г. Нижний Новгород |
|
25 марта 2024 г. |
Дело N А79-10529/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2024 г.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.07.2023 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023 по делу N А79-10529/2022
по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный аграрный научный центр северо-востока имени Н.В. Рудницкого" (ИНН: 4346008410, ОГРН: 1034316511437)
о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство финансов Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике,
и установил:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный аграрный научный центр северо-востока имени Н.В. Рудницкого" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство), выразившегося в отказе в возврате субсидии, а также о взыскании с Министерства 1 024 801 рубля 70 копеек субсидии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Чувашской Республики и Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, письмо Министерства от 19.08.2022 N 14/18-5668 не является отказом в возврате субсидии Учреждению и не подлежит оспариванию в судебном порядке как ненормативный правовой акт. В данном письме Учреждению были даны соответствующие разъяснения в части поставленного вопроса о неисполнении решения суда 23.12.2021.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили в суд округа.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Учреждение обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в 2018 году субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Министерство на основании служебной записки от 15.03.2018 рассмотрело вопрос обоснованности предоставления в 2018 году субсидии Учреждению на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства и отказало в предоставлении субсидии (письмо от 28.03.2018 N 05/24-2043), сославшись на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой не предусмотрено предоставление субсидий государственным учреждениям.
Учреждение посчитало решение об отказе в предоставлении субсидии незаконным и нарушающим его права и законные интересы и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным (дело N А79-6128/2018).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.08.2018 по делу N А79-6128/2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.03.2019, заявленное Учреждением требование удовлетворено. Суд обязал Министерство рассмотреть заявление Учреждения о предоставлении в 2018 году субсидий.
Министерство и Учреждение заключили соглашения от 29.07.2020 N 05-12/109-8 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на обеспечение прироста производства зерновых и зернобобовых культур в размере 227 494 рублей 95 копеек; от 23.11.2020 N 05-12/160-4 о предоставлении субсидии на производство масличных культур в размере 253 744 рублей 88 копеек; от 24.11.2020 N 05-12/161-2 о предоставлении субсидии на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями в размере 248 120 рублей 20 копеек; от 08.12.2020 N 05-12/167-62 о предоставлении субсидии на поддержку элитного семеноводства в размере 81 818 рублей 19 копеек; от 23.04.2021 N 10-2021-20964 о предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с обеспечением прироста производства зерновых и зернобобовых культур, в размере 213 812 рублей 67 копеек.
Министерство 11.08.2021 направило Учреждению уведомления N 05/26-5631, 05/26-5632, 05/26-5633, 05/26-5634 и 05/26-5635 о возврате субсидий, указав при этом, что Правила, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 N 43 "О мерах по стимулированию развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования", на основании которых ранее предоставлены субсидии, не предусматривают возможность предоставления субсидий бюджетным учреждениям, и, соответственно, субсидии не могли быть предоставлены.
Учреждение возвратило субсидию в общей сумме 1 024 801 рубль 70 копеек.
Уведомления Министерства от 11.08.2021 N 05/26-5631, 05/26-5632, 05/26-5633, 05/26-5634 и 05/26-5635 Учреждение обжаловало в судебном порядке (дело N А79-8239/2021).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.12.2021 по делу N А79-8239/2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022, уведомления Министерства признаны недействительными.
Учреждение обратилось в Министерство с требованием о возврате субсидии (письмо от 20.04.2022 N 97).
Министерство в письме от 19.08.2022 N 14/18-5668 отказало в возврате субсидии, сославшись на то, что решение суда от 23.12.2021 по делу N А79-8239/2021 не возлагает на Министерство обязанность по передаче денежных средств либо совершения определенных действий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу, что у Министерства не имелось оснований для отказа в возврате субсидии, в связи с чем удовлетворил заявленное Учреждением требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суды установили и участвующие в деле лица не оспаривают, что Учреждение является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.12.2021 по делу N А79-8239/2021 установлено, что у Учреждения не имелось оснований для возврата ранее предоставленной субсидии, поскольку Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями и (или) на раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений, предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на обеспечение прироста производства зерновых и зернобобовых культур, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 N 43, предусматривают предоставление субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) в области растениеводства и не содержат каких-либо ограничений на получение субсидий государственными бюджетными учреждениями.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что у Министерства не имелось оснований для отказа Учреждению в возврате субсидии, а в рамках дела N А79-8239/2021 суд, признав недействительными уведомления Министерства о возврате субсидии, не возложил на последнее обязанность по совершению в пользу Учреждения определенных действий (предоставления средств субсидии), суды правомерно удовлетворили заявленное Учреждением требование по настоящему спору.
Вопреки позиции Министерства, отказ, изложенный в письме от 19.08.2022 N 14/18-5668, обладает признаками ненормативного правового акта, имеет властно-распорядительный характер в отношении заявителя, влечет юридические последствия. Примененная судами первой и апелляционной инстанций правовосстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав Учреждения.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023 по делу N А79-10529/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.12.2021 по делу N А79-8239/2021 установлено, что у Учреждения не имелось оснований для возврата ранее предоставленной субсидии, поскольку Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями и (или) на раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений, предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на обеспечение прироста производства зерновых и зернобобовых культур, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.02.2020 N 43, предусматривают предоставление субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) в области растениеводства и не содержат каких-либо ограничений на получение субсидий государственными бюджетными учреждениями."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 марта 2024 г. N Ф01-9410/23 по делу N А79-10529/2022