Нижний Новгород |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А29-13518/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северторг" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу N А29-13518/2019 Арбитражного суда Республики Коми
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
к обществу с ограниченной ответственностью "Северторг" (ИНН: 1104005580, ОГРН: 1021100859383)
о взыскании задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация муниципального образования городского округа "Инта", открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, общество с ограниченной ответственностью "Север Строй Инвест",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - ООО "Региональный оператор Севера", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Северторг" (далее - ООО "Северторг", Общество) о взыскании 75 147 рублей 27 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанных в период с ноября 2018 года по май 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования городского округа "Инта", открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, общество с ограниченной ответственностью "Север Строй Инвест".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.11.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
ООО "Северторг" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что задолженность за оказанные услуги в спорном периоде подлежит определению исходя из норматива накопления только в части площади магазина, составляющего 78 квадратных метров, а не общей площади помещения, равной 436 квадратных метров, включающей офисные и бытовые помещения. Кроме того, расчет задолженности исходя из норматива, а не количества контейнеров ущемляет интересы Общества, являющего субъектом малого предпринимательства.
Региональный оператор в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Северторг" направило Региональному оператору заявки от 12.12.2018 N 22/12 и от 21.01.2019 N 31/01 на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, полученные последним 17.12.2018 и 14.03.2019 соответственно.
Представленные истцом договоры на оказание услуг по обращению с ТКО N 1543/РО-П/2018 и от 09.01.2019 N 1766/РО-П/2019 ответчик не подписал.
Согласно пунктам 4 и 26 договора N 1543/РО-П/2018, составленного истцом на условиях типового договора, дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.11.2018; договор действует с момента его подписания по 31.12.2018.
В силу пункта 5 договора N 1543/РО-П/2018 под расчетным периодом по договору понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора - 10 606 рублей 91 копейка ежемесячно, общая сумма договора - 21 213 рублей 82 копейки.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании универсального передаточного документа (пункт 6 договора N 1543/РО-П/2018).
В приложении N 1 к договору N 1543/РО-П/2018 отражено наименование объекта с объемом принимаемых ТКО за год: магазин "Ухта": 169840, Республика Коми, г. Инта, ул. Мира, д. 23 - 20,356 куб.м. Место накопления ТКО по объекту отражено - бесконтейнерный сбор (пакеты, пр. емкости).
Согласно пункту 4 договора от 09.01.2019 N 1766/РО-П/2019, составленного истцом на условиях типового договора, дата начала оказания услуг - с 01.01.2019.
В силу пункта 5 договора от 09.01.2019 N 1766/РО-П/2019 под расчетным периодом по договору понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: январь - июнь 2019 года - 10 786 рублей 69 копеек ежемесячно; июль - декабрь 2019 года - 11 045 рублей 61 копейка ежемесячно.
В приложении N 1 к договору от 09.01.2019 N 1766/РО-П/2019 отражено наименование объекта с объемом принимаемых ТКО за год: магазин "Ухта": 169840, Республика Коми, г. Инта, ул. Мира, д. 23 - 122,136 куб.м.
Место накопления ТКО по объекту отражено - бесконтейнерный сбор (пакеты, пр. емкости).
В обоснование факта оказания ответчику услуг по договорам в период с ноября 2018 года по май 2019 года истец представил универсальные передаточные документы от 31.12.2018 N 21126/РО (за период с ноября 2018 года по декабрь 2018 года) на сумму 21 213 рублей 82 копейки, от 28.02.2019 N 6817/РО (период с января 2019 года по февраль 2019 года) на сумму 21 573 рубля 38 копеек, от 31.03.2019 N 9770/РО (за март 2019 года) на сумму 10 786 рублей 69 копеек, от 30.04.2019 N 13874/РО (за апрель 2019 года) на сумму 10 786 рублей 69 копеек, от 31.05.2019 N 18158/РО (за май 2019 года) на сумму 10 786 рублей 69 копеек.
Направленная ответчику претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о недоказанности истцом факта оказания ответчику услуг по обращению с ТКО и отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд, руководствуясь этими же нормами права, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск. Суд пришел к выводу о наличии у ответчика неисполненного обязательства по уплате спорной суммы долга и удовлетворил иск.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В силу пункта 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пунктах 16 и 20 типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
На основании пункта 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде-рации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что истец подтвердил факт оказания ответчику услуг первичными документами, обязанность по составлению которых предусмотрена условиями договора. Доказательств ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанностей по оказанию услуг материалы дела не содержат.
Поскольку в силу пункта 8 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО, суды правомерно признали, что в данном случае объем ТКО должен определяться в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Вопреки доводам ответчика, применение в расчете норматива накопления ТКО исходя из общей площади, включающей офисные и бытовые помещения, является обоснованным, поскольку Региональный оператор руководствовался данными, указанными в заявке ответчика на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО, подписанной руководителем Общества, и в соответствии с нормативным актом, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, проверив расчет стоимости оказанных услуг и неустойки, суды правомерно взыскали с ответчика в пользу истца спорную сумму долга.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела и им не противоречат.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу N А29-13518/2019 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северторг" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Северторг".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2021 г. N Ф01-3498/21 по делу N А29-13518/2019