Нижний Новгород |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А43-24204/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.
при участии представителей
от истца: Молькова А.В. по доверенности от 02.12.2020, Арямина В.А. по доверенности от 24.03.2021, Павлова С.Н. по доверенности от 14.08.2020, Шохина А.Н. по доверенности от 02.12.2020, Велиева Э.М. по доверенности от 02.12.2020,
от ответчика: Тараканова А.А. по доверенности от 01.01.2021
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу N А43-24204/2019 Арбитражного суда Нижегородской области
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (ИНН: 5250043567, ОГРН: 1085250002111)
о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (далее - ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез") о взыскании 704 200 рублей платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, 5449 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 07.05 по 11.06.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 12.06.2019 по день фактической уплаты долга.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.09.2020 отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.03.2021 отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск: взыскал с ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" в пользу ОАО "РЖД" плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в сумме 704 200 рублей, проценты за пользование денежными средствами за период с 07.05 по 11.06.2019 в размере 5449 рублей 19 копеек, а также проценты по день фактической уплаты долга с суммы 704 200 рублей, начиная с 12.06.2019.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило отменить вынесенный судебный акт и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, суд неправильно применил пункт 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требующий, чтобы соглашение сторон по обстоятельствам удостоверялось их заявлениями в письменной форме и заносилось в протокол судебного заседания; сослался на недействующую редакцию дополнительного соглашения к договору N 2/199; применил термин "срок оборота" вагонов не предусмотренный договором; опирался на неподтвержденные справки ОАО "РЖД".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и в дополнении к нему и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел правовых оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (пользователь) заключили договор от 05.10.2012 N 2/199 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по станции Зелецино Горьковской железной дороги, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта, примыкающего к станции Зелецино через стрелки N 9 (путь 51с) и N 17 (путь 49с) нечетной горловины приемо-отправочного парка, локомотивом перевозчика.
В параграфе 13 договора от 05.10.2012 N 2/199 установлены технологические сроки на погрузку и выгрузку грузов, составляющие 2 часа на партию вагонов по фронту.
В январе-феврале 2019 года в адрес ответчика на станцию Зелецино следовали порожние вагоны. На основании обращений начальника станции Зелецино имела места задержка следовавших в адрес ответчика вагонов на промежуточных станциях.
Так в период с 02.02 по 10.02.2019 на путях общего пользования станции Кудьма находилось 45 вагонов, следовавших в составе поезда N 3780 индекс 2600-126-2696.
В период с 26.01 по 12.02.2019 на путях общего пользования станции Балахна простаивали 16 вагонов, следовавших в составе поезда N 3612 индекс 2600-075-2696.
В период с 31.01 по 09.02.2019 на путях общего пользования станции Окская в поезде N 3763 индекс 2600-113-2696 находилось 54 вагона.
В период с 22.02 по 27.02.2019 на путях общего пользования станции Балахна в составе поезда N 3582 индекс 2600-263-2696 находилось 19 вагонов.
В период с 25.02 по 26.02.2019 на путях общего пользования станции Петряевка в составе поезда N 3619 индекс 2600-286-2696 находилось 17 вагонов.
В период с 27.02 по 28.02.2019 на станции Петряевка в составе поезда N 3766 индекс 2600-299-2696 простаивало 2 вагона.
В период с 28.01 по 10.02.2019 на путях общего пользования станции Кстово в составе поезда N 3768 индекс 2600-091-2696 простаивало 20 вагонов.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" перевозчиком составлены следующие документы:
- обращение начальника станции Зелецино от 02.02.2019 N 64 о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиента ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез":
- оперативный приказ от 02.02.2019 N 198 на временное отставление от движения грузового поезда на станции Кудьма;
- акт общей формы на начало задержки вагонов на промежуточной станции от 02.02.2019 N 343;
- извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 02.02.2019 N 100;
- акты общей формы, фиксирующие занятость путей необщего пользования ответчика N 9/486. 9/487, 9/493, 9/495, 9/496. 9/499 от 02.02.2019, 9/500, 9/501, 9/503. 9/508 от 03.02.2019. 9/510. 9/511. 9/515. 9/521. 9/522. 9/523 от 04.02.2019. 9/524, 9/525, 9/526, 9/527. 9/528, 9/530, 9/531 от 05.02.2019, 9/532, 9/533, 9/534. 9/535. 9/538, 9/539. 9/540 от 06.02.2019. 9/541. 9/541. 9/542. 9/543, 9/544. 9/547. 9/548 от 07.02.2019. 9/522. 9/553. 9/555. 9/558. 9/559. 9/560. 9/561 от 08.02.2019. 9/565, 9/566, 9/567, 9/569. 9/570, 9/576. 9/577 от 09.02.2019, 9/580, 9/581, 9/582, 9/589. 9/590. 9/591 от 10.02.2019:
- обращению начальника станции Зелецино о возможности приема фузовых поездов от 10.02.2019 N 77;
- оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 10.02.2019 N 199;
- акт общей формы на окончание задержки вагонов на промежуточной станции от 10.02.2019 N 466;
- извещение об окончании задержки вагонов, контейнеров от 10.02.2019 N 112;
- акты общей формы для начисления платы за нахождение вагонов от 10.01.2019 N 2/2295, N 2/2298 - 2/2298, 2/2303 - 2/2317, 2/2453 - 2/2457;
- акты общей формы на увеличение срока доставки от 10.02.2019 N 2/2223 - 2/2226, 2/2228 - 2/2229, 2/2274 - 2/2287, 2/2289 - 2/2290, 2/2292.
В адрес грузополучателя ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по накладным N ЭД049061, ЭД038710, ОД023691, ЭД078468, ЭД078476, ЭД078447, ЭД078435, ЭД078423 и ЭД078421 в поезде N 3612 индекс 2600-075-2696 следовало 16 вагонов.
По причине занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" указанные вагоны отставлены от движения на станции Балахна в 13 часов 28 минут 26.01.2019.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" перевозчиком составлены следующие документы:
- обращение начальника станции Зелецино от 26.01.2019 N 52 о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиента ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез":
- оперативный приказ от 26.01.2019 N 146 на временное оставление от движения грузового поезда на станции Балахна;
- акт общей формы на начало задержки вагонов на промежуточной станции от 26.01.2019 N 253;
- извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 26.01.2019 N 84;
- акты общей формы, фиксирующие занятость путей необщего пользования ответчика N 9/473, 9/476-9/482 от 01.02.2019, 9/486, 9/487, 9/493, 9/495, 9/496, 9/499 от 02.02.2019, 9/500, 9/501, 9/503, 9/508 от 03.02.2019, 9/510, 9/511, 9/515, 9/521, 9/522, 9/523 от 04.02.2019, 9/524-9/528, 9/530, 9/531 от 05.02.2019, 9/532-9/535, 9/538, 9/539, 9/540 от 06.02.2019, 9/541-9/544, 9/547, 9/548 от 07.02.2019, 9/552, 9/553, 9/555, 9/558-9/561 от 08.02.2019, 9/565-9/567, 9/569, 9/570, 9/576, 9/577 от 09.02.2019, 9/580-9/582, 9/589-9/591 от 10.02.2019, 9/609-9/612, 9/619 от 11.02.2019, 9/621-9/624, 9/631, 9/632, 9/633 от 12.02.2019;
- обращению начальника станции Зелецино о возможности приема грузовых поездов от 12.02.2019 N 78;
- оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 12.02.2019 N 214;
- акт общей формы на окончание задержки вагонов на промежуточной станции от 12.02.2019 N 451;
- извещение об окончании задержки вагонов, контейнеров от 12.02.2019 N 116;
- акты общей формы для начисления платы за нахождение вагонов от 12.01.2019 N 2/2416-2/2424;
- акты общей формы на увеличение срока доставки от 12.02.2019 N 2/2407-2/2415.
В адрес грузополучателя ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по накладным N ЭГ841290, ЭД068276, ЭГ991584, ЭД227676, ЭД384030, ЭД149463, ЭД081617, ЭД266520, ЭД266773, ЭД248426, ЭД248361, ЭД340191, ЭД304495, ЭД276645, ЭД276599, ЭД304991, ЭДЗП046, ЭД270056, ЭД270080, ЭД270073 и ЭД251656 в поезде N 3763 индекс 2600-113-2696 следовало 54 вагонов.
По причине занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" указанные вагоны отставлены от движения на станции Окская в 09 часов 56 минут 31.01.2019.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" перевозчиком составлены следующие документы:
- обращение начальника станции Зелецино от 31.01.2019 N 61 о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиента ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез":
- оперативный приказ от 31.01.2019 N 175 на временное отставление от движения грузового поезда на станции Окская;
- акт общей формы на начало задержки вагонов на промежуточной станции от 31.01.2019 N 22;
- извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 31.01.2019 N 118;
- акты общей формы, фиксирующие занятость путей необщего пользования ответчика N 9/398, 9/397, 9/400-9/402, 9/405, 9/408, 9/408, 9/409 от 26.01.2019, 9/410-9/413, 9/416, 9/417 от 27.01.2019, 9/418, 9/419, 9/420, 9/421, 9/428, 9/428 от 28.01.2019, 9/429, 9/430, 9/431, 9/433, 9/434, 9/435, 9/436, 9/438 от 29.01.2019, 9/440, 9/441, 9/442, 9/450, 9/451, 9/454, 9/455 от 30.01.2019, 9/456, 9/457, 9/459, 9/460, 9/464, 9/465, 9/468, 9/471, 9/472 от 31.01.2019.
- обращению начальника станции Зелецино о возможности приема грузовых поездов от 09.02.2019 N 75;
- оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 09.02.2019 N 196;
- акт общей формы на окончание задержки вагонов на промежуточной станции от 09.02.2019 N 25;
- извещение об окончании задержки вагонов, контейнеров от 09.02.2019 N 108;
- акты общей формы для начисления платы за нахождение вагонов от 09.02.2019 N 2/2086-2/2106;
- акты общей формы на увеличение срока доставки от 09.02.2019 N 2/2065 - 2/2085.
В адрес грузополучателя ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по накладным N ЭЕ291496, ЭЕ005862, ЭЕ268048, ЭЕ265356, ЭЕ117936, ЭЕ117973, ЭЕ117989, ЭЕ117949, ЭЕ265022, ЭЕ274373, ЭЕ000132, ЭЕ320557, ЭЕ189404, ЭЕ043955, ЭД852143 в поезде N 3582 индекс 2600-263-2696 следовало 19 вагонов.
По причине занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" указанные вагоны отставлены от движения на станции Балахна в 04 часа 22 минуты 22.02.2019.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" перевозчиком составлены следующие документы:
- обращение начальника станции Зелецино от 22.02.2019 N 95 о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиента ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез";
- оперативный приказ от 22.02.2019 N 301 на временное отставление от движения грузового поезда на станции Балахна:
- акт общей формы на начало задержки вагонов на промежуточной станции от 22.02.2019 N 538;
- извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 22.02.2019 N 136:
- акты общей формы, фиксирующие занятость путей необщего пользования ответчика N 9/757, 9/758, 9/759, 9/761, 9/768, 9/769, 9/770 от 22.02.2019, 9/771-9/776, 9/782 от 23.02.2019, 9/783, 9/784, 9/787, 9/789, 9/790-9/792 от 24.02.2019, 9/795-9/798, 9/804, 9/806 от 25.02.2019, 9/808-9/814 от 26.02.2019, 9/815, 9/817, 9/819-9/823 от 27.02.2019, 9/824-9826, 9/828-9/830 от 28.02.2019;
- обращению начальника станции Зелецино о возможности приема грузовых поездов от 27.02.2019 N 104;
- оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 27.02.2019 N 348;
- акт общей формы на окончание задержки вагонов на промежуточной станции от 27.02.2019 N 608;
- извещение об окончании задержки вагонов, контейнеров от 27.02.2019 N 148;
- акты общей формы для начисления платы за нахождение вагонов от 28.02.2019 N 2/2917-2/2931;
- акты общей формы на увеличение срока доставки от 28.02.2019 N 2/2881-2/2885, 2/2905-2/2913, 2/2816.
В адрес грузополучателя ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по накладным N ЭД427034, ЭД561336, ЭД328430, ЭЕ289935, ЭЕ216402, ЭЕ498279, ЭЕ289909, ЭЕ307961 в поезде N 3619 индекс 2600-286-2696 следовало 17 вагонов.
По причине занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" указанные вагоны отставлены от движения на станции Петряевка в 11 часов 20 минут 25.02.2019.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" перевозчиком составлены следующие документы:
- обращение начальника станции Зелецино от 25.02.2019 N 99 о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиента ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез";
- оперативный приказ от 25.02.2019 N 345 на временное отставление от движения грузового поезда на станции Петряевка:
- акт общей формы на начало задержки вагонов на промежуточной станции от 25.02.2019 N 297;
- извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 25.02.2019 N 143;
- акты общей формы, фиксирующие занятость путей необщего пользования ответчика N 9/795-9/798, 9/804, 9/806 от 25.02.2019, 9/808-9/814 от 26.02.2019;
- обращению начальника станции Зелецино о возможности приема грузовых поездов от 26.02.2019 N 101;
- оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 26.02.2019 N 329;
- акт общей формы на окончание задержки вагонов на промежуточной станции от 26.02.2019 N 302;
-извещение об окончании задержки вагонов, контейнеров от 26.02.2019 N 143;
- акты общей формы для начисления платы за нахождение вагонов от 26.02.2019 N 2/2792 - 2/2799;
- акты общей формы на увеличение срока доставки от 26.02.2019 N 2/2784-2/2791.
В адрес грузополучателя ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по накладной N ЭЕ033732 в поезде N 3766 индекс 2600-299-2696 следовало 2 вагона.
По причине занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" указанные вагоны отставлены от движения на станции Петряевка в 12 часов 19 минут 27.02.2019.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" перевозчиком составлены следующие документы:
- обращение начальника станции Зелецино от 27.02.2019 N 102 о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиента ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез";
- оперативный приказ от 27.02.2019 N 348 на временное отставление от движения грузового поезда на станции Петряевка;
- акт общей формы на начало задержки вагонов на промежуточной станции от 27.02.2019 N 321;
- извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 27.02.2019 N 146;
- акты общей формы, фиксирующие занятость путей необщего пользования ответчика N 9/815, 9/817, 9/819-9/823 от 27.02.2019, 9/824-9826, 9/828-9/830 от 28.02.2019;
- обращению начальника станции Зелецино о возможности приема грузовых поездов от 28.02.2019 N 108;
- оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 28.02.2019 N 361;
- акт общей формы на окончание задержки вагонов на промежуточной станции от 28.02.2019 N 325;
- извещение об окончании задержки вагонов, контейнеров от 28.02.2019 N 150;
- акты общей формы для начисления платы за нахождение вагонов от 28.02.2019 N 2/2849;
- акты общей формы на увеличение срока доставки от 28.02.2019 N 2/2848.
В адрес грузополучателя ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" по накладным N ЭГ954343, ЭГ868328, ЭД040214, ЭД04252, ЭД040270, ЭД040302, ЭД040230, ЭД097517, ЭД097397, ЭД097409, ЭД097443, ЭД097451, ЭД097473, ЭД097510, ЭД097483, ЭД175372 в поезде N 3768 индекс 2600-091-2696 следовало 20 вагонов.
По причине занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" указанные вагоны отставлены от движения на станции Кстово в 11 часов 58 минут 28.01.2019.
В подтверждение занятости путей необщего пользования ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" перевозчиком составлены следующие документы:
- обращение начальника станции Зелецино от 28.01.2019 N 54 о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиента ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез";
- оперативный приказ от 28.01.2019 N 149 на временное отставление от движения грузового поезда на станции Кстово;
- акт общей формы на начало задержки вагонов на промежуточной станции от 28.01.2019 N 47;
- извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования от 28.01.2019 N 88;
- акты общей формы, фиксирующие занятость путей необщего пользования ответчика N 9/473, 9/476-9/482 от 01.02.2019, 9/486, 9/487, 9/493, 9/495, 9/496, 9/499 от 02.02.2019, 9/500, 9/501, 9/503, 9/508 от 03.02.2019, 9/510, 9/511, 9/515, 9/521, 9/522, 9/523 от 04.02.2019, 9/524-9/528, 9/530, 9/531 от 05.02.2019, 9/532-9/535, 9/538-9/540 от 06.02.2019, 9/541-9/544, 9/547, 9/548 от 07.02.2019, 9/552, 9/553, 9/555, 9/558, 9/559, 9/560, 9/561 от 08.02.2019, 9/565-9/567, 9/569, 9/570, 9/576, 9/577 от 09.02.2019, 9/580, 9/581, 9/582, 9/589, 9/590, 9/591 от 10.02.2019, 9/418, 9/419-9/421, 9/428 от 28.01.2019, 9/429-9/431, 9/433-9/436 от 29.01.2019, 9/438 от 29.01.2019, 9/440-9/442, 9/450, 9/451, 9/454, 9/455 от 30.01.2019, 9/456, 9/457, 9/459, 9/460, 9/464, 9/465, 9/468, 9471, 9/472 от 31.01.2019;
- обращению начальника станции Зелецино о возможности приема грузовых поездов от 08.02.2019 N 74;
- оперативным приказом о подъеме временно отставленного от движения грузового поезда от 10.02.2019 N 200;
- акт общей формы на окончание задержки вагонов на промежуточной станции от 10.02.2019 N 64;
-извещение об окончании задержки вагонов, контейнеров от 10.02.2019 N 115;
- акты общей формы для начисления платы за нахождение вагонов от 10.01.2019 N 2/2209, N 2/2230 - 2/2244;
- акты общей формы на увеличение срока доставки от 10.02.2019 N 2/2174-2/2179.
Первичные документы составлены в соответствии с требованиями приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", пункта 4.7 приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" и распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р "Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования".
Извещения о задержке вагонов и акты общей формы, фиксирующие занятость путей необщего пользования, подписаны ответчиком с разногласиями следующего содержания: "Невозможность приема порожних вагонов по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев путей необщего пользования, не подтверждаем. Вагоны следуют в адрес ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" под налив нефтепродуктов по согласованньм перевозчиком объемам, согласно ГУ-12. Норма погрузки 2 часа на налив соблюдается. Информация, указанная в актах не соответствует действительности".
За время нахождения отставленных от движения вагонов на промежуточных станциях перевозчиком начислена плата в общей сумме 704 200 рублей, а также оформлены накопительные ведомости.
Направленные истцом претензии с требованием об оплате спорной суммы оставлены ответчиком без удовлетворения, в связи с чем перевозчик обратился арбитражный суд с настоящим иском.
Частью 11 статьи 39 Устава предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, независящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть двенадцатая статьи 39 Устава).
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Порядок оформления случаев задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях (нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования), регулируются пунктами 4.6. 4.7 названных Правил N 26.
Как следует из абзаца 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Суд апелляционной инстанции повторно исследовал и оценил по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе ведомости на подачу и уборку вагонов, включающие в себя информацию, содержащуюся в памятках приемосдатчика, акты общей формы, справки о наличии вагонов на станции Зелецино и установил, что отставленные от движения спорные вагоны простаивали на путях общего пользования по вине ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", в связи с систематическим нарушением установленных договором N 2/199 технологических сроков на погрузку и выгрузку грузов вагонов (составляющих 2 часа на партию вагонов по фронту), в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Выводы суда соответствуют нормам права, оснований для переоценки этих выводов не имеется.
Ошибочное указание суда второй инстанции на недействующую редакцию дополнительного соглашения к договору N 2/199 не привело к принятию незаконного судебного акта.
Ссылка заявителя на неправильное применение судом пункта 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принимается во внимание, поскольку из содержания судебного акта не усматривается, что суд апелляционной инстанции руководствовался данной нормой.
Иные доводы заявителя не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу N А43-24204/2019 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Первичные документы составлены в соответствии с требованиями приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", пункта 4.7 приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" и распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р "Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования".
...
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
...
Как следует из абзаца 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2021 г. N Ф01-2656/21 по делу N А43-24204/2019