Нижний Новгород |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А39-9818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
общества с ограниченной ответственностью
"Завод безалкогольных напитков Аква-Мордовия"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.01.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021
по делу N А39-9818/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью
"Завод безалкогольных напитков Аква-Мордовия"
(ИНН: 1326222145, ОГРН: 1121326001730)
к Якунину Дмитрию Владимировичу
об истребовании документов
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Завод безалкогольных напитков Аква-Мордовия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Якунину Дмитрию Владимировичу о возложении на него обязанности передать следующие документы общества:
- протоколы ежегодных собраний учредителей Общества с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- протокол собрания учредителей от 18.02.2013 N 2;
- приказы Общества с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- первичные бухгалтерские документы, в том числе, свидетельства в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих Обществу;
- приходно-кассовые ордера с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- расходно-кассовые ордера за период с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- договоры (контракты, соглашения), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью Общества с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- трудовые договора Общества с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- книгу учета движения трудовых книжек работников с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- отчет 2-НДФЛ, по годовой с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- ежемесячные ведомости начисления заработной платы работникам с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- лицензии, свидетельства, сертификаты, декларации, оформленные на Общество с 24.06.2012 по 10.08.2020;
- сведения о наличии (отсутствии) зарегистрированного имущества в отношении Общества;
- документы, подтверждающие права Общества на имущество, находящееся на его балансе, в собственности или в аренде или на ином праве;
- годовые отчеты Общества за 2015 - 2019 годы;
- все бухгалтерские книги с 10.08. 2015 по 10.08.2020;
- все кассовые книги с 10.08.2015 по 10.08.2020;
- первичные документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Общества с 10.08.2015 по 10.08.2020, включительно (поквартально);
- сведения о движении денежных средств Общества с 24.06.2012 по 10.08.2020 по расчетному счету и кассе;
- сведения о выплаченных сторонним лицам и организациям суммах, включая выплаты заработной платы сотрудникам Общества (в виде сводной ведомости с указанием сумм и дат, наименования и адреса получателей денег);
- сведения об остатках сырья (материалов) по состоянию на 10.08.2020.
В случае неисполнения решения суда взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 3000 рублей в день.
Заявленные требования мотивированы тем, что Якунин Д.В. с 24.06.2012 по 10.08.2020 являлся генеральным директором Общества и после прекращения его полномочий, передал лишь часть документов, относящихся к деятельности юридического лица. От передачи всех имеющихся документов ответчик уклонился, что препятствует ведению нормальной хозяйственной деятельности.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 26.01.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021, отказал в удовлетворении иска ввиду недоказанности нахождения во владении ответчика испрашиваемых документов.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы настаивает на наличии правовых оснований для обязания ответчика передать вновь избранному (назначенному) исполнительного органу бухгалтерскую отчетность и документы, необходимые для осуществления текущей деятельности юридического лица; на Якунине Д.В. как директоре лежала обязанность сохранности указанных документов; доказательств утраты документации ответчиком не представлено; Якунин Д.В. располагал спорными документами и предоставлял их для проведения аудиторской проверки; отчет аудиторской проверки не исследован судом; доказательств передачи истребуемых документов при прекращении полномочий Якунин Д.В. не представил; суд безосновательно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из документов и установили суды, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица в 2012 году.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Общества (директором), с 24.06.2012 по 10.08.2020 являлся Якунин Д.В.
Ссылаясь на уклонение ответчика от передачи документов о финансово-хозяйственной деятельности Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом, который подотчетен общему собранию участников общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона об обществах общество обязано хранить следующие документы: договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.
В силу пункта 2 статьи 50 Закона об обществах общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
В пункте 12.1 Устава Общества указан аналогичный перечень документов, подлежащий хранению Обществом по месту нахождения его единоличного органа (пункт 12.2 Устава).
Согласно пункту 4 статьи 32 и статьи 40 Закона об обществах руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
Обязательность хранения документации юридического лица в течение определенных сроков (не менее пяти лет) установлена и положениями законодательства о бухгалтерском учете.
В статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
На основании статьи 17 Закона о бухгалтерском учете организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм и устава Общества в обязанности Якунина Д.В., исполнявшего полномочия единоличного исполнительного органа, входило обеспечение сохранности документов Общества.
Однако тот факт, что ответчик являлся исполнительным органом Общества, не свидетельствует о том, что истребуемая документация находится в его личном владении.
Статьей 398 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору.
Приведенная норма в ее взаимосвязи со статьей 50 Закона об обществах предполагает обязанность бывшего единоличного исполнительного передать документы общества вновь избранному генеральному директору. Составление подробной описи документов, передаваемых обществу после прекращения полномочий единоличного исполнительного органа, входит в сферу материально-правовых интересов ответчика, так же как и сверка содержимого передаваемых папок.
Бремя доказывания при возникновении спора распределяется следующим образом: истец обязан доказать создание и ведение обществом истребуемых документов, а ответчик - факт передачи спорных документов обществу и их отсутствие у ответчика.
Суды установили, что Якунин Д.В. передал истцу документы и материальные ценности поименованные в акте приема-передачи от 20.08.2020 и реестрах передачи документов.
Общество настаивает на отсутствие факта передачи части документации, относящейся к деятельности юридического лица.
В разделе 6 действующего Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105, установлен Порядок хранения первичных документов и учетных регистров.
В соответствии с пунктом 6.2 названного положения первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. При этом согласно пункту 6.6 Положения сохранность первичных учетных документов, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передача их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия.
Наличие главного бухгалтера в Обществе в период исполнения полномочий директора общества Якуниным Д.В. подтверждается записями в представленной истцом информации аудитора от 22.03.2020.
В силу пункта 6.8 названного положения, в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели, то есть их отсутствия.
Созданная комиссия должна не только выявить, но и документально подтвердить причину утраты документов. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем общества.
После завершения мероприятий по фиксированию факта утраты (гибели) документов проводится работа, направленная на восстановление документов.
Для восстановления документации должно быть назначено ответственное лицо, которое может получить дубликаты (копии) документов от клиентов, контрагентов, обслуживающего банка, налоговой инспекции. Если восстановить все документы не представляется возможным, ответственное лицо составляет соответствующий акт, в котором излагаются причины невозможности либо нецелесообразности продолжать дальнейшие действия по восстановлению документов. Вся документация по восстановлению (запросы, переписка, справки из банка, восстановленные копии первичных документов) подшивается и хранится на предприятии.
Руководитель организации должен уведомить налоговую инспекцию об утрате бухгалтерских документов и о невозможности их полного восстановления, приложив к уведомлению акт комиссии, установившей факт утраты (гибели) документов, а также акт о прекращении работ по восстановлению утраченных документов. На основе восстановленной документации организация должна заново сформировать регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность.
Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (пункт 26).
Проведение инвентаризации обязательно, в том числе, при смене материально ответственных лиц (пункт 27).
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Согласно пункту 2.8 этих же Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Доказательств создания комиссии по расследованию причин пропажи, гибели, то есть отсутствия документации, а также наличие соответствующего акта с указанием причин их отсутствия, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено.
Якунин Д.В. согласно решения внеочередного собрания участников Общества был освобожден от исполнения обязанностей генерального директора с 10.08.2020.
Ответчик принял меры к передаче вновь избранному директору имеющихся в его распоряжении документов и материальных ценностей.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает презумпцию разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений, из чего следует, что вывод о недобросовестности действий участника гражданского оборота может быть сделан лишь при доказанности данного факта.
Следовательно, добросовестность действий Якунина Д.В. при прекращении его полномочий в качестве директора Общества презюмируется, пока истцом не будет доказано обратное.
Истец не представил доказательств, подтверждающих факт изъятия Якуниным Д.В. документов из рабочего кабинета после прекращения его полномочий и нахождения этих документов в его владении.
Оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о недоказанности Обществом фактического существования у Якунина Д.В. спорных документов и возможность их истребования, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленного иска.
При этом обязание ответчика передать Обществу протоколы ежегодных собраний учредителей с 24.06.2012 по 10.08.2020 и приказы с 24.06.2012 по 10.08.2020, в отсутствии доказательств проведения годовых собраний, создания (составления) данных документов (протоколов и приказов), является неправомерным.
Довод кассатора об отсутствии исследования судом отчета аудиторской проверки подлежит отклонению, ибо при исследовании апелляционным судом аудиторского отчета ООО Аудиторская фирма "АФИНА" от 22.02.2020 установлено, что в распоряжение специалиста были предоставлены лишь оборотно-сальдовые ведомости за 2017 - 2019 годы, распечатанные из программы 1С Предприятие, главные книги и налоговые декларации. Документы о подготовке, созыве и проведении каких-либо собраний, в том числе протоколы общих собраний участников общества представлены не были. Книга учета протоколов общих собраний в обществе отсутствует.
По результатам аудиторской проверки аудитором установлено, что бухгалтерский учет в обществе ведется с применением информационных систем, для чего используется программный продукт 1С Предприятие.
Данный программный продукт предназначен для автоматизации документооборота бухгалтерского и управленческого учетов, то есть ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, требованиями положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).
При этом программный продукт 1С Предприятие у ответчика не истребуется, следовательно, Общество располагает данным продуктом, а значит и данными первичных документов и хозяйственных операций, осуществленных Обществом в спорный период.
Закон не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, тем самым исключается необходимость возлагать на ответчика обязанность предоставлять такие документы.
Указание подателя жалобы на безосновательный, по его мнению, отказал в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного разбирательства, не принимается во внимание.
Наличие оснований для отложения судебного разбирательства устанавливается арбитражным судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств. Данное полномочие арбитражного суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти и вместе с тем не предполагает его произвольного применения; лишение арбитражного суда этого полномочия приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 N 2555-О).
Рассмотрев ходатайство Якунина Д.В. об отложении судебного разбирательства, суд первой инстанции обоснованно отклонил его ввиду отсутствия процессуальных оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и препятствий для разрешения спора по существу.
При таких обстоятельствах суд округа не установил оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам, поскольку они не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и сводятся к несогласию подателя жалобы с результатом приведенной судами оценки собранных доказательств и установленных обстоятельств, что не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.01.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по делу N А39-9818/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод безалкогольных напитков Аква-Мордовия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
...
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает презумпцию разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений, из чего следует, что вывод о недобросовестности действий участника гражданского оборота может быть сделан лишь при доказанности данного факта.
...
Наличие оснований для отложения судебного разбирательства устанавливается арбитражным судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств. Данное полномочие арбитражного суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти и вместе с тем не предполагает его произвольного применения; лишение арбитражного суда этого полномочия приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2019 N 2555-О)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2021 г. N Ф01-3597/21 по делу N А39-9818/2020