Нижний Новгород |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А17-4300/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заявителя: Воронина В.Г. (доверенность от 02.02.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента управления имуществом Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021
по делу N А17-4300/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инжспецстройсервис"
(ИНН: 3729025866, ОГРН: 1033700053221)
о признании незаконным решения
Департамента управления имуществом Ивановской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инжспецстройсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента управления имуществом Ивановской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 23.03.2020 N ДУИ-651-20, в реализации преимущественного права приобретения нежилого административного здания с кадастровым номером 37:24:020107:43, площадью 292,3 квадратного метра, этажность 2, расположенного по адресу: город Иваново, проспект Ленина, дом 52.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
По мнению Департамента, отсутствие сведений об Обществе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр) в течение трех лет свидетельствует о несоответствии заявителя условиям, при наличии которых у него возникает право преимущественного приобретения арендуемого имущества. Департамент не уполномочен проверять соответствие заявителя, не включенного в Реестр, категории субъекта малого и среднего предпринимательства.
Подробно доводы Департамента изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Департамента, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в собственности Ивановской области находится нежилое здание с кадастровым номером 37:24:020107:43, площадью 292,3 квадратного метра, расположенное по адресу: город Иваново, проспект Ленина, дом 52, что подтверждается записью в ЕГРН от 03.06.2005 N 37-37-01/091/2005-282.
Здание арендовано Обществом по договору от 20.11.2002 N 490/2002 (в редакции дополнительного соглашения от 07.06.2019 N 09/2019), заключенному Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) на срок с 01.11.2002 по 01.11.2022.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 28.02.2020 N 5 о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности Ивановской области, в соответствии с Законом N 159-ФЗ.
В письме от 23.03.2020 N ДУИ-651-20 Департамент отказал Обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, указав, что Общество внесено в Реестр 10.08.2019, что не соответствует требованию, установленному в пункте 1 части 2.1 статьи 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, о нахождении арендуемого имущества во владении заявителя как у субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет.
Не согласившись с отказом Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 159-ФЗ, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что нахождение Общества в Реестре менее трех лет не является основанием для отказа в выкупе арендуемого имущества.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, урегулированы Законом N 159-ФЗ.
Преимущественное право, предусмотренное статьей 3 Закона N 159-ФЗ, может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
В силу части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с данным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Основанием для отказа Департамента в удовлетворении заявленного требования послужило отсутствие доказательств непрерывного владения Обществом, как субъектом малого и среднего предпринимательства, арендованным имуществом в течение трех лет.
Вместе с тем, законом не установлено требование о наличии у субъекта статуса малого и среднего предпринимательства" в течение трех лет. Статус такового необходим на момент обращения с заявлением о выкупе арендованного имущества.
В рассматриваемом случае арендуемое недвижимое имущество находилось во временном пользовании заявителя непрерывно более трех лет; арендуемое здание включено в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование малому и среднему бизнесу распоряжением Департамента от 21.07.2011 N 489; на момент подачи заявления Общество числилось в Реестре и не имело задолженности по арендной плате.
Следовательно, суды правомерно признали спорное решение Департамента не соответствующим нормам действующего законодательства и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Ссылка Департамента на то, что данное толкование закона позволяет неограниченному кругу лиц получить государственную поддержку, оказываемую субъектам малого или среднего предпринимательства, отклоняется судом округа, поскольку основана на предположениях и противоречит статье 4 Закона N 209-ФЗ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.11.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по делу N А17-4300/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Закона N 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с данным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
...
Ссылка Департамента на то, что данное толкование закона позволяет неограниченному кругу лиц получить государственную поддержку, оказываемую субъектам малого или среднего предпринимательства, отклоняется судом округа, поскольку основана на предположениях и противоречит статье 4 Закона N 209-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июля 2021 г. N Ф01-2747/21 по делу N А17-4300/2020