Нижний Новгород |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А82-20173/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Когута Д.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.12.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021
по делу N А82-20173/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лекро"
(ИНН: 7603058028, ОГРН: 1137603003614)
о признании незаконными решения и приказа
Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области
(ИНН: 7604016214, ОГРН: 1027600691469),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
(ИНН: 7602060560, ОГРН: 1077604014872),
Департамент лесного хозяйства Ярославской области
(ИНН: 7603035944, ОГРН: 1077603000254) и
администрация Ростовского муниципального района Ярославской области
(ИНН: 7609003843, ОГРН: 1027601074401),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лекро" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании незаконными решения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент) от 11.07.2019 N ИХ.28-6245/19 об отказе в приостановлении права пользования участком недр по лицензии ЯРО 00219 ТЭ на срок до трех лет, и приказа от 28.08.2019 N 116 "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения и аннулирования лицензии N ЯРО 00219 ТЭ от 12.04.2016 на право пользования недрами".
Заявления объединены в одно производство в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Департамент лесного хозяйства Ярославской области и администрация Ростовского муниципального района Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.12.2020 заявленные требования удовлетворены. В целях устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя суд возложил на ответчика обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление Общества о приостановлении права пользования недрами по лицензии N ЯРО 00219 ТЭ и принять решение относительно этого права в месячный срок после вступления в законную силу решения суда.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Департамент указывает, что с момента вступления в силу решения суда по делу N А82-23959/2017, которым установлена невозможность использования земельного участка с кадастровым номером 76:13:041104:47 для заготовки древесины и добычи полезных ископаемых, Общество не приняло никаких действий по внесению изменений в технический проект освоения земельного участка в целях переноса места первоначальной разработки месторождения на земли сельскохозяйственного назначения. При этом внесение изменений в проектную документацию не решит проблемы невозможности использования всего месторождения.
По мнению Департамента, Общество не представило доказательств устранения нарушения условий пользования недрами, а суд не исследовал вопрос о возможности производства работ на землях сельскохозяйственного назначения; при этом суд принял решение о понуждении совершить действие, обязательность которого законом не установлена.
Подробно доводы Департамента изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц в суд не поступили.
Департамент и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент охраны окружающей среды и природопользования, осуществлявший до 01.03.2018 полномочия в сфере недропользования в отношении участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, выдал 12.04.2016 Обществу лицензию на пользование недрами серии ЯРО N 00219 ТЭ, целевое назначение и виды работ: разведка и добыча песка строительного на месторождении Еремейцевское, расположенном на один километр восточнее поселка Итларь, на один километр южнее деревни Еремейцево, в южной части Ростовского района; дата окончания действия лицензии - 15.04.2046.
Неотъемлемой частью лицензии являются Условия пользования недрами (приложение N 1).
Согласно пункту 3.5 указанных условий недропользователь обязан до 01.01.2017 подготовить и согласовать с соответствующими органами технический проект разработки месторождения, получить горный отвод в уточненных границах. Выход на проектную мощность должен быть осуществлен не позднее одного года после утверждения рабочего проекта разработки участка недр (до 01.01.2018).
Общество обратилось в Департамент лесного хозяйства Ярославской области с заявлением от 07.08.2017 о передаче в аренду лесного участка в целях разработки месторождения полезных ископаемых (разведка и добыча строительного песка) сроком на 10 лет с кадастровым номером 76:13:041401:47, площадью 246 гектаров (квартал 1061, лесотаксационные выделы 45, 48, 49, 50 и часть выдела 40, 44, 46, 47; квартал 1062, выделы 9, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, часть выдела 5, 7, 8,10, 11, 14, 18; квартал 1065, выделы 1 - 19, 21 - 24, часть выдела 15 - 20, 30, 32; квартал 1066, выделы 1 - 37, часть выдела 38, 41 Петровского участкового лесничества государственного казенного учреждения Ярославской области "Ростовское лесничество"). Общество подготовило межевой план на образование части земельного участка с кадастровым номером 76:13:041104:47 - участок N 82.
Приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 07.09.2017 N 960 Обществу отказано в предоставлении лесного участка в аренду для разработки месторождения полезных ископаемых, поскольку испрашиваемый участок обременен правами третьих лиц по договору аренды лесного участка от 11.03.2011 N 26, заключенному в целях заготовки древесины.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 14.05.2018, оставленным без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.02.2019, отказал в удовлетворении требования об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о заключении с последним договора аренды лесного участка для разработки месторождения полезных ископаемых. Суд установил, что одновременное многоцелевое пользование испрашиваемым земельным участком невозможно.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 25.04.2018 о продлении срока выхода на проектную мощность до 01.01.2020, указав, что Департамент лесного хозяйства Ярославской области отказал в заключении договора аренды этого участка, и данный отказ Общество оспаривает в суде.
По результатам рассмотрения заявления Департамент принял решение от 11.07.2018 N 28-6261/18, которым отказал Обществу в продлении срока выхода на проектную мощность до 01.02.2020 по лицензии на пользование недрами от 12.04.2016 серии ЯРО N 00219 ТЭ.
Департамент выдал Обществу уведомление от 11.07.2018 N 28-6262/18 о нарушении условий лицензии на пользование недрами в части выхода на проектную мощность, а именно пункта 3.5 Условий пользования недрами, в соответствии с которым недропользователь должен был осуществить выход на проектную мощность не позднее одного года после утверждения рабочего проекта разработки участка недр (до 01.01.2018). В случае, если в трехмесячный срок с момента получения уведомления не будут приняты меры по устранению указанного нарушения, Департамент принимает решение о досрочном прекращении Обществом права пользования недрами, предоставленного на основании лицензии от 12.04.2016 серии ЯРО N 00219 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2019 по делу N А82-21329/2018, оставленным без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.01.2020, отказано в удовлетворении требований Общества о признании указанных решения и уведомления Департамента незаконными.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 03.06.2019 о приостановлении права пользования недрами сроком на три года (до 01.06.2022), поскольку не имеется объективной возможности приступить к выполнению работ по разработке месторождения и добыче песка и необходимо внести изменения в проектную документацию для изменения места начальной разработки участка.
По итогам рассмотрения заявления Департамент решением от 11.07.2019 N ИХ.28-6245/19 отказал заявителю в приостановлении права пользования участком недр на срок до трех лет в связи с отсутствием документального обоснования причин приостановления права пользования недрами на указанный срок.
Приказом от 28.08.2019 N 116 право пользования участком недр местного значения досрочно прекращено, лицензия N ЯРО 00219 ТЭ от 12.04.2016 на право пользования недрами аннулирована.
Посчитав, что указанные решение и приказ Департамента не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 9662/1, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что у Общества имелись объективные и независящие от его воли препятствия к исполнению лицензионных обязательств.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Закон о недрах, определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
В статье 11 Закона о недрах предусмотрено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Основания для прекращения права пользования недрами установлены в статье 20 Закона о недрах.
В пункте 7 данной статьи предусмотрено, что право пользования недрами может быть приостановлено, в том числе, по инициативе владельца лицензии.
Права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
В соответствии с данным регламентом указание владельцем лицензии в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения обращения в целях принятия решения. Решение о приостановлении права пользования недрами может быть принято только на основании анализа причин такого приостановления.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что у Общества имелись объективные и независящие от его воли препятствия к исполнению лицензионных обязательств.
В рассматриваемом случае границы горного отвода Общества расположены на территории нескольких земельных участков, относящихся к землям лесного фонда с видом разрешенного использования "для размещения лесопарков" (кадастровый номер 76:13:041401:47) и землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (кадастровые номера 76:13:041401:68, 76:13:041401:543, 76:13:041401:1).
В силу части 1 статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В пункте 8 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не указанных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых исключительно после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования ограничен целевым назначением.
В настоящем деле согласно техническому проекту освоение участка горного отвода и первоначальная разработка должны были производиться с земельного участка, занятого лесными насаждениями.
В предоставлении данного участка в аренду Обществу отказано, поскольку участок предоставлен в аренду иному лицу в целях заготовки древесины. Невозможность одновременного многоцелевого лесопользования испрашиваемым земельным участком установлена судебными актами по делу N А82-23959/2017, вступившими в законную силу.
Заявитель принял меры по оспариванию отказа в предоставлении земельного участка в аренду, в заявлении о приостановлении права пользования недрами по лицензии серии ЯРО N 00219 ТЭ указал Департаменту на необходимость внесения изменений в технический проект освоения земельного участка для перенесения места первоначальной разработки месторождения на земли сельскохозяйственного назначения и урегулирования вопросов землепользования.
Департамент не мог не знать о наличии объективных препятствий для проведения Обществом соответствующих работ, однако фактически лишил Общество возможности исполнения лицензионных обязательств.
Общество в срок, не выходящий за пределы разумности, предприняло меры, направленные на приостановление права пользования недрами в целях устранения препятствий в пользовании недрами в соответствии с лицензионными условиями.
Объективных обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в принятии решения о приостановлении права пользования недрами по спорной лицензии, суды не установили.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что решение Департамента от 11.07.2019 N ИХ.28-6245/19 об отказе в приостановлении права пользования недрами по лицензии серии ЯРО N 00219 ТЭ не является законным и обоснованным, нарушает права и законные интересы Общества.
Общество также не согласно с приказом Департамента от 28.08.2019 N 116 о досрочном прекращении права пользования участком недр и аннулирования лицензии от 12.04.2016 N ЯРО 00219 ТЭ на право пользования недрами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2011 N 1862-О-О, в случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами заявитель вправе ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования.
Применение в отношении Общества крайней меры государственного принуждения в виде досрочного прекращения права пользования недрами, без учета объективной невозможности соблюдения условий пользования недрами и при отсутствии доказательств недобросовестности лицензиата, является несоразмерным ограничением прав недропользователя.
Департамент ограничился формальным выявлением факта лицензионного нарушения и не учел конкретные причины и существенные обстоятельства, способствующие его совершению, поэтому суды обоснованно признали спорный приказ не соответствующим положениям законодательства о недрах и нарушающим права и законные интересы Общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.12.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.04.2021 по делу N А82-20173/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не указанных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2011 N 1862-О-О, в случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами заявитель вправе ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 августа 2021 г. N Ф01-3651/21 по делу N А82-20173/2019