Нижний Новгород |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А43-24982/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Когута Д.В.,
при участии представителей
от заявителя: Лисового А.А. (доверенность от 22.07.2020 N 3),
от заинтересованного лица: Рыжова Д.В. (доверенность от 06.07.2020),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Профистенд"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021
по делу N А43-24982/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профистенд"
(ИНН: 7726755396, ОГРН: 5147746029041)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Перевозский строительный колледж",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Профистенд" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 02.07.2020 по делу N 052/10/18.1-1200/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Перевозский строительный колледж" (далее - Учреждение).
Решением суда от 08.02.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы Общества, которое хотело быть участником спорной закупки. Требование заказчика о предоставлении совместно с товаром Методических рекомендаций по проведению региональных чемпионатов и демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills, разработанных сертифицированным экспертом Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" (далее - Методические рекомендации), является незаконным. Данное условие создает дополнительные ограничения в возможности подачи заявок на участие в закупке и нарушает часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Учреждение в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителей.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, 11.06.2020 в Управление поступила жалоба Общества на действия заказчика - Учреждения при проведении электронного аукциона на поставку учебного стенда "Поиск неисправностей" FFDE-19 и поставку учебного стенда "Монтаж холодильной установки" RCDE-22, номер извещения 32009129921.
По мнению Общество, Учреждение установило в аукционной документации необоснованные требования к участникам закупки, ограничивающие конкуренцию.
По результатам проверки Управление приняло решение от 02.07.2020 по делу N 052/10/18.11200/2020, в соответствии с которым жалоба Общества признана необоснованной.
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Закона N 223-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого решения Управления недействительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В статье 18.1 Закона N 135-ФЗ установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц и оспаривания их результатов регламентированы положениями Закона N 223-ФЗ.
Целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции; обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Положение должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
При закупке заказчики руководствуются принципами, установленными Законом N 223-ФЗ, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
В части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ содержатся требования к документации о конкурентной закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; месту, условиям и срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; требования к участникам такой закупки; к форме, порядку, дате и времени окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.
Как видно из материалов дела и установили суды, 30.04.2020 Учреждение на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ разместило извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме на поставку учебного стенда "Поиск неисправностей" FFDE-19 и поставку учебного стенда "Монтаж холодильной установки" RCDE-2. Неотъемлемой частью заявки на поставку оборудования являются инфраструктурные листы Ворлдскиллс Россия.
Согласно техническому заданию оборудование должно быть сертифицировано до момента подачи заявки на участие в конкурсе. Документация должна содержать, в том числе Методические рекомендации.
Такое требование к предмету поставки обусловлено тем, что закупка выполнялась в рамках мероприятий гранта "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" федерального проекта "Молодые профессионалы" и условий конкурсной заявки Учреждения. Основной целевой показатель данного гранта - внедрение стандарта WorldSkills в учебные программы и повышение квалификации мастеров производственного обучения с применением такого стандарта.
Закупаемое оборудование подлежало использованию при реализации основных профессиональных образовательных программ при изучении общепризнанных дисциплин и профессиональных модулей, в том числе учебных практик, производственных практик, при проведении практических работ, при проведении демонстрационного экзамена.
Порядок их проведения утвержден распоряжением Министерства просвещения России от 01.04.2020 N Р-36 "О внесении изменений в приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 01.04.2019 N Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена".
Приказом Министерства образования Нижегородской области, Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 14.09.2016 N 3320/144 утвержден Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста в Нижегородской области. Внедрение системы практико-ориентированной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, включая дуальную систему подготовки кадров, обеспечивающую подготовку кадров с учетом международных требований, передовых технологий и стандартов WorldSkills является требованием Регионального стандарта.
Оценив материалы дела, суды пришли к выводу, что спорные положения конкурсной документации, содержащие требования о наличии в пакете документации к оборудованию, подлежащему поставке, Методических рекомендаций, установлены заказчиком в рамках реализации мероприятий гранта с учетом специфики закупки. Они не создают неисполнимых требований к предмету закупки, дополнительных ограничений в возможности подачи заявок на участие в закупке, не нарушают иных принципов осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности нарушения Учреждением положений Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, поскольку Управление доказало соответствие закону оспариваемого решения, а Общество не представило доказательств нарушения этим решением его прав и законных интересов, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. С учетом установленных судами обстоятельств, доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права. По существу, доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А43-24982/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профистенд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив материалы дела, суды пришли к выводу, что спорные положения конкурсной документации, содержащие требования о наличии в пакете документации к оборудованию, подлежащему поставке, Методических рекомендаций, установлены заказчиком в рамках реализации мероприятий гранта с учетом специфики закупки. Они не создают неисполнимых требований к предмету закупки, дополнительных ограничений в возможности подачи заявок на участие в закупке, не нарушают иных принципов осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о недоказанности нарушения Учреждением положений Закона N 223-ФЗ.
...
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. С учетом установленных судами обстоятельств, доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права. По существу, доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 июля 2021 г. N Ф01-2915/21 по делу N А43-24982/2020