Нижний Новгород |
|
28 марта 2024 г. |
Дело N А43-6935/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Чиха А.Н.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез": Юсовой Т.Ю, (доверенность от 01.01.2024 N 151),
Половинко О.В. (доверенность от 01.01.2024 N 137),
открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Козловой Ю.В. (доверенность от 26.09.2023),
Гречкиной Ю.В. (доверенность от 26.09.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А43-6935/2023 Арбитражного суда Нижегородской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (ОГРН: 1085250002111, ИНН: 5250043567)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
о взыскании 976 120 рублей
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" (далее - ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 976 120 рублей.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.05.2023 удовлетворил частично исковые требования: взыскал с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" 488 060 рублей штрафа; отказал в удовлетворении остальной части иска.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.10.2023 изменил решение, взыскав с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" 124 800 рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить его и принять новый судебный акт, удовлетворив требования истца в размере 976 120 рублей (в том числе и спорные 726 520 рублей)
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции в части необходимости исчисления срока на уборку вагонов не менее чем через два часа после приема уведомления о завершении грузовой операции и, соответственно, необоснованности взыскания штрафа на сумму 726 520 рублей неправильно истолковал пункт 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Определением кассационной инстанции судебное разбирательство откладывалось до 10 часов 45 минут 18.03.2024.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, между ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" и ОАО "РЖД" заключили договор N 2/199 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "ЛУКОЙЛ -Нижегороднефтеоргсинтез" в редакции протокола урегулирования разногласий от 26.03.2021 и в соответствии с решением арбитражного суда Нижегородской области от 08.04.2021 по делу N А43-18673/2020.
Параграфом 5 договора предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению.
Из параграфа 11 договора следует, что готовые к уборке вагоны убираются локомотивом "Перевозчика" с железнодорожного пути необщего пользования с одной эстакады не позднее чем через 1 час 40 минут (нормативный срок) после получения уведомления от "Пользователя" о готовности вагонов к уборке. В случае передачи в указанный срок уведомления о готовности вагонов к уборке с нескольких эстакад, максимальный срок времени на уборку со второй и последующих эстакад исчисляется после окончания нормативного срока на уборку вагонов с предыдущих эстакад.
Посчитав, что в период с 01.06 по 30.06.2022 перевозчик нарушил условия параграфа 11 договора и превысил сроки уборки вагонов с путей необщего пользования, пользователь начислил ему штраф за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов по вине перевозчика в сумме 976 120 рублей (количество в/цистерн * 40 рулей (0,2 МРОТ * 2) * количество часов), и в претензии предложил уплатить этот штраф в добровольном порядке.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
На основании статьи 58 Устава договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузкой грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Срок оборота вагонов не является договорной величиной в смысле статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как он устанавливается в договоре не по соглашению сторон, а в силу закона (статья 58 Устава).
Данный срок является величиной рассчитываемой перевозчиком и зависящей от инженерных, технических, временных и иных факторов, таких как: схема примыкания железнодорожных путей необщего пользования, расстояние подачи и уборки, время на приемо-сдаточные операции, время движения поезда, размещения мест погрузки, выгрузки и их технической оснащенности, технологии работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания и так далее.
Согласно пункту 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
По смыслу пунктов 3.4 - 3.6 Правил N 26 двухчасовой минимальный период между приемом уведомления о готовности вагонов к уборке и фактической уборкой вагонов локомотивом перевозчика необходим для технической подготовки перевозчика к уборке вагонов после фактического завершения грузовой операции грузополучателем (грузоотправителем).
Между тем конкретные сроки уборки вагонов действующим законодательством не определены.
Таким образом, срок уборки вагонов может быть увеличен в договоре с учетом особенностей технологии работы станции примыкания, а также по договоренности и с учетом иных обстоятельств.
Согласно параграфу 11 договора срок на уборку вагонов составляет 1 час 40 минут после получения уведомления о готовности вагонов к уборке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный параграф договора в совокупности с пунктом 3.7 Правил N 26 следует толковать таким образом, что перевозчику предоставляется для уборки вагонов 2-часовой срок, установленный пунктом 3.7 Правил N 26, плюс 1 час 40 минут по условиям договора.
Проверив расчет штрафа, суд апелляционной инстанции признал обоснованность заявленных истцом требований в части взыскания штрафа за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов в размере 249 600 рублей. Размер штрафа снижен судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 124 800 рублей.
Доводы заявителя жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Оснований для отмены принятого судебного акта по приведенным в кассационной жалоб доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов по части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 по делу N А43-6935/2023 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пунктов 3.4 - 3.6 Правил N 26 двухчасовой минимальный период между приемом уведомления о готовности вагонов к уборке и фактической уборкой вагонов локомотивом перевозчика необходим для технической подготовки перевозчика к уборке вагонов после фактического завершения грузовой операции грузополучателем (грузоотправителем).
...
Согласно параграфу 11 договора срок на уборку вагонов составляет 1 час 40 минут после получения уведомления о готовности вагонов к уборке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный параграф договора в совокупности с пунктом 3.7 Правил N 26 следует толковать таким образом, что перевозчику предоставляется для уборки вагонов 2-часовой срок, установленный пунктом 3.7 Правил N 26, плюс 1 час 40 минут по условиям договора.
Проверив расчет штрафа, суд апелляционной инстанции признал обоснованность заявленных истцом требований в части взыскания штрафа за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов в размере 249 600 рублей. Размер штрафа снижен судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 124 800 рублей."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2024 г. N Ф01-9365/23 по делу N А43-6935/2023