Нижний Новгород |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А43-31311/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 06.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
администрации города Сарова Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021
по делу N А43-31311/2020
по заявлению администрации города Сарова Нижегородской области
(ИНН: 5254011693, ОГРН: 1025202199109)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
об отказе в осуществлении действий по постановке на учет бесхозяйного имущества
и установил:
администрация города Сарова Нижегородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) об отказе в осуществлении действий по постановке на учет бесхозяйного имущества, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Саров, пр. Ленина, д. 37 (во дворе дома 37), формализованного в уведомлении об отказе государственной регистрации прав от 28.08.2020 N 52/274/301/2020-2065, а также об обязании устранить допущенные нарушения.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 17.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с названными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросила отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на прекращение деятельности собственника спорного имущества (ООО "ВТК-ИНВЕСТ") 21.12.2016, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в связи с чем объект недвижимости отвечает признакам бесхозяйной вещи, установленным в статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, и Управление обязано было в порядке информационного взаимодействия запросить необходимые документы и внести в Единый государственный реестр недвижимого имущества и сделок с ним соответствующие сведения; судом не привлечено к участию в деле ООО "ВТК-ИНВЕСТ".
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Администрация 27.05.2020 обратилась в Саровский отдел Управления с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - сарай (архив), расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Саров, пр. Ленина, д. 37 (во дворе дома 37).
Рассмотрев заявление, Управление уведомило заявителя (уведомление от 28.08.2020 N 52/274/301/2020-2065) об отказе в осуществлении действий по постановке на учет бесхозяйного имущества, ссылаясь при этом на то, что в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, в связи с чем основания считать объект бесхозяйным отсутствуют.
Посчитав, что отказ Управления в осуществлении действий по постановке на учет бесхозяйного имущества в отношении указанного объекта недвижимости является незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В пункте 7 части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ определено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (далее - Приказ N 931).
Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав). На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав) (пункт 2 Приказа N 931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости (пункт 5 Приказа N 931).
В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию. Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
На основании пункта 49 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Администрация обратилась с заявлением в регистрирующий орган о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости с кадастровым номером 13:60:0010002:387, к которому были приложены, в том числе выписка из ЕГРН от 13.03.2019, выписка из ЕГРН от 13.03.2020, письмо Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 03.04.2020, письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 14.04.2020 и письмо Казенного предприятия Нижегородской области "Нижтехинвентаризация" от 23.04.2020.
Управление в ходе проведения на основании пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственной экспертизы представленных заявителем документов приняло решение о приостановлении постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей ввиду наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости.
При этом орган регистрации отметил, что пока сведения о правах на объект не исключены из ЕГРН, основания считать, что объект недвижимости не имеет собственника или собственник не известен, у органа регистрации прав отсутствуют.
По истечении предоставленного для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей, срока, Управление отказало в государственном кадастровом учете в отношении спорного объекта недвижимости, о чем уведомило заявителя (уведомление об отказе государственной регистрации прав от 28.08.2020 N 52/274/301/2020-2065).
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При наличии в ЕГРН записи о зарегистрированном праве собственности на спорное имущество исключаются обстоятельства, необходимые для постановки бесхозяйной вещи на учет: вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен.
Доказательств отказа собственника от своего права на объект недвижимости в материалы дела не представлено.
Прекращение деятельности юридического лица - собственника имущества (ООО "ВТК-ИНВЕСТ") в связи с исключением его из ЕГРЮЛ само по себе не влечет исключение из ЕГРН сведений о зарегистрированных правах данной организации на имущество. При этом данные документ не был приложен к заявлению Администрации о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно заключили, что при наличии в ЕГРН непогашенной записи о праве собственности на спорный объект недвижимости у Управления отсутствовали правовые основания для постановки этого объекта на учет как бесхозяйного.
Следует отметить, что органа местного самоуправления не лишен права на обращение в регистрирующий орган с заявлением о погашении зарегистрированного в ЕГРН права собственности на спорный объект недвижимости, если его собственник ликвидирован.
Ссылка на непривлечение к участию в деле ООО "ВТК-ИНВЕСТ" не принимается во внимание, ибо как следует из материалов дела и подтверждается самим заявителем указанное лицо прекратило свою деятельность и исключено из ЕГРЮЛ, а потому его привлечение к участию в деле не представляется возможным.
При таких обстоятельствах приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность вынесенных судебных актов, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании действующего законодательства в совокупности обстоятельств дела и не опровергают обоснованности выводов судов, основанных на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Несогласие подателя жалобы с результатом приведенной судами оценки собранных доказательств и установленных обстоятельств не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Оснований для отмены состоявшегося судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А43-31311/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Сарова Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление в ходе проведения на основании пункта 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственной экспертизы представленных заявителем документов приняло решение о приостановлении постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей ввиду наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости.
...
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 августа 2021 г. N Ф01-3554/21 по делу N А43-31311/2020