Нижний Новгород |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А11-15232/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2020 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021
по делу N А11-15232/2019
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Владимирводоканал" города Владимира (ОГРН: 1023301463239, ИНН: 3302001983)
о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 04.10.2019 N 1600-01-02
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Владимирводоканал" города Владимира (далее - МУП "Владимирводоканал", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной Инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 04.10.2019 N 1600-01-02.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Самаркина Ирина Анатольевна, Самаркин Юрий Георгиевич, Самаркина Юлия Юрьевна.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2021, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По его мнению, Предприятие неправомерно при расчете платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению не учитывало показания индивидуального прибора учета холодной воды, а исходило из нормативов потребления коммунальных услуг. Основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали, так как МУП "Владимирводоканал" допустило нарушение требований жилищного законодательства. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Предприятие представило ходатайство о рассмотрении спора в его отсутствие, полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Указом губернатора Владимирской области от 11.02.2020 N 14 Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области с 01.05.2020 переименована в Инспекцию государственного жилищного надзора Владимирской области (сведения в ЕГРЮЛ внесены 21.05.2020).
Как следует из материалов дела, с целью проверки информации, изложенной в обращении собственника квартиры N 41 многоквартирного дома N 155 по улице Лакина в городе Владимире и на основании приказа заместителя руководителя Инспекции от 03.10.2019 N 2153-01-02 уполномоченное должностное лицо Инспекции провело внеплановую документарную проверку в отношении МУП "Владимирводоканал" на предмет соблюдения обязательных требований к порядку начисления платы за коммунальную услугу холодное водоснабжение и водоотведение.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.10.2019 N 1600-01-02.
По окончании проверки Инспекция выдала предписание от 04.10.2019 N 1600-01-02, которым обязала Предприятие в срок до 31.10.2019 произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение исходя из показаний индивидуального прибора учета холодного водоснабжения СВ-15 N 29873 за период с 01.01.2019 по 01.08.2019.
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 354, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами N 354.
В части 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 81 (12) Правил N 354 определено, что в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета прибор учета считается вышедшим из строя.
На основании "а" пункта 59 Правил N 354 в случае выхода из строя индивидуального прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5 (пунктом 60 Правил N 354).
Как видно из материалов дела, Самаркина И.А. и МПП ВКХ 15.01.1997 заключили договор N 32491ж на отпуск питьевой воды, прием и очистку сточных вод по вышеуказанному адресу.
В квартире зарегистрировано три человека, что подтверждается справкой о составе семьи от 03.09.2020, выданной управляющей компанией - обществом с ограниченной ответственностью "Жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8" (далее - ООО "ЖРЭП N 8").
Жилое помещение по адресу: город Владимир, улица Лакина, дом 155, квартира 41 с 23.06.2014 оборудовано двумя индивидуальными приборами учета воды:
N 29873 СВ-15/3-Х - срок поверки 14.02.2020,
N 29871 СВ-15Г - срок поверки 14.02.2018 (введен в эксплуатацию после поверки 04.07.2019 со сроком поверки 23.06.2023).
С 01.08.2014 по 31.12.2018 расчет начислений за услуги холодного водоснабжения и водоотведения осуществлялся ООО "ЕРИЦ "Владимирской области" на основании агентского договора.
С 01.01.2019 МУП "Владимирводоканал" возобновило расчеты с потребителями в связи с истечением срока агентского договора.
С января 2019 года по 03.07.2019 (до даты ввода прибора учета в эксплуатацию после проведенной поверки) расчет начисления платы за услуги водоснабжения и водоотведения Предприятие производило в соответствии с пунктом 60 Правил по нормативу потребления исходя из количества зарегистрированных граждан с применением повышающего коэффициента.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о том, что потребителю предоставляются коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения, учет количества которых ведется соответствующими приборами учета, поэтому расчеты по указанным услугам осуществляются отдельно и, соответственно, приборы учета холодной и горячей воды, установленные в жилом помещении, не составляют в совокупности один узел учета воды, в связи с чем предписала МУП "Владимирводоканал" произвести пересчет платы за ХВС и водоотведение исходя из показаний ИПУ ХВС СВ-15 N 29873 за период с 01.01.2019 по 01.08.2019.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 предусмотрено, что горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно письму ООО "ЖРЭП N 8" от 27.07.2020 N 1059 в многоквартирном жилом доме N 155 по улице Лакина в городе Владимире приготовление горячей воды осуществляется в первой и второй ступенях кожухо-трубных водоподогревателей ГВС, расположенных в индивидуальном тепловом пункте данного дома.
Суды установили, что собственники помещений многоквартирного дома приобретают холодную воду у Предприятия по договорам холодного водоснабжения и водоотведения, расчет которой производится двумя приборами учета N 29873 СВ-15/3-Х, 29871 СВ-15Г, а тепловую энергию - у соответствующей теплоснабжающей организации.
Коммунальная услуга горячего водоснабжения в том смысле, в котором это понятие используется в Правилах (как деятельность Исполнителя по подаче коммунального ресурса), в указанном многоквартирном доме отсутствует.
При наличии "прямых" договоров потребители фактически приобретают коммунальные ресурсы "холодная вода" и "тепловая энергия" и с помощью находящегося в общей собственности оборудования производят горячую воду.
Следовательно, все приборы учета воды, установленные в жилых помещениях, учитывают холодную воду, на поставку которой у потребителей заключены договоры с МУП "Владимирводоканал", и, соответственно, являются узлом учета, используемым для определения объемов потребления ресурса "холодная вода" в каждом жилом и нежилом помещении многоквартирного дома.
Теплоснабжающая организация использует показания части приборов учета (горячей воды) для определения объема тепловой энергии, которая использована для подогрева воды, а Предприятие производит расчет платы за весь объем холодной воды, потребленной потребителем, в том числе, в составе горячей воды.
Действующим законодательством не установлена обязанность МУП "Владимирводоканал" делить услугу холодного водоснабжения, а также и используемые при расчете платы за нее приборы учета, в зависимости от целей ее использования.
Суды обоснованно посчитали, что в рассмотренном случае при выходе из строя одного из установленных в жилом помещении приборов учета, расчет за объемы потребленной в жилом помещении холодной воды (в том числе использованной для приготовления горячей воды) за период с 01.01.2019 по 03.07.2019 должен осуществляться исходя из нормативов потребления.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что действия Предприятия в спорный период исходя из нормативов потребления соответствовали нормам действующего законодательства, в связи с чем у Инспекции не имелось правовых оснований для выдачи заявителю предписания от 04.10.2019 N 1600-01-02.
Суды также верно указали, что требование о производстве перерасчета за период с 01.01.2019 по 01.08.2019 также необоснованно в связи с тем, что расчет по индивидуальным приборам учета возобновлен с 04.07.2019 (с момента ввода прибора учета в эксплуатацию).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства во взаимосвязи и совокупности, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему жилищному законодательству и нарушает права и законные интересы Предприятия.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали предписание Инспекции незаконным и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу N А11-15232/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 предусмотрено, что горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июля 2021 г. N Ф01-3329/21 по делу N А11-15232/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3329/2021
31.03.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1154/2021
07.12.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-15232/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-15232/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-15232/19