Нижний Новгород |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А28-12499/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
потребительского общества "Просницкое"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2021
по делу N А28-12499/2020
по иску акционерного общества "Куприт"
(ИНН:4346049110, ОГРН:1024301305654)
к потребительскому обществу "Просницкое"
(ИНН:4312019773, ОГРН:1024300752486)
о взыскании долга
и установил:
акционерное общество "Куприт" (далее - АО "Куприт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к потребительскому обществу "Просницкое" (далее - ПО "Просницкое") о взыскании 31 072 рублей 56 копеек задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2019 N 7570-2019/ТКО за период с января по июль 2019 года.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ПО "Просницкое" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащие применению статьи 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и не применили статью 780 названного Кодекса, а также сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку истец не представил доказательств оказания услуг лично в соответствии с условиями договора. Заявитель указывает, что заключенный между истцом и ответчиком договор не предусматривает оказание услуг третьими лицами.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
АО "Куприт" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, АО "Куприт" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальным отходами (далее - ТКО) на территории Кировской области с 01.01.2019.
Ответчик обратился к истцу с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в приложении к которой указал площади, адреса объектов и объем вывозимых отходов: г. Кирово-Чепецк, ул. Вятская Набережная, д. 1, помещение 1001 (площадь - 51,6 квадратного метра, отходы от магазина розничной торговли - 8,6 кубического метра в год), ул. Молодежная, 9 (площадь - 77,6 квадратного метра, объем отходов - 52,3 кубического метра в год).
На основании указанной заявки стороны подписали договор от 01.07.2019 N 7570-2019/ТКО, в соответствии с которым региональный оператор взял на себя обязанность принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель - оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
В силу пункта 2 договора объем ТКО, места их накопления, периодичность вывоза, информация о размещении мест накопления и подъездных путей к ним определяются в приложении N 1 к договору.
В приложении N 1 определены объем и места накопления ТКО, периодичность вывоза ТКО, а именно: г. Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д. 70/1 (объем - 4,5 кубического метра в год по актам за 2018 год), и ул. Молодежная, д. 13 (объем - 51,5 кубического метра в год по актам за 2018 год).
В силу пункта 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия, утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу регионального оператора, но не позднее 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 26 договора, который согласован сторонами без разногласий, договор действует с даты применения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, но не позднее чем с 01.01.2019 и до 31.12.2019.
В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услуги регионального оператора.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-тко-2019 "О едином тарифе на услугу регионального оператора по об-ращению с твердыми коммунальными отходами для АО "Куприт" установлен единый тариф на услуги регионального оператора: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 791,35 рубля за 1 куб. метр, с 01.07.2019 по 31.08.2019 - 800,57 рубля за 1 куб. метр.
В силу пункта 6 договора региональный оператор предъявляет потребителю акт выполненных работ, а также счет-фактуру и счет для произведения за оказанную услугу не позднее 5-ого числа месяца, следующего за расчетным. Потребитель на основании полученного платежного документа (счета) обязан оплатить коммунальную услугу по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае неполучения по каким-либо причинам до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, платежного документа, потребитель обязан для надлежащего исполнения обязательств по оплате получить дубликат платежного документа путем обращения в адрес регионального оператора. В случае отсутствия обращения потребителя платежный документ считается полученным им в необходимый для оплаты в соответствии с условиями договора срок.
В подтверждение оказанных услуг истец представил акты о приемке выполненных работ от 30.09.2019 N 44955, 45650, 46108, 46554, 46995, 47538, 45257 на общую сумму 31 072 рубля 56 копеек, а также доказательства направления их ответчику.
Ответчик 13.11.2019 возвратил без исполнения полученные им документы, указав, что услуги в период с января по июль 2019 года не были оказаны.
Отказ ответчика оплатить долг послужил основанием для обращения АО "Куприт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 425, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Арбитражный суд Кировской области удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводу о наличии у ответчика неисполненного обязательства по оплате оказанных истцом услуг.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
В пункте 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу пункта 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 23 Правил N 1156 предусмотрено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что стороны в пункте 26 договора согласовали действие договора на возникшие между ними отношения с 01.01.2019, что соответствует Правилам N 1156.
Истец подтвердил факт оказания ответчику услуг первичными документами, обязанность по составлению которых предусмотрена условиями договора.
Доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанностей по оказанию услуг материалы дела не содержат.
Вопреки доводам заявителя жалобы привлечение региональным оператором операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного суды, проверив расчет стоимости оказанных услуг, правомерно удовлетворили иск о взыскании с ПО "Просницкое" спорной суммы долга.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.03.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2021 по делу N А28-12499/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу потребительского общества "Просницкое" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на потребительское общество "Просницкое".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 23 Правил N 1156 предусмотрено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июля 2021 г. N Ф01-3378/21 по делу N А28-12499/2020