Нижний Новгород |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А39-5085/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителя от заявителя:
Кузнецова А.Н. (решение от 23.09.2015 N 7)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
филиала Федерального государственного бюджетного учреждения
"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия
и Управления Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике Мордовия
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021
по делу N А39-5085/2020 Арбитражного суда Республики Мордовия
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер"
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения
"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия и
Управлению Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Республике Мордовия
о признании незаконным решения об отказе
в установлении кадастровой стоимости земельных участков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -администрация городского округа Саранск,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия (далее - Кадастровая палата) от 03.03.2020 N 2146/14-13 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514, 13:23:1101099:3515 и 13:23:1101099:3516, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764, установленного решением Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019.
В качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление).
Заявитель также просил обязать Кадастровую палату и Управление устранить допущенное нарушение его прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Саранск (далее - Администрация).
Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 11.4, 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 29.12.2020 отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод о доказанности законности оспариваемого решения уполномоченного органа, а также указав на избрание Обществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.04.2021 отменил состоявшееся решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным решения Кадастровой палаты в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514 и 13:23:1101099:3515 и принял по делу в данной части новый судебный акт, в соответствии с которым признал решение Кадастровой палаты в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514 и 13:23:1101099:3515 незаконным и обязал Управление и Кадастровую палату в месячный срок со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514 и 13:23:1101099:3515, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764, с применением кадастровой стоимости, установленной в отношении него решением Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019; в остальной части решение суда оставил без изменения.
Не согласившись с названным судебным актом в удовлетворенной части требований, Кадастровая палата и Управление обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых попросили отменить вынесенное апелляционное постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, податели жалоб указывают на установление решением Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 в размере рыночной, но никак не вновь образованных из него участков и уже после раздела первоначального участка и постановки на учет образованных участков; положения пункта 23 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514 (далее - Порядок) не предусматривают применения удельного показателя рыночной стоимости земельного участка; на момент обращения в уполномоченный орган права Общества на земельные участки с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514 и 13:23:1101099:3515 не зарегистрированы; суд необоснованно взыскал с Кадастровой палаты как с филиала юридического лица расходы по государственной пошлине; для пересмотра кадастровой стоимости земельных участков заявителю следовало обратиться с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости земли.
Представитель Общества в отзыве на кассационные жалобы и в судебном заседании сослался на законность и обоснованность состоявшегося постановления апелляционной инстанции и попросил отказать в удовлетворении жалоб.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Управления о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационных жалоб без участия его представителя.
Кадастровая палата и Администрация, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалоб.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыв на них, а также заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019 установлено, а также подтверждается материалами дела, что Обществу принадлежит на праве собственности здание торгового центра площадью 1498,7 квадратного метра, с кадастровым номером 13:23:1101099:3234, которое располагалось на земельном участке общей площадью 9360 квадратных метров, с кадастровым номером 13:23:1101099:1764, вид разрешенного использования - для размещения объекта торговли, адрес: город Саранск, проспект 70 лет Октября.
Указанный земельный участок находился в пользовании Общества на основании договора аренды.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019 удовлетворено административное исковое заявление Общества об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равной его рыночной стоимости. По состоянию на 18.01.2016 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 в размере 15 453 173 рубля.
Судебный акт вступил в законную силу 28.01.2020.
До этого 15.01.2020 земельный участок с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 был разделен на:
1) земельный участок площадью 3700 квадратных метров, с кадастровым номером 13:23:1101099:3514, разрешенное использование - магазины, для размещения объектов торговли;
2) земельный участок площадью 4247 квадратных метров, с кадастровым номером 13:23:1101099:3515, разрешенное использование - магазины, для размещения объектов торговли;
3) земельный участок площадью 1412 квадратных метров, с кадастровым номером 13:23:1101099:3516, разрешенное использование - земли общего пользования.
Земельный участок с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 находился в аренде Общества, право которой прекращено на основании соглашения о расторжении договора аренды земельных участков между Администраций и Обществом от 12.02.2020.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером 13:23:1101099:3514 располагается принадлежащий Обществу объект недвижимости (торговый центр).
Земельный участок с кадастровым номером 13:23:1101099:3515 находится у Общества в аренде на основании договора аренды от 12.02.2020 N 17069 и соглашения к нему от 29.01.2021, в соответствии с пунктом 2.1 которого договор действует с 15.01.2020.
Права на земельный участок с кадастровым номером 13:23:1101099:3516 у Общества не оформлены, что подтвердил в судебном заседании представитель Общества.
При постановке на кадастровый учет и внесении сведений в ЕГРН уполномоченный орган определил кадастровую стоимость вновь образованных земельных участков путем умножения их площади на удельный показатель первоначальной кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 в размере 3053 рубля 35 копеек (28 579 356 рублей/9 360 квадратных метров).
Общество 25.02.2020 направило в Кадастровую палату для исполнения вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019.
Уполномоченный орган 27.02.2020 сообщил заявителю об исполнении вступившего в законную силу судебного акта.
В письме от 26.02.2020 Общество обратилось в Кадастровую палату и Управление с просьбой внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514, 13:23:1101099:3515 и 13:23:1101099:3516 с учетом выводов вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019.
В письме от 03.03.2020 N 2146/14-13 Кадастровая палата отказала Обществу в определении кадастровой стоимости указанных земельных участков исходя из удельного показателя кадастровой стоимости преобразованного земельного участка с учетом названного решения суда.
Посчитав, что решение Кадастровой палаты не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Дополнительными сведениями об объекте недвижимого имущества, вносимыми в кадастр недвижимости, являются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости статье 8 Закона N 218-ФЗ.
Аналогичное положение содержится в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Изменение сведений о кадастровой стоимости земельного участка влечет осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании необходимых для такого учета документов, представленных заявителем или в порядке межведомственного информационного взаимодействия (части 1 и 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 указанной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Из материалов дела следует, что 15.01.2020 земельный участок с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 разделен на три новых участка с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514, 13:23:1101099:3515 и 13:23:1101099:3516.
После раздела земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 с разрешенным использованием - для размещения объектов торговли, участки с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514 и 13:23:1101099:3515 фактически не изменили разрешенное использование - магазины, для размещения объектов торговли; в отношении земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:3516 собственник определил другой вид разрешенного использования - земли общего пользования.
При этом на земельном участке с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514 расположен принадлежащий Обществу объект недвижимости (торговый центр), а участок с кадастровым номером 13:23:1101099:3515 находится у Общества в пользовании на основании действующего договора аренды от 12.02.2020 и соглашения к нему от 29.01.2021, в соответствии с пунктом 2.1 которого действие договора распространяется на отношения с 15.01.2020.
Независимо от решений, принимаемых собственником в отношении спорного земельного участка, права арендатора в отношении вновь образованных земельных участков сохраняются, что предусмотрено статьей 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости утвержден Порядок.
Названный Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях: а) осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; б) внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости; в) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка).
Согласно пункту 23 Порядка кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка определяется пропорционально изменению его площади.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка рассчитывается путем деления кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.
Исходя из того, что земельные участки с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514, 13:23:1101099:3515 и 13:23:1101099:3516 образованы до вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019, уполномоченный орган, руководствуясь пунктом 23 Порядка, определил их кадастровую стоимость по состоянию на 15.01.2020 с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3053 рублей 35 копеек (28 579 356 рублей/9 360 квадратных метров).
Вместе с тем, Общество в письме от 26.02.2020 обратилось в Кадастровую палату и Управление с просьбой внести в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1101099:3514, 13:23:1101099:3515 и 13:23:1101099:3516 с учетом выводов вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
По смыслу Закона N 221-ФЗ и статей 24.19 и 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) документами, на основании которых в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости, являются постановление об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов, а в случае пересмотра кадастровой стоимости, или решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ, действующий на момент рассмотрения спора Верховным Судом Республики Мордовия по делу N 3а-79/2019, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 по состоянию на 18.01.2016 в размере 15 453 173 рублей, соответственно, удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1650 рублей 98 копеек.
При этом Верховный Суд Республики Мордовия прямо указал в резолютивной части судебного акта, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленного решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.2019 по день внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или определения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась применимой в спорный период, и неисполнение уполномоченным органом решения суда, которое направлено на восстановление прав Общества, является нарушением права последнего и противоречит статье 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании решения Верховного Суда Республики Мордовия от 24.12.2019 по делу N 3а-79/2019 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 подлежала изменению со дня вступлению в законную силу данного судебного акта в соответствии с выводами суда, в связи с чем кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков также подлежала изменению и отражению в ЕГРН исходя из кадастровой стоимости перераспределенного участка, установленной решением суда по делу N 3а-79/2019 в размере рыночной стоимости.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и приняв во внимание, что Общество в рассматриваемом случае фактически является землепользователем только двух образованных из земельного участка с кадастровым номером 13:23:1101099:1764 участков (кадастровые номера 13:23:1101099:3514 и 13:23:1101099:3515), пришел к выводу о том, что отказ Кадастровой палаты во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда, в отношении указанных земельных участков нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем удовлетворил на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленные требования в отношении земельных участков, находящихся в пользовании Общества.
Ссылка на необоснованное взыскание с Кадастровой палаты как с филиала юридического лица расходов по государственной пошлине подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В данном случае Кадастровая палата именно как филиал привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ненормативный правовой акт которого оспаривался Обществом; заявленные требования удовлетворены, поэтому у судов не имелось оснований для освобождения ее от обязанности возместить выигравшей стороне понесенные последней расходы, связанные с рассмотрением дела.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном понимании действующего законодательства в совокупности обстоятельств дела и с учетом изложенного не опровергают обоснованности выводов суда, основанных на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Несогласие подателя жалобы с результатом приведенной судом оценки собранных доказательств и установленных обстоятельств не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в принятом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемого апелляционного постановления в кассационном порядке, заявителем в жалобе не приведено.
Оснований для отмены состоявшегося судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Кадастровая палата и Управление освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 по делу N А39-5085/2020 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационные жалобы филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Мордовия и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ, действующий на момент рассмотрения спора Верховным Судом Республики Мордовия по делу N 3а-79/2019, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости
...
Согласно статье 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась применимой в спорный период, и неисполнение уполномоченным органом решения суда, которое направлено на восстановление прав Общества, является нарушением права последнего и противоречит статье 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2021 г. N Ф01-3577/21 по делу N А39-5085/2020