Нижний Новгород |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А29-3828/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2021.
Решение изготовлено в полном объеме 29.07.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего судьи Чижова И.В.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балабан Т.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комплекс" (ИНН: 1103013613, ОГРН: 1151101008574) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019,
заинтересованные лица - Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН:1103007560, ОГРН: 1131103000214),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комплекс" (далее - ООО "Жилищно-эксплуатационный комплекс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019.
Доводы заявителя основаны на положениях Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениях, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", практике Европейского Суда по правам человека.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Финансовое управление) и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет).
Финансовое управление в отзыве на заявление просило отказать в удовлетворении заявленного требования в полном объеме, сославшись на то, что бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" является дотационным, а требования Общества фактически направлены на восполнение имущественных потерь заявителя, что противоречит правовой природе компенсации. Комитет в отзыве на заявление поддержал позицию Финансового управления, указал на необоснованность Обществом суммы компенсации и на совершение Финансовым управлением всех возможных действий, направленных на исполнение судебного акта.
Заинтересованные лица также сослались на то, что к моменту подачи заявления о присуждении компенсации решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019 исполнено в полном объеме 18.12.2020.
Финансовое управление представило переписку с Правительством Республики Коми, свидетельствующую о неоднократном обращении муниципального образования с просьбой обеспечить дополнительное финансирование, а также реестр судебных решений и расчет потребности средств для оплаты расходов по исполнительным документам на содержание пустующего муниципального фонда по состоянию на 18.02.2021, предоставленные Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
По состоянию на апрель 2021 года (к моменту обращения Общества с заявлением о присуждении компенсации) кредиторская задолженность муниципального образования по предъявленным к оплате исполнительным документам составила 179,3 миллиона рублей. Судами вынесены решения, по которым исполнительные листы еще не были предъявлены к исполнению, на сумму 149,6 миллиона рублей. На рассмотрении в судах находятся дела на сумму 155,8 миллиона рублей, прогноз объема предъявления исков в 2021 году - 200 миллионов рублей.
В предварительном судебном заседании представитель Финансового управления просила отказать в удовлетворении заявления о присуждении компенсации, указала на принятие Финансовым управлением и администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" всех возможных мер по привлечению внимания к многолетней проблеме увеличения пустующего жилищного фонда. Уже длительное время реализуется программа по расселению малозаселенных домов в целях уплотнения муниципального жилищного фонда. По данной проблеме регулярно проводятся публичные слушания, которые представители управляющих компаний не посещают и не предлагают путей выхода из сложившейся ситуации. Общество, являясь коммерческой организацией и осознавая сложную ситуацию региона, должно оценивать риски, связанные со своей деятельностью, когда участвуют в конкурсе.
Лица, участвующие в деле, определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.04.2021 о принятии заявления о присуждении компенсации к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания, судебного заседания, получили.
Определением от 15.06.2021 предварительное судебное заседание по рассмотрению заявления Общества откладывалось в связи с болезнью председательствующего судьи Чижова И.В. до 29.06.2021.
Определением от 29.06.2021 суд округа завершил подготовку дела по заявлению о присуждении компенсации и назначил дело к судебному разбирательству на 26.07.2021.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.07.2021 произведена замена судьи Трубниковой Е.Ю. на судью Чиха А.Н. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены судьи рассмотрение заявления о присуждении компенсации начато с начала.
Суд округа удовлетворил ходатайства Финансового управления и Комитета о рассмотрении заявления в отсутствие представителя.
ООО "Жилищно-эксплуатационный комплекс", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, представителя в судебное заседание не направило.
Исследовав материалы дела, Арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019, с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета за счет средств казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу ООО "Жилищно-эксплуатационный комплекс" взыскано 1 062 428 рублей задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019 вступило в законную силу 31.10.2019. Обществу 12.11.2019 выдан исполнительный лист серии ФС N 030824156, который 29.11.2019 поступил на исполнение в Финансовое управление.
Финансовым управлением произведена частичная оплата долга на сумму 70 000 рублей платежным поручением от 30.03.2020 N 422476.
Производство по исполнению судебного акта окончено 18.12.2020 (платежное поручение от 18.12.2020 N 24982).
Неисполнение решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019 длительное время послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с заявлением, в котором за нарушение права на исполнение в разумный срок указанного судебного акта просит присудить компенсацию в размере 250 000 рублей.
Рассмотрев доводы заявителя и заинтересованных лиц, Арбитражный суд Волго-Вятского округа счел заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации (часть 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (часть 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление о компенсации) разъяснено, что для исполнения судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд округа установил, что начало срока для исполнения судебного акта в рассматриваемом случае следует исчислять с 29.11.2019, и он истек 29.02.2020.
Согласно части 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзацу первому пункта 40 Постановления о компенсации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок арбитражный суд устанавливает факт нарушения данного права исходя из доводов, изложенных в заявлении, но не ограничиваясь ими, а также из достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта и общей продолжительности неисполнения судебного акта.
В соответствии с пунктом 46 Постановления о компенсации действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета.
В силу части 3 статьи 1 Закона о компенсации, присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Исследовав материалы дела во взаимосвязи и в совокупности, суд округа пришел к выводу о том, что исполнительный лист серии ФС N 030824156, выданный Арбитражным судом Республики Коми 12.11.2019, своевременно представлен в Финансовое управление (пункт 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации); заявление взыскателя содержит все необходимые реквизиты.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 55 Постановления о компенсации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В отношении разумного срока исполнения судебного акта Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что задержка менее года в исполнении решения о присуждения денежной выплаты в принципе совместима с Конвенцией, тогда как более длительная задержка на первый взгляд представляется неразумной. Однако эта презумпция может быть отклонена при наличии особых обстоятельств и с надлежащим учетом упомянутых критериев "разумности" (постановление от 01.07.2014 по делу "Герасимов и другие (Gerasimov and Others) против Российской Федерации", § 169).
С учетом установленных по делу обстоятельств суд округа пришел к выводу о том, что общая продолжительность неисполнения решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019, исчисляемая с даты поступления исполнительного листа в Финансовое управление (29.11.2019), на дату исполнения судебного акта (18.12.2020) составила 386 дней, то есть чуть более года.
Такой срок исполнения судебного акта не соответствует критерию разумности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 Постановления о компенсации, установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (часть 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что органы власти не могут ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга, установленного решением суда. Этот же принцип применим к сложностям, которые могут возникнуть в межбюджетных отношениях между получателями средств федерального бюджета, а также иным затруднениям, связанным, в том числе, с бюджетными проверками и согласованиями. Очевидно, что та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана, но задержка не может быть такой, чтобы нарушала саму суть права, гарантируемого пунктом 1 статьи 6 Конвенции. Финансовые трудности, испытываемые государством, не должны были препятствовать заявителю получить причитающиеся ему денежные суммы, присужденные в результате судебного разбирательства. Не приняв в течение значительного периода времени необходимых мер для исполнения вступившего в законную силу судебного решения, власти лишают заявителя права на судебное разбирательство и препятствуют получению денежных средств, на которые заявитель был вправе рассчитывать (постановления: от 07.05.2002 по делу "Бурдов (Burdov) против России", § 35; от 28.09.2006 по делу "Чернышов и 11 других (Chernyshov and 11 others) против Российской Федерации", § 14; от 28.09.2006 по делу "Сильченко (Silchenko) против Российской Федерации", § 45;
от 05.10.2006 по делу "Лазарев (Lazarev) против Российской Федерации", § 17).
Вместе с тем, как указано в пункте 60 Постановления о компенсации, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
Таким образом, определение размера компенсации основано на оценке доказательств.
Финансовое управление в обоснование своих возражений ссылается на то, что принимаемые муниципальным образованием меры по оптимизации и эффективности использования материальных и финансовых ресурсов не позволяют в полном объеме исполнить муниципальные расходные обязательства в реализации имеющихся полномочий по причине недостаточности доходов и несбалансированности бюджета района, что привело к образованию кредиторской задолженности. Считает необходимым учитывать специфику региона как моногорода.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд округа при определении размера компенсации и возможности применения дополнительной меры в виде взыскания процентов годовых от присужденной суммы компенсации исходит из следующего.
В 1967 году город Воркута с подчиненной ему территорией отнесен к районам Крайнего Севера. Воркута изначально развивалась как центр угледобычи и наибольшего расцвета достигла в 1980-х годах, когда численность населения региона достигла 218 тысяч человек. Политический, экономический, социальный кризис в 1990-е годы повлиял на угледобывающее производство; была принята программа реструктуризации шахт; начался спад производства. Если к началу 1990-х годов в окрестностях Воркуты работало 13 крупных шахт, в настоящий момент в Воркуте их осталось четыре: "Воркутинская", "Воргашорская", "Комсомольская", "Заполярная".
В связи с закрытием шахт и других предприятий угледобывающей промышленности, тяжелыми условиями жизни (условия Крайнего Севера) в регионе с каждым годом увеличивался отток населения (по данным Росстата по состоянию на 01.01.2019 численность населения сократилась до 54,2 тысячи человек), что привело к значительному росту пустующего жилищного фонда.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.04.2015 N 668-р муниципальное образование городской округ "Воркута" внесен в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.
В решении Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 22.06.2020 N 764 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Воркута" на период до 2035 года" указано, что одной из проблем муниципального образования городского округа "Воркута" является постоянный отток населения в другие регионы. Граждане выезжают из Воркуты на постоянное место жительства и оставляют свои квартиры или сдают муниципалитету.
В результате чего увеличивается количество пустующих жилых помещений.
В некоторых отдаленных от города населенных пунктах многоквартирные дома заселены на 5 - 20 процентов. Содержание таких домов обходится муниципалитету в 580 миллионов рублей в год (муниципальный бюджет вынужден компенсировать ресурсоснабжающим и обслуживающим организациям выпадающие доходы за пустующее жилье), которые можно было бы направить на развитие Воркуты. Поэтому, первым шагом было проведение тотальной инвентаризации жилого фонда, а следующим шагом - работа по переселению граждан из малозаселенных домов неперспективных населенных пунктов в те районы города, которые в ближайшие годы будут активно развиваться.
За пять лет обследовано более 20 000 жилых помещений. Количество пустующих квартир увеличилось с 3300 в 2014 году до 5000 в 2018 году.
В целях сокращения неэффективных расходов местного бюджета на содержание избыточной инфраструктуры разработана и реализуется программа "Комплексное градоэкономическое преобразование города Воркуты", предусматривающая поэтапное переселение более одной тысячи семей из 4 малозаселенных пунктов (мкр. Советский, мкр. Цементнозаводский, пгт. Комсомольский и пгт. Заполярный), уплотнение пгт. Воргашор и отключение 47 многоквартирных домов. Программа предполагает сжатие социально-экономического пространства в центральную часть Воркуты, где сохранилась наиболее развитая и плотная инфраструктура жизнеобеспечения города, а также предусматривает закрытие неперспективных населенных пунктов. За два года реализации программы отремонтировано 290 пустующих жилых помещений, переселено 212 семей, отключено от инженерных коммуникаций 13 многоквартирных домов.
Ежегодно на очередной финансовый год и плановый период администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" определяется бюджетная политика, главными ориентирами которой являются обеспечение платежеспособности муниципального образования городского округа "Воркута", соответствия параметров бюджета региона ограничениям, установленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации, устранение риска неисполнения финансовых обязательств, поддержание сбалансированности муниципального бюджета.
Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 06.07.2017 N 1080 утверждена программа оздоровления муниципальных финансов (оптимизации расходов) муниципального образования городского округа "Воркута" на период 2017 - 2019 годов, основными направлениями реализации которой являются: увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета, оптимизация расходов и повышение эффективности расходов бюджета, сокращение муниципального долга муниципального образования городского округа "Воркута".
Из указанного документа усматривается, что за период 2012 - 2016 годы имело место падение доходов муниципального бюджета и рост муниципального долга. Отношение объема муниципального долга муниципального образования городского округа "Воркута" к собственным доходам в 2016 году составило 11,4 процента.
В настоящее время в соответствии с расчетом потребности средств для оплаты расходов муниципального образования по исполнительным документам за содержание пустующего муниципального фонда, представленном администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (письмо от 18.02.2021), по состоянию на 18.02.2021 муниципальному образованию предъявлено 491 исполнительный документ по взысканию задолженности за содержание пустующего муниципального фонда на общую сумму 162 669 262,21 рубля. Кроме того, на указанную дату вынесено 686 судебных актов, которыми взыскана задолженность за содержание пустующего муниципального фонда на общую сумму 158 428 651 рубль, однако исполнительные листы по ним еще не предъявлены к исполнению.
Из материалов следует, что администрация муниципального образования городского округа "Воркута" с 2019 года неоднократно обращалась за оказанием финансовой поддержки региону, предоставляя, в том числе расчеты задолженности по исполнительным листам и перспективы ее роста.
Так, администрация муниципального образования городского округа "Воркута" направляла письма в Правительство Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, главе Республики Коми.
Вопрос о предоставлении субсидий на оплату расходов по содержанию пустующего муниципального жилищного фонда и увеличения расходной части бюджета Республики Коми неоднократно выносился на рассмотрение Правительственной бюджетной комиссии.
Законом Республики Коми от 16.12.2019 N 99-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" бюджету муниципального образования городского округа "Воркута" предусмотрены дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в объеме 570,4 миллиона рублей, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в объеме 265,1 миллиона рублей, а также выделены бюджетные ассигнования по предоставлению субсидии на оплату муниципальным учреждениям расходов по коммунальным услугам в объеме 148,4 миллиона рублей.
Из письма Министерства финансов Республики коми от 03.11.2020 следует, что муниципальному образованию городской округ "Воркута" в 2020 году из бюджета Республики Коми предоставлялся бюджетный кредит для погашения долговых обязательств в размере 100 миллионов рублей со сроком погашения до 25.12.2020. В целях оказания финансовой помощи по вопросам, связанным, в том числе, с взысканием с муниципального образования городской округ "Воркута" задолженности по содержанию незаселенного муниципального жилищного фонда, нежилых помещений в многоквартирных домах, Правительством Республики Коми принято решение о реструктуризации денежных обязательств по бюджетным кредитам местным бюджетам, предоставленным в 2020 году.
Высвободившиеся денежные средства были направлены Финансовым управлением на погашение задолженности по исполнительным листам, в том числе задолженности перед Обществом по исполнительному листу серии ФС N 030824156, которая к моменту обращения с заявлением о присуждении компенсации была полностью погашена.
Из письма администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 03.09.2020 N 06/1452 следует, что она предоставляла сведения министру экономики Республики Коми для подготовки обращения в Минвостокразвития России по вопросу предоставления средств федерального бюджета для ликвидации задолженности по оплате за коммунальные услуги.
Согласно письмам Министерства финансов Республики Коми от 18.02.2021 и 21.04.2021 проблема содержания пустующего муниципального фонда на территории Республики Коми обсуждалась в ходе встречи главы республики Уйба В.В. с Первым заместителем министра финансов Российской Федерации Горниным Л.В., состоявшейся 03.02.2021. Кроме того, Министерства финансов Республики Коми в марте 2021 года направлены обращения в адрес представителей от Государственного совета и Правительства Республики Коми, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об оказании содействия в решении вопроса о выделении из федерального бюджета финансовой помощи на содержание пустующего муниципального фонда для северных территорий Российской Федерации и для Республики Коми в частности.
Министерство финансов Республики Коми в письме от 21.05.2021 N 05-13/2666 указало, что вопрос о возможности оказания финансовой поддержки бюджету муниципального образования городского округа "Воркута" на оплату расходов по содержанию незаселенного муниципального жилищного фонда в 2021 году будет рассмотрен при подготовке проекта Закона Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" и при условии поступления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета и (или) поступления дополнительных доходов. Возможными способами оказания финансовой помощи из республиканского бюджета являются предоставление субсидии в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации или иного межбюджетного трансферта в соответствии со статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В случае принятия положительных решений по вопросу выделения средств республиканского бюджета, вопрос оказания финансовой поддержки в 2021 году будет рассмотрен в форме иного межбюджетного трансферта, в 2022 - 2024 годах - в форме субсидии.
Таким образом, из представленной Финансовым управлением переписки с Правительством Республики Коми, Министерством финансов Республики Коми усматривается, что проблема содержания пустующего муниципального фонда доведена до сведения уполномоченных органов всех уровней власти, в том числе федеральных, признается ими, носит социально значимый характер, однако с учетом предельного уровня дефицита республиканского бюджета предоставление нецелевой финансовой помощи бюджету муниципального образования на указанные цели невозможно.
Кроме того, в письме от 28.09.2020 Министерство финансов Республики Коми указало, что республиканский бюджет на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов утвержден с предельным уровнем дефицита. В условиях ухудшения социально-экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году прогнозируется значительное снижение объема поступления налогов в бюджет Республики Коми (более чем на 20 процентов в сравнении с показателями 2019 года).
30.01.2020 по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-19), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11.03.2020 указанная ситуация признана пандемией. Пандемия коронавируса, безусловно, сказалась на национальной экономике государства, в том числе на формировании доходной части бюджетов всех уровней страны, что не может не учитываться при оценке действий Финансового управления по исполнению расходной части бюджета применительно к погашению задолженности по исполнительным листам.
В марте 2019 года администрация муниципального образования городского округа "Воркута" направила в Экспертный совет по устойчивому развитию моногородов на 2020 год предложения о внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, предполагающих освобождение муниципального образования от уплаты взносов на капитальный ремонт при наличии пустующих муниципальных помещений в многоквартирном доме, в которых нет перспектив заселения, а также изменений в федеральные законы от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", раздел XV(I) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Администрация муниципального образования городской округ "Воркута" также обращалась к главе Республики Коми с предложением выйти с законотворческой инициативой на федеральный уровень и внести в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации дополнения, касающиеся освобождения ресурсоснабжающих организаций, обеспечивающих тепло-, водо-, электроснабжение муниципальных пустующих жилых и нежилых помещений, от уплаты НДС.
В письмах об оказании финансовой помощи администрацией муниципального образования городской округ "Воркута" неоднократно отмечалось, что проблема долговых обязательств, связанных с содержанием пустующего муниципального фонда, ставит под сомнение возможность подготовки к предстоящему отопительному сезону, что в условиях тяжелых климатических условий сопряжено с безопасностью жизнеобеспечения населения.
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд округа применительно к значимости последствий просрочки исполнения судебного акта для взыскателя и с учетом обстоятельств производства по исполнению решения суда пришел к выводу о том, что требование о присуждении компенсации подлежит удовлетворению частично, в сумме 38 950 рублей. При этом, принимая во внимание указанную специфику муниципального образования городского округа "Воркута", активные действия должника по исполнению судебного акта в условиях пандемии, сокращение общего количества судебных актов, находящихся на исполнении более года, суд округа счел, что основания для установления судебной неустойки (процентов годовых за неисполнение судебного акта) отсутствуют.
В соответствии с частью 2 статьи 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении арбитражного суда указывается на распределение судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением заявления о присуждении компенсации. Расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления о присуждении компенсации в сумме 6000 рублей (подпункт 14 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) относятся на муниципальное образование.
Руководствуясь статьями 167, 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комплекс" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городской округ "Воркута" в лице Финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988) за счет средств бюджета муниципального образования городской округ "Воркута" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комплекс" (ИНН: 1103013613, ОГРН: 1151101008574) 38 950 рублей компенсации и 6000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Выплату произвести на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комплекс" N 40702810128000000641 в Коми отделение N 8617 ПАО "Сбербанк России" город Сыктывкар, корреспондентский счет N 30101810400000000640, БИК 048702640.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
Исполнительный лист выдать и направить с копией настоящего решения в Финансовое управление администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В марте 2019 года администрация муниципального образования городского округа "Воркута" направила в Экспертный совет по устойчивому развитию моногородов на 2020 год предложения о внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, предполагающих освобождение муниципального образования от уплаты взносов на капитальный ремонт при наличии пустующих муниципальных помещений в многоквартирном доме, в которых нет перспектив заселения, а также изменений в федеральные законы от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", раздел XV(I) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Администрация муниципального образования городской округ "Воркута" также обращалась к главе Республики Коми с предложением выйти с законотворческой инициативой на федеральный уровень и внести в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации дополнения, касающиеся освобождения ресурсоснабжающих организаций, обеспечивающих тепло-, водо-, электроснабжение муниципальных пустующих жилых и нежилых помещений, от уплаты НДС.
...
заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный комплекс" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.07.2019 по делу N А29-5844/2019 удовлетворить частично."
Решение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2021 г. N Ф01-2247/21 по делу N А29-3828/2021