Нижний Новгород |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А17-4094/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Мега-Авто"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021
по делу N А17-4094/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Мега-Авто"
(ОГРН: 1093711000591, ИНН: 3711024830)
к Ивановской области в лице Департамента развития информационного общества
Ивановской области (ОГРН: 1103702015471, ИНН: 3702621660)
и Правительства Ивановской области
(ОГРН: 1033700051835, ИНН: 3729017960)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Информационные Банковские Технологии" (ОГРН: 1103702025415, ИНН: 3702631732),
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области
(ОГРН: 1023700561829, ИНН: 3728012825),
акционерное общество "Кранбанк"
(ОГРН: 1023700007407, ИНН: 3728018834),
Департамент финансов Ивановской области
(ОГРН: 1023700556736, ИНН: 3731021516),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мега-Авто" (далее - ООО "Мега-Авто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Ивановской области в лице Департамента развития информационного общества Ивановской области (далее - Департамент развития) о взыскании 176 730 рублей 52 копеек убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Информационные Банковские Технологии" (далее - ООО "Информационные Банковские Технологии"), Правительство Ивановской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее - Департамент дорожного хозяйства), акционерное общество "Кранбанк" (далее - АО "Кранбанк"), Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов), в качестве второго ответчика привлечено Правительство Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Департамент развития, действующий от имени Правительства Ивановской области, нарушил установленный законодательством принцип информационной безопасности, что выразилось в предоставлении истцу и гражданам, имеющим право на льготный проезд, недостоверной информации о работе социальных карт жителей Ивановской области в прежнем режиме, о списании с лицевого счета социальной карты жителя Ивановской области денежных средств и регистрации транспортной транзакции портативным терминалом перевозчика для дальнейшего поступления данных денежных средств на расчетный счет истца в АО "Кранбанк", а также непринятии мер по выводу из оборота транспортного приложения социальной карты жителя Ивановской области. Неисполнение Департаментом развития предусмотренной контрактом от 06.05.2019 N 7/2019 обязанности по выдаче обязательных распоряжений в адрес ООО "Информационные Банковские Технологии" о блокировке (приостановлении) транспортного приложения социальных карт жителей Ивановской области напрямую нарушило права ООО "Мега-Авто", в результате чего истцу причинены убытки в спорной сумме. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент развития, Правительство и Департамент финансов в отзывах на кассационную жалобу возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент финансов заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Указом Губернатора Ивановской области от 14.09.2015 N 146-уг "Об организации льготного и бесплатного проезда по межмуниципальным маршрутам и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом отдельных категорий граждан, проживающих в Ивановской области" (далее - Указ от 14.09.2015 N 146-уг) утвержден Порядок организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области.
В силу пункта 2.1 Указа от 14.09.2015 N 146-уг стоимость льготного проезда граждан установлена в размере 0,67 тарифа.
Согласно пункту 3 Указа от 14.09.2015 N 146-уг Возмещение перевозчикам расходов, связанных с оказанием транспортных услуг, в размере 0,33 тарифа, являются расходами областного бюджета.
Департамент дорожного хозяйства и ООО "Мега-Авто" (перевозчик) заключили договор на возмещение расходов, связанных с оказанием услуг по льготному проезду с использованием социальной карты жителя Ивановской области, от 09.01.2019 N ЛП 19-28-2-025, по условиям которого перевозчик предоставляет транспортные услуги по льготному проезду граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области на пассажирском транспорте общего пользования и возмещение Департаментом дорожного хозяйства расходов, связанных с оказанием данных услуг.
В силу пункта 6 договора Департамент дорожного хозяйства возмещает перевозчику стоимость проезда с использованием социальной карты жителя Ивановской области в размере 0,33 тарифа, действующего у перевозчика.
Между АКБ "Кранбанк" (банк) и ООО "Мега-Авто" (получатель средств) заключен договор банковского счета с получателем средств от 01.10.2015 N 21-СК, по условиям которого банк обязуется открыть получателю средств счет и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание получателя средств.
Департамент развития (заказчик) и АО "Кранбанк" (исполнитель) заключили государственный контракт для обеспечения государственных нужд Ивановской области N 2/2019 (подписанный ЭЦП 12.03.2019), по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по учету электронных денежных средств на лицевом счете социальной карты жителя Ивановской области, по учету количества услуг, оказанных транспортными организациями Ивановской области, связанных с возмещением расходов на оказание услуг по льготному проезду с использованием социальной карты жителя Ивановской области, по пополнению лицевого счета социальной карты жителя Ивановской области, в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в срок, установленный контрактом.
Согласно пункту 2.2.3 контракта N 2/2019 исполнитель обязан немедленно письменно предупредить заказчика при обнаружении независящих от исполнителя обстоятельств, которые угрожают надлежащему качеству оказываемых услуг, либо создают невозможность их оказания (пункт).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 контракта N 2/2019 срок оказания услуг по контракту - с даты подписания до 31.12.2019.
Между Департаментом развития (заказчик) и ООО "Информационные Банковские Технологии" (исполнитель) заключен государственный контракт для обеспечения государственных нужд Ивановской области N 7/2019 (подписанный ЭЦП 06.05.2019), по условиям которого исполнитель обязуется оказать услуги по обслуживанию программно-аппаратных средств и выпуску социальных карт жителей Ивановской области в соответствии с техническим заданием, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в срок, установленный контрактом.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 контракта N 7/2019 срок оказания услуг по контракту - с даты подписания до 31.12.2019.
Приказом Банка России от 13.12.2019 N ОД-2850 у кредитной организации - АО "Кранбанк" (г. Иваново) отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В период с 13.12.2019 по 31.12.2019 Общество принимало к оплате социальные карты жителей Ивановской области, регистрация транспортной услуги для электронных транзакций осуществлялась. Впоследствии выяснилось, что денежные средства в размере 0,67 тарифа не были списаны с лицевых счетов держателей социальных карт и не аккумулировались у оператора электронных денежных средств для дальнейшего распределения между перевозчиками с целью возмещения оказанных услуг по льготному проезду.
Полагая, что в результате ненадлежащего исполнения Департаментом развития обязанности по информационному взаимодействию в части прекращения электронных транзакций Обществу причинены убытки в виде невозмещенной части льготного проезда, последний направил ему претензию с требованием возместить 178 495 рублей 75 копеек убытков.
Претензию Департамент развития оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 308, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядком организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (далее - Порядок), утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 14.09.2015 N 146-уг, пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о том, что истец не доказал необходимую совокупность обстоятельств для возложения на ответчиков обязанности по возмещению заявленных убытков, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Кодекса).
Согласно статье 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядком организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (далее - Порядок), утвержденном Указом Губернатора Ивановской области от 14.09.2015 N 146-уг, предусмотрена последовательность процедур по организации льготного проезда.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка (в редакции, действующей в спорном периоде) действие социальной карты прекращается в связи со смертью держателя социальной карты, при прекращении права на предоставление мер социальной поддержки, а также по заявлению держателя социальной карты в случае утраты, порчи по различным причинам социальной карты либо в случае изменения персональных данных держателя социальной карты, с возможностью возврата остатка неиспользованных денежных средств в порядке, устанавливаемом оператором электронных денежных средств.
В силу пункта 3.2.4 Порядка оператор электронных денежных средств осуществляет перевод перевозчикам электронных денежных средств, внесенных льготополучателями для оплаты стоимости льготного проезда с использованием лицевого счета социальной карты жителя Ивановской области, в размере 0,67 тарифа.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что оказание Обществом транспортных услуг по льготному проезду граждан с использованием социальной карты осуществлялось в рамках договора от 09.01.2019 N ЛП 19-28-2-025, заключенного с Департаментом дорожного хозяйства; расчетно-кассовое обслуживание истца производилось в рамках договора банковского счета от 01.10.2015 N 21-СК, заключенного с АО "Кранбанк".
При этом в обоснование иска Общество ссылается на предусмотренную контрактом от 06.05.2019 N 7/2019 обязанность Департамента развития по предупреждению ООО "Информационные Банковские Технологии" о наличии обстоятельств, угрожающих надлежащему качеству оказываемых услуг либо невозможности их оказания.
Между тем истец стороной в указанном обязательстве не является, поэтому право ссылаться на ненадлежащее исполнение Департаментом развития своих обязанностей в рамках государственного контракта от 06.05.2019 N 7/2019 у него отсутствует.
В обоснование противоправности действий Правительства Ивановской области Общество указывает на непринятие им мер (бездействие) по выводу из оборота транспортного приложения социальной карты жителя Ивановской области.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о недоказанности истцом противоправности действий ответчиков, в результате которых истцу причинены убытки, а также наличия прямой причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и убытками истца.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.02.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А17-4094/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мега-Авто" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Мега-Авто".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2021 г. N Ф01-4070/21 по делу N А17-4094/2020