8719/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Объединенные электрические сети Владимирской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Тариф устанавливается по инициативе сетевой организации при ее непосредственном участии и на основании представляемых ею материалов, что позволяет сетевой организации своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении (пункты 12 и 25 Правил N 1178).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования N 1178, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний N 20-э/2).
...
Последствия хозяйственного решения Общества относятся к его рискам. Переложение этого риска на иных лиц, не участвовавших в принятии этого решения, противоречит пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 июля 2021 г. N Ф01-2891/21 по делу N А11-8719/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2891/2021
14.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1460/2021
03.02.2021 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8719/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-8719/19