Нижний Новгород |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А43-20956/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от заявителя: Комаровой А.А. (доверенность от 11.01.2021),
от заинтересованного лица: Афонькиной И.Н. (доверенность от 15.01.2021), Молостова М.Г. (доверенность от 15.01.2021),
от администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области: Моисеевой А.Б. (доверенность от 28.04.2021),
от муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области": Моисеевой А.Б. (доверенность от 02.04.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области", администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области и Министерства строительства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2020 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А43-20956/2020
по заявлению Министерства строительства Нижегородской области (ИНН: 5260172882, ОГРН: 1065260099101)
о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 09.04.2020 N 32-11-32/18-2842 в части пунктов 5 и 10,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области", администрация Богородского муниципального района Нижегородской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительство Нижегородской области, администрация города Нижнего Новгорода,
и установил:
Министерство строительства Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными пунктов 5 и 10 представления Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Управление, надзорный орган) от 09.04.2020 N 32-11-32/18-2842.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области" (в настоящее время - муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области"; далее - Учреждение), администрация Богородского муниципального района Нижегородской области (в настоящее время - администрация Богородского муниципального округа Нижегородской области; далее - Администрация), Правительство Нижегородской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, администрация города Нижнего Новгорода.
Решением суда от 27.11.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
Министерство, Учреждение и Администрация не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Заявители жалоб считают, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению Министерства, с его стороны нарушения бюджетного законодательства отсутствуют. Заявитель указывает, что обязанность по перечислению субсидии в бюджет муниципалитета им исполнена в полном объеме. Ответственность за целевое и эффективное расходование средств субсидии несет именно Администрация; обязанность по использованию денежных средств не закреплена за Министерством, в связи с чем нарушения, указанные в оспариваемом представлении, не могут вменяться ему в вину.
Администрация и Учреждение указывают, что понятие "неправомерное расходование бюджетных средств" не закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, следовательно, у Управления отсутствовали основания для вменения Министерству в вину данного нарушения. Денежные средства, полученные в рамках соглашений о предоставлении субсидий, использованы по целевому назначению - закуплено оборудование для детского дошкольного учреждения.
Подробно позиции заявителей приведены в кассационных жалобах и поддержаны представителями в судебном заседании.
Управление в отзывах на кассационные жалобы и представители в судебном заседании отклонили доводы Министерства, Учреждения и Администрации.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационные жалобы не представили в суд округа; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительство Нижегородской области заключили соглашение от 17.02.2017 N 069-08-112 о предоставлении в 2017 году из федерального бюджета субсидий в размере 216 000 700 рублей бюджету Нижегородской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Приложением N 1 к соглашению от 17.02.2017 N 069-08-112 в перечне мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, указан проект жилищного строительства "Жилой комплекс "Окский берег", в том числе, объект капитального строительства "Детский сад на 240 мест, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, участок, прилегающий к поселку Новинки".
Согласно графику выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства (приложение N 5 к дополнительному соглашению от 25.12.2017 N 069-08-112/5 к соглашению от 17.02.2017 N 069-08-112) достоверность сметной стоимости объекта капитального строительства определена на основании положительного заключения от 10.02.2016 N 52-3-1-3-0007-16. Проектно-сметная документация объекта также получила положительное заключение государственной экспертизы от 12.05.2015 N 52-1-5-0137-15.
На основании соглашения от 18.04.2017 N 328-01-02/18/4/17, заключенного между Министерством и Администрацией, в целях строительства указанного объекта Администрации предоставлена субсидия из средств федерального бюджета в размере 151 200 рублей 50 копеек, из средств областного бюджета в размере 64 800 рублей 20 копеек.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.3 указанного соглашения Министерство приняло на себя обязательства осуществить перечисление субсидии в бюджет Богородского муниципального района Нижегородской области, а также осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием субсидии.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительство Нижегородской области заключили соглашение от 04.10.2018 N 069-09-2018-033 о предоставлении в 2018 году из федерального бюджета бюджету Нижегородской области субсидий в размере 962 477 400 рублей на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в рамках приоритетного проекта "Ипотека и арендное жилье".
Приложениями N 1 и 5 к соглашению от 04.10.2018 N 069-09-2018-033 в перечне мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, указано мероприятие по реализации проекта "Окский берег" с земельным участком с кадастровым номером 52:24:0040001:562, в том числе, детский сад на 240 мест на земельном участке площадью 13136 квадратных метров (12 квартал) с кадастровым номером 52:24:0040001:4202.
В пункте 6.1 соглашения установлено, что Министерство определено уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего соглашения.
На основании соглашения от 28.04.2018 N 22607000-1-2018-003, заключенного между Министерством и Администрацией, в целях строительства указанного объекта Администрации предоставлена субсидия из средств федерального бюджета в размере 171 489 рублей 60 копеек, из средств областного бюджета в размере 72 760 рублей 50 копеек.
В соответствии с пунктами 4.1.1 и 4.1.2 указанного соглашения Министерство приняло на себя обязательства обеспечить предоставление субсидии бюджету Богородского муниципального района Нижегородской области, а также осуществлять контроль за соблюдением Муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных настоящим соглашением.
Согласно графику выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства (приложение N 7 к соглашению от 28.04.2018 N 22607000-1-2018-003) достоверность сметной стоимости объекта капитального строительства определена на основании положительного заключения от 03.07.2017 N 3-1-3-0061-17. Проектно-сметная документация объекта также получила положительное заключение государственной экспертизы от 03.07.2017 N 52-1-1-3-0102-17.
Управление провело плановую выездную проверку предоставления и использования Министерством субсидий, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", за 2015 - 2019 годы, результаты которой отразило в акте от 11.03.2020.
В ходе проверки Управление установило бюджетные нарушения, выразившиеся в неправомерном использовании средств федерального бюджета в размере 145 592 рублей 30 копеек по соглашению от 17.02.2017 и в размере 2 477 736 рублей 28 копеек по соглашению от 04.10.2018.
По итогам проверки вынесено представление от 09.04.2020 N 32-11-82/18-2842, согласно пунктам 5 и 10 которого на Министерство возложена обязанность возвратить из бюджета Нижегородской области в доход федерального бюджета израсходованные в 2017 и 2018 годах на закупку оборудования, не предусмотренного проектно-сметной документацией объектов капитального строительства, средства федерального бюджета в сумме 145 592 рубля 30 копеек и в сумме 2 477 736 рублей 28 копеек, а также принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Министерство посчитало пункты 5 и 10 представления Управления от 09.04.2020 N 32-11-82/18-2842 незаконными и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 132, 158, 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что Управление доказало законность и обоснованность пунктов 5 и 10 представления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признан недействительным, если он не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, осуществляющий публичные полномочия (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
Государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, в отношении главных администраторов (администраторов) средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты (пункт 2.1 статьи 266.1 БК РФ).
На основании пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
В пункте 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (пункт 3 статьи 132 БК РФ).
Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставляются такие межбюджетные трансферты (пункт 6 статьи 130 БК РФ).
На основании пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 999), согласно пункту 3 которых государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 999 в качестве условий предоставления и расходования субсидий правилами предоставления субсидий предусматриваются, в том числе, перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации), - в отношении субсидий, за счет которых осуществляется софинансирование строительства объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, приложение N 4 к подпрограмме которой "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" содержит Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 1050).
Согласно пункту 3 Правил N 1050 субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия; б) наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации по развитию жилищного строительства, включающей проекты, указанные в пункте 1 настоящих Правил (при их наличии); в) использование типовой проектной документации, которая разработана для аналогичного объекта капитального строительства и информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации (при наличии такой информации), - в отношении субсидий, за счет которых осуществляется софинансирование строительства объектов капитального строительства; г) выполнение субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, предоставленной в году, предшествующем планируемому (в случае, если в году, предшествующем планируемому, субъекту Российской Федерации предоставлялась субсидия).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 1050 субсидии используются, в том числе, на цели строительства (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения) в рамках реализации проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья.
Субсидии предоставляются на реализацию проектов, соответствующих в том числе следующему критерию: наличие описания проекта, которым предусматривается строительство объекта капитального строительства, с указанием наименования проекта и адреса объекта, кадастрового номера и площади земельного участка, общего объема и сроков ввода жилья (пункт 10 (1) Правил N 1050).
В пункте 11 Правил N 1050 установлено, что при планировании направления субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование таких объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, субъекты Российской Федерации дополнительно представляют одновременно с заявкой следующие документы и сведения в отношении каждого объекта капитального строительства:
а) наименование объекта капитального строительства;
г) размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, планируемых к направлению на объект капитального строительства;
д) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);
е) документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка проектной документации является обязательной);
ж) копия положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства.
Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы осуществляется посредством заключения не позднее 1 марта года предоставления субсидии между государственным заказчиком подпрограммы - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, форму которого утверждает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 23 Правил N 1050).
В силу подпунктов "ж", "з" пункта 24 Правил N 1050 соглашение содержит, в том числе, следующие положения: обязательства субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственной программы субъекта Российской Федерации, софинансируемой за счет средств федерального бюджета, и внесения в нее изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности и (или) изменение состава мероприятий указанной программы, на которые предоставляются субсидии; ответственность сторон за нарушение условий соглашения; условие о вступлении в силу соглашения.
Согласно пункту 32 Правил N 1050 субсидия в случае ее нецелевого использования и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации (приложение N 6 государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила N 1710)).
Таким образом, из содержания приведенных Правил следует, что предоставление проектной документации, положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства является необходимым условием направления субсидии. Предоставление указанных документов обеспечивает возможность определить необходимый объем софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, призвано обосновать расходы получателя бюджетных средств в пределах суммы предоставляемой субсидии.
Суды установили и Министерством, Администрацией и Учреждением не оспаривается, что за счет средств федерального бюджета, предоставленных в рамках соглашений от 17.02.2017 N 069-08-112 и от 04.10.2018 N 069-09-2018-033, по контрактам от 07.11.2017 N 029, от 16.11.2017 N 1442, от 06.12.2018 N 019, 1, 252, от 10.12.2018 N 3, от 11.12.2018 N 366, от 05.12.2018 N 251, от 14.12.2018 N 1512, от 13.12.2018 N 1412, от 12.12.2018 N 1212, от 10.12.2018 N 1, от 10.12.2018 N 3, от 16.11.2018 N 014, от 10.12.2018 N 022 и от 11.12.2018 N 028 произведена закупка оборудования, которое не было предусмотрено проектно-сметной документацией объектов строительства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приняв во внимание, что при предоставлении субсидии по соглашениям от 17.02.2017 N 069-08-112 и от 04.10.2018 N 069-09-2018-033 ее объем был определен на основании получившей положительное заключение проектно-сметной документации, обосновывающей необходимый объем финансирования затратами на определенные в указанной документации цели, а изменения в проектно-сметную документацию в установленном законом порядке не вносились, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что средства федерального бюджета в общей сумме 2 623 328 рублей 58 копеек, предоставленные в качестве субсидии в целях софинансирования строительства, использованы неправомерно.
При этом суды отметили, что Министерство, являясь получателем средств федерального бюджета, соисполнителем госпрограммы и лицом, ответственным за исполнение соглашений на предоставление субсидий, обязано было обеспечить контроль за расходованием средств в соответствии с проектно-сметной документацией, явившейся основанием для предоставления таких средств, однако данную обязанность не исполнило.
На основании изложенного суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленного требования о признании незаконными пунктов 5 и 10 представления Управления от 09.04.2020 N 32-11-32/18-2842.
Доводы заявителей, приведенные в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационных жалоб не рассматривался, поскольку заявители на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А43-20956/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области", администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области и Министерства строительства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпунктов "ж", "з" пункта 24 Правил N 1050 соглашение содержит, в том числе, следующие положения: обязательства субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственной программы субъекта Российской Федерации, софинансируемой за счет средств федерального бюджета, и внесения в нее изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) показателей результативности и (или) изменение состава мероприятий указанной программы, на которые предоставляются субсидии; ответственность сторон за нарушение условий соглашения; условие о вступлении в силу соглашения.
Согласно пункту 32 Правил N 1050 субсидия в случае ее нецелевого использования и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства субъектов Российской Федерации (приложение N 6 государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила N 1710))."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2021 г. N Ф01-3735/21 по делу N А43-20956/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3729/2021
10.08.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3735/2021
12.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-118/2021
27.11.2020 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-20956/20