Нижний Новгород |
|
28 марта 2024 г. |
Дело N А43-4678/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Бариновой Н.В. (доверенность от 18.12.2023),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023
по делу N А43-4678/2023
по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области"
(ИНН: 5260986962, ОГРН: 1145200000428)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 24.11.2022 N 515-08-28ФКР-2022,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Промкомлексстрой",
администрация Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области,
общество с ограниченной ответственностью "Бутурлинский водоканал",
Мельникова Т.С., Стригун Д.С., Козлова М.В.,
и установил:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 24.11.2022 N 515-08-28ФКР-2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Промкомлексстрой", администрация Бутурлинского муниципального округа Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью "Бутурлинский водоканал", Мельникова Т.С., Стригун Д.С., Козлова М.В.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Фонда, оспариваемое предписание Инспекции не соответствует закону и выдано с нарушением правил проведения проверки в отношении ненадлежащего лица. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно доводов заявителя, просила оставить жалобу без удовлетворения; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд округа рассмотрел заявление Фонда о приобщении к материалам дела экспертного заключения от 08.02.2024 N 0050100101д и отклонил его с учетом компетенции арбитражного суда кассационной инстанции, предусмотренной статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании коллективного обращения жителей многоквартирного дома расположенного по адресу: Нижегородская область, рабочий поселок Бутурлино, улица Мира, дом 10 о нарушении требований к качеству выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества указанного дома, Инспекцией в отношении Фонда проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки Инспекция установила, что на основании договора от 08.12.2020 N 203250000082000142 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов заключенного между Фондом (заказчик) и ООО "Промкомплексстрой" (подрядчик) последним выполнены работы по капитальному ремонту системы водоотведения многоквартирного дома расположенного по адресу: Нижегородская область, рабочий поселок Бутурлино, улица Мира, дом 10.
Работы приняты на основании акта приемки работ и оказанных услуг от 13.10.2021. Гарантийный срок на выполненные работы установлен в течение 5 лет и на момент проведения проверки не истек.
Однако при проведении проверочных мероприятий установлено, что в месте проведения работ появились провалы грунта над установленной накопительной емкостью для сбора канализационных стоков, емкость деформирована.
При этом Фондом не приняты меры, направленные на устранение выявленных дефектов, что является нарушением требований пункта 11 части 2 статьи l82 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Подробно выявленные нарушения зафиксированы Инспекцией в акте контрольного (надзорного) мероприятия от 24.11.2022 N 515-08-28ФКР-2022.
В связи с выявленными нарушениями Инспекция выдала Фонду предписание от 24.11.2022 N 515-08-28ФКР-2022, которым возложила на Фонд обязанность в тридцатидневный срок принять меры к устранению нарушений.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями АПК РФ, ЖК РФ, Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Законом Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 159-З), с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1702, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Фонда, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1702 утверждены Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее - Правила N 1702).
В пункте 37 Правил N 1702 предусмотрено, что в случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение региональным оператором требований, органом государственного жилищного надзора выдается предписание об устранении в 30-дневный срок выявленных нарушений, которое является приложением к акту.
Согласно пункту 1 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 178 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
На основании пунктов 3, 4, 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В соответствии с частью 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Региональный оператор создан распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.12.2013 N 2724-р, как некоммерческая организация в форме фонда, в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
Правовое регулирование деятельности регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляется ЖК РФ, Законом Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 159-З).
Целью создания регионального оператора в силу части 1 статьи 24 Закона N 159-З является обеспечения организации и своевременного проведения, в том числе финансирования, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 159-З региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены программой Нижегородской области по капитальному ремонту, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: проводить осмотр общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого выполнены работы по капитальному ремонту, на предмет выявления наступления гарантийного случая на услуги и (или) работы по капитальному ремонту с приглашением лиц, ответственных за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, органов местного самоуправления, подрядной организации в случае поступления обращений собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, органов местного самоуправления; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункты 3, 4, 11 части 2 статьи 29 Закона N 159-З).
В силу части 4 статьи 29 Закона N 159-З функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления соответствующего муниципального округа, городского округа Нижегородской области и (или) муниципальными бюджетными или казенными учреждениями на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором, в случаях и порядке, установленных статьей 29.1 настоящего Закона.
В случае заключения договора о передаче функции технического заказчика орган местного самоуправления, муниципальное бюджетное или казенное учреждение выполняет обязанности, предусмотренные пунктами 2, 3, 4 и 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ, а также обязанности технического заказчика, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе осуществляет строительный контроль (часть 7 статьи 29.1 Закона N 159-З).
Согласно статье 25.1 Закона N 159-З взаимодействие регионального оператора с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется на основании регламента взаимодействия, утвержденного уполномоченным органом.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области от 14.09.2020 N 329-254/20П/од утвержден Регламент взаимодействия некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области" с органами государственной власти, органами местного самоуправления Нижегородской области и иными организациями при организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
В силу пункта 7.3 указанного Регламента при подтверждении наличия гарантийного случая в результате проведенного осмотра региональный оператор обеспечивает оказание услуг и (или) выполнение работ по устранению выявленных дефектов.
Как верно отметили суды, наличие договора о передаче функций технического заказчика не исключает ответственность регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта, в том числе подрядными организациями, привлеченными техническим заказчиком, обоснованно указав на то, что обязательства по организации и надлежащему оказанию услуг, по проведению работ по капитальному ремонту остаются за региональным оператором.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается наличие выявленных Инспекцией нарушений, выразившихся в нарушении требований к качеству выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества дома (провалы грунта над установленной накопительной емкостью для сбора канализационных стоков, деформация емкости).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что установив наличие нарушений, Инспекция правомерно в соответствии с требованиями пункта 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ, статьи 29 Закона N 159-З выдала оспариваемое предписание Фонду, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение выявленного нарушения.
Из названного предписания не следует обязание устранить недостатки выполненных работ непосредственно региональным оператором.
Вопросы причин появившихся дефектов и лиц ответственных за их появление в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку именно региональный оператор в силу требований закона обязан обеспечить ремонт многоквартирных домов за счет денежных средств формирующих фонд капитального ремонта и несет ответственность перед жильцами за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями.
С учетом изложенного суды обоснованно признали, что оспариваемое предписание Инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Фонда, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о незаконном отклонении судом первой инстанции ходатайства о приостановлении производства по делу в соответствии со статьей 143 АПК РФ, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Суд первой инстанции отклонил заявленное ходатайство ввиду отсутствия процессуальных оснований для его удовлетворения.
Иные доводы Фонда не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Судом кассационной инстанции не установлены нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А43-4678/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае заключения договора о передаче функции технического заказчика орган местного самоуправления, муниципальное бюджетное или казенное учреждение выполняет обязанности, предусмотренные пунктами 2, 3, 4 и 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ, а также обязанности технического заказчика, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, в том числе осуществляет строительный контроль (часть 7 статьи 29.1 Закона N 159-З).
...
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается наличие выявленных Инспекцией нарушений, выразившихся в нарушении требований к качеству выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества дома (провалы грунта над установленной накопительной емкостью для сбора канализационных стоков, деформация емкости).
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что установив наличие нарушений, Инспекция правомерно в соответствии с требованиями пункта 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ, статьи 29 Закона N 159-З выдала оспариваемое предписание Фонду, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, направлено на устранение выявленного нарушения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2024 г. N Ф01-9535/23 по делу N А43-4678/2023