Нижний Новгород |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А39-9502/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Когута Д.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Ятайкина А.А., директора,
от заинтересованного лица: Майорова В.С. (доверенность от 11.05.2021 N 13)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по делу N А39-9502/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (ИНН: 1326232263, ОГРН: 1151326020592)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - товарищество собственников жилья "Красносельцовское", Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и защиты населения Республики Мордовия и Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 26.06.2020 N 013/01/10-570/2019 признании Общества нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Красносельцовское" (далее - Товарищество), Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и защиты населения Республики Мордовия и Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.01.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд не принял во внимание статью 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
По мнению Управления, в отсутствие установленных нормативов потребления коммунальных услуг Общество обязано было обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении нормативов, однако такой инициативы не проявило, в связи с чем нарушило Закон о защите конкуренции.
Управление указывает, что при рассмотрении дела N А39-4043/2019 факт нарушения Обществом порядка ценообразования предметом рассмотрения не являлся.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Управление представило возражения относительно отзыва на кассационную жалобу.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11.08.2021.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом Управления от 13.09.2019 N 110-од, вынесенным на основании обращения Товарищества, содержащего сведения о нарушении Обществом порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию, в отношении заявителя возбуждено дело N 013/01/10-570/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела Управление установило, что под управлением Товарищества находятся многоквартирные дома N 6, 8 и 10 по улице Садовая поселка Совхоз "Красное Сельцо" Рузаевского района, не оборудованные общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Нормативы потребления тепловой энергии для этих домов в отопительном сезоне 2017 - 2018 годов не установлены; Общество производило расчеты за тепловую энергию с Товариществом исходя из тепловых нагрузок, предусмотренных договором от 01.10.2017 N 15-ТС.
Решением Управления от 26.06.2020 по делу N 013/01/10-570/2019 действия Общества, а именно нарушение им установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при осуществлении расчетов за тепловую энергию с собственниками помещений многоквартирных домов, признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Мордовия пришел к выводам, что Общество рассчитало плату за тепловую энергию, нарушив порядок ценообразования, неправомерно не обратилось с заявлением об установлении нормативов потребления тепловой энергии в уполномоченный орган.
Руководствуясь статьями 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом о защите конкуренции, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правиле N 306), постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", Первый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда, поскольку пришел к выводу, что в рассматриваемом случае Общество не допустило нарушения антимонопольного законодательства, поскольку не злоупотребило своим положением на рынке поставки теплоресурса.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции содержится запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в частности, согласно пункту 10 части 1 указанной статьи запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
По общему правилу для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушающих статью 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке субъект занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В рассматриваемом случае Товарищество (абонент) и Общество (энергоснабжающая организация) заключили договор на отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на нужды отопления от 01.10.2017 N 15-ТС.
Договор заключен на основании письменной заявки исполнителя коммунальных услуг (пункт 2.1 договора).
Абонент обязался оплачивать принятую тепловую энергии и теплоноситель за расчетный период в сроки и порядке, указанные в договоре, по тарифам, установленным для энергоснабжающей организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3.4.1 договора).
На основании приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 16.12.2016 N 140 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям в 2016 - 2018 годах (с изменениями, внесенными приказом от 15.12.2017 N 162).
Многоквартирные дома N 6, 8 и 10, расположенные по улице Садовая, поселок Совхоз "Красное Сельцо" Рузаевского района (часть домов по договору), не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии в связи с отсутствием технической возможности - конструкцией домов не предусмотрены подвальные помещения.
В соответствии с Указом главы Республики Мордовия от 21.09.2017 N 212-УГ Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия упразднено, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг передано Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 12.12.2017 N 642. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для населения, проживающего в многоквартирных и жилых домах на территории Республики Мордовия, утверждены приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 12.12.2019 N 165 с 1 января 2020 года.
Нормативы потребления тепловой энергии для этих домов на момент заключения договора установлены не были.
Вместе с тем, с учетом публичного характера договора энергоснабжения, заключенного Обществом как ресурсоснабжающей организацией и Товариществом как абонентом, у Общества отсутствовали основания для отказа в заключении договора при отсутствии нормативов, установленных на момент подачи заявки на заключение такого договора.
Стороны согласовали условия договора, в силу которых Общество обязалось отпускать абоненту с 01.10.2017 тепловую энергию в горячей воде на отопление с максимумом тепловой нагрузки 1,636 Гкал/ч, в том числе на отопление 1,636 Гкал/час; подавать абоненту тепловую энергию и теплоноситель в соответствии с установленными договором максимальными часовыми нагрузками и температурным графиком регулирования (приложение N 1) для отопления по расчету в зависимости от средней температуры наружного воздуха за месяц согласно СНиП с разбивкой по месяцам (приложение N 2) (пункт 3.1.1 договора).
В отопительном сезоне 2017 - 2018 годов Общество подавало абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления многоквартирных домов.
Впоследствии Товарищество обратилось в Управление с заявлением о признании действий Общества при осуществлении расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии в период отопительного сезона 2018 года нарушающими порядок ценообразования.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о теплоснабжении одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент вынесения спорного решения, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных Правилами N 354 (пункт 2 Правил N 354).
Порядок начисления платы за тепловую энергию определен в пункт 42(1) Правил N 354, в соответствии с которым в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определены Правилами N 306.
В пункте 3 Правил N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из положений пункта 9 Правил N 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг или нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных в пункте 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил N 306).
В настоящем деле регулирующий орган не использовал предоставленные ему полномочия и не предпринял необходимых мер по установлению нормативов отопления и истребованию от управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций недостающих сведений в целях установления таких нормативов.
Ни ресурсоснабжающая организация (Общество), ни управляющая организация (Товарищество) за установлением нормативов не обращались.
Вместе с тем, сама по себе возможность Общества обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении нормативов не свидетельствует о доказанности нарушения антимонопольного запрета и факта злоупотребления Обществом доминирующим положением на рынке.
Исходя из смысла статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в любом случае должен доказать злоупотребление субъектом своей рыночной властью в целях извлечения необоснованной выгоды (или иной цели) при отсутствии какого-либо разумного оправдания поведения лица в конкретном случае.
Апелляционный суд на основе полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и оценки доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, учитывая поведение участников данных взаимоотношений, и то обстоятельство, что Управление не установило завышения или занижения платы за тепловую энергию, поставляемую Обществом Товариществу, начисленной исходя из тарифа, установленного приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия N 140 от 16.12.2016 на 2016 - 2018 годы, не исследовало вопрос об ущемлении в результате действий Общества интересов хозяйствующих субъектов или неопределенного круга потребителей, в отношении которых применялась цена, установленная в договоре, пришел к обоснованному выводу, что Управление не доказало факт злоупотребления Обществом доминирующим положением в форме нарушения порядка ценообразования, и правомерно признал спорное решение недействительным.
Сама по себе ссылка на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.10.2019 по делу N А39-4043/2019 и статью 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не привела к вынесению неправосудного постановления судом апелляционной инстанции, поскольку все обстоятельства дела, необходимые исходя их требований антимонопольного законодательства судом установлены и им дана надлежащая оценка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в апелляционном суде, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по делу N А39-9502/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 Правил N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из положений пункта 9 Правил N 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
...
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных в пункте 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил N 306).
...
Исходя из смысла статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в любом случае должен доказать злоупотребление субъектом своей рыночной властью в целях извлечения необоснованной выгоды (или иной цели) при отсутствии какого-либо разумного оправдания поведения лица в конкретном случае."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2021 г. N Ф01-3685/21 по делу N А39-9502/2020