Нижний Новгород |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А29-15808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контакт-2" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А29-15808/2019 Арбитражного суда Республики Коми
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
к обществу с ограниченной ответственностью "Контакт-2" (ИНН: 1101017877, ОГРН: 1021100508780)
о взыскании задолженности и неустойки
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" (после изменения наименования - общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера"; далее - ООО "Региональный оператор Севера", Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Контакт-2" (далее - ООО "Контакт-2", Общество) о взыскании 1 351 582 рублей 42 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказанных в рамках типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, 27 703 рублей 61 копейки неустойки, начисленной с 11.09.2019 по 05.04.2020, а также судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.12.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен частично: с ООО "Контакт-2 в пользу ООО "Региональный оператор Севера" взыскано 394 383 рубля 10 копеек задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, оказанных в период с ноября 2018 года по август 2019 года в рамках типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, неустойку в размере 27 703 рубля 61 копейка, судебные расходы в размере 3018 рублей 36 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
ООО "Контакт-2" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд нарушил статью 6, часть 3 статьи 9, часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 168, часть 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неправильно применил статью 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункты 8 (4), 8 (10) - 8 (18) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. По его мнению, истец не доказал факт оказания услуг в объеме, превышающем произведенную ответчиком оплату. Заявитель указывает, что заключение сторонами договора по обращению с ТКО на основании предложения Регионального оператора материалами дела не подтверждено. При подаче первоначальной заявки на заключение договора ответчик допустил ошибку в части количества контейнеров, указав 4 вместо 2. При расчете задолженности апелляционный суд неправомерно учел периодичность вывоза ТКО три раза в неделю вместо двух раз в неделю, как это указано в заявках. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ООО "Региональный оператор Севера" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установил апелляционный суд, и это не противоречит материалам дела, истец является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми в соответствии с соглашением от 22.06.2018, заключенным с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.
Ответчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность в офисно-складских помещениях, расположенных по адресу: город Сыктывкар, улица Огородная, дом 6, направил 09.08.2019 Региональному оператору заявление на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении указанных офисно-складских помещений; адрес контейнерной площадки: город Сыктывкар, улица Огородная, дом 6; количество и объем контейнеров: 4 * 0,75 кубического метра; периодичность вывоза - 2 раза в неделю (вторник, четверг); общая площадь помещений не указана.
В адрес Регионального оператора 06.09.2019 поступило заявление ООО "Контакт-2" о внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с ТКО с 09.09.2019 на следующих условиях: количество и объем контейнеров: 2 * 0,75 кубического метра; периодичность вывоза - 2 раза в неделю (вторник, пятница); общая площадь помещений по адресу: город Сыктывкар, улица Огородная, дом 6, - 5380,60 квадратного метра.
В обоснование иска Региональный оператор представил проекты договоров от 15.08.2019 N 1060/СРО-П/2019 и от 15.08.2019 N 1062/СРО-П/2019, составленные по типовой форме, которые ответчиком не подписаны, доказательств их направления в адрес ответчика не представлено.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 12, 24 договора от 15.08.2019 N 1060/СРО-П/2019 Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Способ складирования ТКО (приложение N 1) - контейнеры, расположенные на контейнерной площадке предприятия. Дата начала оказания услуг - 01.11.2018. Сумма договора - 418 563 рубля 64 копейки. Учет объема и (или) массы ТКО осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Данный договор действует с 01.11.2018 по 31.08.2019.
В приложении N 1 к договору приведена информация об объеме ТКО с 01.11.2018 по 31.08.2019 - 393 кубических метра, указано место накопления ТКО: город Сыктывкар, улица Огородная, дом 6; периодичность вывоза - 3 раза в неделю в рабочие дни (вторник, четверг, суббота).
В соответствии с пунктами 1, 3, 4, 12, 24 договора от 15.08.2019 N 1062/СРО-П/2019 Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Способ складирования ТКО (приложение N 1) - контейнеры, расположенные на контейнерной площадке предприятия. Дата начала оказания услуг - 01.09.2019. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора с учетом ставки налога на добавленную стоимость. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Данный договор действует с 01.09.2019 и пролонгируется автоматически на каждый последующий календарный год до момента его расторжения сторонами.
В приложении N 1 к договору приведена информация об объеме ТКО за год - 96 кубических метров, указано место накопления ТКО: город Сыктывкар, улица Огородная, дом 6; периодичность вывоза - 2 раза в неделю (вторник, четверг).
Согласно справке начальника производственного участка г. Сыктывкар Курдюка И.А. от 15.08.2019 в период с 01.11.2018 по 15.08.2019 с объекта ответчика ТКО вывозились по графику: 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота), по 4 контейнера объемом 0,75 кубического метра.
Аналогичные данные указаны в маршрутных листах движения мусоровозов за август 2019 года (с указанием адреса ответчика и количества контейнеров - 4).
По утверждению истца, он в период с ноября 2018 года по август 2019 года оказал ответчику услуги по обращению с ТКО.
Ответчик 16.08.2019 произвел оплату по УПД от 30.07.2019 N 33589/РО в сумме 11 157 рублей 61 копейки.
В связи с наличием у ответчика задолженности по оплате оказанных услуг истец 18.10.2019 направил ему претензию с требованием погасить долг.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения Регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации, статьей 43 Конституции Республики Коми, статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 13.3, 24.10, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 14, 15,16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о недоказанности истцом факта оказания ответчику услуг по обращению с ТКО и отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь также статьями 210, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", отменил решение суда первой инстанции, поскольку посчитал доказанным факт оказания истцом спорных услуг, а также нарушение ответчиком обязанности по их оплате, проверив расчет истца и установив в нем ошибки, взыскал с ответчика 394 383 рубля 10 копеек задолженности и 27 703 рубля 61 копейку неустойки.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктами 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 6 Типового договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 22 Типового договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В пунктах 16 и 20 Типового договора установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами в письменном виде как единый документ не заключен. Таким образом, учитывая приведенные нормы права, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд признал доказанным факт оказания истцом услуг ответчику по вывозу ТКО в спорном периоде. Доказательств ненадлежащего исполнения Региональным оператором обязанностей по оказанию услуг материалы дела не содержат.
В соответствии с приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 05.10.2018 N 37/2-Т, от 20.12.2018 N 70/42-Т установлены и введены в действие предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенные из расчета за 1 кубический метр. В частности, для категории потребителей "потребители, за исключением категории "население", с 01.11.2018 по 31.12.2018 и с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 883,17 руб./куб. м без налога на добавленную стоимость, с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 904,37 руб./куб. м без налога на добавленную стоимость.
Проверив произведенный истцом расчет стоимости оказанных услуг и неустойки и признав его неверным, апелляционный суд скорректировал его и правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 394 383 рубля 10 копеек задолженности по оплате услуг, оказанных в спорном периоде (с учетом частичной оплаты), и 3018 рублей 36 неустойки.
При этом суд правомерно учел, что ответчик документально не опроверг накопление отходов в спорном периоде с использованием четырех контейнеров объемом 0,75 кубического метра. В отношении периодичности вывоза контейнеров апелляционный суд правомерно исходил из указанного Региональным оператором графика: 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота) в период с 01.11.2018 по 09.08.2019, что обусловлено необходимостью соблюдения санитарных правил и норм содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), а в связи с получением Региональным оператором 09.08.2019 от потребителя заявления о вывозе контейнеров с периодичностью 2 раза в неделю, в период с 10.08.2019 по 31.08.2019 - исходя из предложенного Обществом графика.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно удовлетворил иск в обжалуемой части.
Установленные судом фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы не опровергают сделанные судом выводы и по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, поэтому подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А29-15808/2019 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контакт-2" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Контакт-2".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив произведенный истцом расчет стоимости оказанных услуг и неустойки и признав его неверным, апелляционный суд скорректировал его и правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 394 383 рубля 10 копеек задолженности по оплате услуг, оказанных в спорном периоде (с учетом частичной оплаты), и 3018 рублей 36 неустойки.
При этом суд правомерно учел, что ответчик документально не опроверг накопление отходов в спорном периоде с использованием четырех контейнеров объемом 0,75 кубического метра. В отношении периодичности вывоза контейнеров апелляционный суд правомерно исходил из указанного Региональным оператором графика: 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота) в период с 01.11.2018 по 09.08.2019, что обусловлено необходимостью соблюдения санитарных правил и норм содержания территории населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), а в связи с получением Региональным оператором 09.08.2019 от потребителя заявления о вывозе контейнеров с периодичностью 2 раза в неделю, в период с 10.08.2019 по 31.08.2019 - исходя из предложенного Обществом графика."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2021 г. N Ф01-3980/21 по делу N А29-15808/2019