Нижний Новгород |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А17-5446/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Когута Д.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Котельный Завод "Богатырь"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.12.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021
по делу N А17-5446/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "СТАТУС"
(ИНН: 3702207756, ОГРН: 1183702019995)
к обществу с ограниченной ответственностью "Котельный Завод "Богатырь"
(ИНН: 1840006850, ОГРН: 1121840001304)
о взыскании 1 903 959 рублей 54 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
государственное унитарное предприятие Ивановской области "ЦЕНТР - ПРОФИ"
(ИНН: 3730001965, ОГРН: 1033700073769),
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная компания "Пальмира" (ИНН: 3702705350, ОГРН: 1133702019582),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТАТУС" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Котельный Завод "Богатырь" (далее - Завод) о взыскании 1 903 959 рублей 54 копеек задолженности за выполненные работы по договору субподряда от 18.04.2019 N 3/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие Ивановской области "ЦЕНТР - ПРОФИ" (далее - Предприятие), общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажная компания "Пальмира" (далее - ООО "СМК "Пальмира").
Решением суда от 30.12.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
Завод не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает на недостоверность сведений об Обществе, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в частности информации о юридическом адресе, что может свидетельствовать о недействительности договора уступки права требования и об отсутствии у Общества права предъявлять к Заводу какие-либо требования. Кассатор не согласен с отказом в удовлетворении ходатайства о запросе копий документов, на основании которых были внесены записи о недостоверности.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд от участвующих в деле лиц, не поступили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Завод (подрядчик) и Общество (субподрядчик) заключили договор субподряда от 18.04.2019 N 3/2019, в соответствии с пунктом 2.1 которого субподрядчик обязуется в установленный срок исполнить по заданию подрядчика своими силами и средствами работы в соответствии с разработанной проектно-технической и сметной документацией, утвержденной заказчиком.
В соответствии с разделом 7 договора оплата производится заказчиком после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ сторонами с участием представителя заказчика в течение 30 календарных дней с момента подписания данного акта на расчетный счет субподрядчика, но не позднее 31.12.2019, а обязательства заказчика по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с расчетного счета заказчика.
В связи с отсутствием оплаты выполненных работ Общество 18.11.2019 направило Заводу и Предприятию претензию от 15.11.2019 N 34 с требованием принять меры по погашению долга.
ООО "СМК "Пальмира" (цедент) и Общество (цессионарий) заключили договор уступки права требования (цессии) от 10.04.2020 N 3 (далее - Договор цессии), в соответствии с пунктом 1 которого цедент уступает цессионарию права требования к Заводу, Предприятию задолженности, возникшей на основании договора, а также актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат в общем размере 1 903 959 рублей 54 копейки.
С момента подписания договора к цессионарию переходит право требования к должнику (пункт 1.8 Договора цессии).
Договор цессии согласно пункту 2 вступает в силу со дня его подписания цедентом и цессионарием и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
ООО "СМК "Пальмира" 10.04.2020 уведомило Завод и Предприятие о состоявшейся уступке права требования.
Отсутствие оплаты выполненных работ послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, изложенными, постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", суд первой инстанции удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу с учетом приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании пункта 1 статьи 382 ГК РФ, право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
В силу пункта 1 статьи 385 ГК РФ уведомление должника о переходе права имеет для него силу независимо от того, первоначальным или новым кредитором оно направлено.
По смыслу разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 2 и пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки", недействительность уступки требования не влияет на правовое положение должника, который при отсутствии спора между цедентом и цессионарием не вправе отказать в исполнении лицу, которое указал ему кредитор, на основании статьи 312 ГК РФ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2018 N 306-ЭС17-12245).
Первоначальный кредитор указал ответчику в уведомлении на нового кредитора - Общество, в пользу которого следует производить спорное исполнение.
Сдача субподрядчиком результата работ надлежащего качества и их приемка ответчиком стороны не оспаривают, как не оспаривают наличие задолженности за выполненные работы по договору, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Заявленное ответчиком ходатайство о запросе в налоговый орган копий документов, правомерно отклонено судами, поскольку запись о недостоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в отношении Общества была внесена позднее даты заключения Договора цессии, а также позднее даты возбуждения настоящего дела судом.
Суды установили, что договор об уступке права требования от 10.04.2020 соответствует требованиям ГК РФ. С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование Общества о взыскании с Завода в пользу Общества задолженности по оплате за выполненные работы.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Доводы заявителя кассационной жалобы, по существу, сводятся к несогласию с установленными судами по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 30.12.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 по делу N А17-5446/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котельный Завод "Богатырь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 382 ГК РФ, право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
В силу пункта 1 статьи 385 ГК РФ уведомление должника о переходе права имеет для него силу независимо от того, первоначальным или новым кредитором оно направлено.
По смыслу разъяснений, содержащихся в абзаце втором пункта 2 и пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки", недействительность уступки требования не влияет на правовое положение должника, который при отсутствии спора между цедентом и цессионарием не вправе отказать в исполнении лицу, которое указал ему кредитор, на основании статьи 312 ГК РФ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2018 N 306-ЭС17-12245)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2021 г. N Ф01-3900/21 по делу N А17-5446/2020