Нижний Новгород |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А17-5766/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Когута Д.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская Коммуна"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.12.2020 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021
по делу N А17-5766/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приволжская Коммуна"
(ИНН: 3703048040, ОГРН: 1143703000165)
к администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района (ИНН: 3713007572, ОГРН: 1063703000074)
о признании недействительными постановлений от 24.09.2018 N 358, от 07.05.2019 N 20, от 18.04.2019 N 195 в части,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Наволокское коммунальное хозяйство" (ИНН: 3713007692, ОГРН: 1063703005992), общество с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль-1" (ИНН: 3713007678, ОГРН: 1063703005134), общество с ограниченной ответственностью "ТДЛ Актив" (ИНН: 3702063818, ОГРН: 1043700113126), общество с ограниченной ответственностью "Хлопчатобумажная компания "Навтекс" (ИНН: 3703047618, ОГРН: 1133703000804),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Приволжская коммуна" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Новолокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация) о признании недействительным постановления от 24.09.2018 N 358 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в части присвоения Обществу статуса единой теплоснабжающей организации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района, система теплоснабжения которого расположена в границах поселения: г. Наволоки, ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова и пер. Аптечный; о признании недействительным постановления от 07.05.2019 N 207 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в части присвоения Обществу статуса единой теплоснабжающей организации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района, система теплоснабжения которого расположена в границах поселения: г. Наволоки, ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова и пер. Аптечный, о признании недействительным постановления от 18.04.2019 N 195 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения" в части границ поселения г. Наволоки, ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова и пер. Аптечный, относящихся к снабжению котельной Общества.
В ходе рассмотрения дела Общество отказалось от требования о признании недействительным постановления от 24.09.2018 N 358 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в части присвоения Обществу статуса единой теплоснабжающей организации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района, система теплоснабжения которого расположена в границах поселения: г. Наволоки, ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова и пер. Аптечный.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований на предмет спора, привлечены акционерное общество "Наволокское коммунальное хозяйство" (далее - АО "Наволокское коммунальное хозяйство"), общество с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль-1" (далее - ООО "Теплоцентраль-1"), общество с ограниченной ответственностью "ТДЛ Актив" (далее - ООО "ТДЛ Актив"), общество с ограниченной ответственностью "Хлопчатобумажная компания "Навтекс" (далее - ООО "Хлопчатобумажная компания "Навтекс").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 18.12.2020 производство по требованию о признании недействительным постановления от 24.09.2018 N 358 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в части присвоения Обществу статуса единой теплоснабжающей организации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района, система теплоснабжения которого расположена в границах поселения: г. Наволоки, ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова и пер. Аптечный. В удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 15.04.2021 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что Администрацией при присвоении Обществу статуса единой теплоснабжающей организации Наволокского городского поселения и при утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения не соблюдены нормы Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - Постановление N 154). Администрация не представила доказательств невозможности осуществления ею функции по обеспечению теплоснабжения населения, возложенной на нее подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иным способом, в том числе путем присвоения статуса единой теплоснабжающей организации иной организации, а именно АО "Наволокское коммунальное хозяйство".
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
АО "Наволокское коммунальное хозяйство" в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТДЛ Актив" поддержало позицию заявителя.
ООО "ТДЛ Актив" и Общество ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация приняла постановление от 24.09.2018 N 358 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации", согласно которому статус единой теплоснабжающей организации присвоен, в том числе Обществу. Постановлением от 12.12.2018 N 47 из перечня единых теплоснабжающих организаций исключено Общество.
В Администрацию 13.03.2019 поступило уведомление от ООО "Теплоцентраль-1" о прекращении права аренды на сети теплоснабжения и горячего водоснабжения от котельной Общества по улицам Советская, Промышленная, Вилкова и переулку Аптечный города Наволоки.
Постановлением Администрации от 29.03.2019 N 169 ООО "Теплоцентраль-1" лишено статуса единой теплоснабжающей организации.
На официальном сайте Наволокского городского поселения 01.04.2019 размещено сообщение о приеме заявок от теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций для присвоения статуса единой теплоснабжающей организации. Срок окончания приема заявок установлен 05.052019.
Поскольку заявок не поступило, Администрация присвоила статус единой теплоснабжающей организации Обществу в отношении системы теплоснабжения, расположенной в границах поселения города Наволоки (улицы Советская, Промышленная, Вилкова, переулок Аптечный), о чем вынесла постановление от 07.05.2019 N 207 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации и о внесении изменений в постановление Администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 24.09.2018 N 358".
Постановлением Администрации от 18.04.2019 N 195 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Наволокского городского поселения.
Посчитав постановления Администрации незаконными и нарушающими права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованиями о признании их недействительными.
В ходе рассмотрения дела Общество отказалось от требования о признании недействительным постановления от 24.09.2018 N 358 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в части присвоения Обществу статуса единой теплоснабжающей организации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района, система теплоснабжения которого расположена в границах поселения: г. Наволоки, ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова и пер. Аптечный.
Руководствуясь статьями 9, 188.1, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами Закона N 190-ФЗ, Правилами N 808, Постановлением N 154, суд первой инстанции прекратил производство по требованию о признании недействительным постановления Администрации от 24.09.2018 N 358, в удовлетворении остальных требований отказал.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 23 Закона N 190-ФЗ требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
В соответствии с Законом N 190-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением N 154 утвердило прилагаемые требования к схемам теплоснабжения (далее - Требования к схемам) и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее - Требования к порядку разработки).
Согласно пунктам 2, 3 Требований к порядку разработки к порядку разработки проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается органами местного самоуправления поселений и утверждается главой местной администрации городского поселения.
В пункте 10 Требований к порядку разработки установлено, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.
В соответствии с пунктом 15 Требований к порядку разработки в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) и с учетом положений пункта 37 настоящего документа орган местного самоуправления или орган исполнительной власти города федерального значения, принявший такое решение, размещает на официальном сайте соответственно поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органа исполнительной власти города федерального значения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
а) уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения);
б) указание на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии).
Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, за исключением случая разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (пункт 37 Требований к порядку разработки).
В силу подпунктов "а", "б" пункта 19 Требований к порядку разработки органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают: размещение соответствующего проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в полном объеме, соответствующем положениям пунктов 4 и 23 требований к схемам теплоснабжения, на официальном сайте. При размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ним также размещается схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения); опубликование сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте Администрации 22.11.2018 опубликовано уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района на 2020 год, в котором указаны реквизиты страницы, на которой можно ознакомиться со схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением от 27.06.2017 N 207.
Администрация и ООО "Омега-Спектр" заключили договор от 14.01.2019 N 1401/2019 о выполнении работ по актуализации схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения.
От ООО "Омега-Спектр" 04.03.2019 на электронную почту Администрации поступил разработанный проект актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения с обосновывающими материалами.
На официальном сайте Администрации 05.03.2019 опубликовано извещение о размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области.
В извещении о размещении проекта актуализированной схемы указано, что с момента опубликования данного сообщения заинтересованные лица вправе направлять в Администрацию замечания и предложения по проекту схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения. Сбор замечаний и предложения по проекту актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения осуществляется по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, город Наволоки, улица Ульянова, дом 6А, в рабочие дни с 9 до 12 и с 14 до 16 часов до 30 марта 2019 года.
Сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения также опубликованы в газете "Наволокский Вестник" N 4 (162) от 01.04.2019.
Ссылка Общества на данную публикацию с указанием на то, что сбор замечаний и предложений по проекту актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения уже завершился к моменту публикации, обоснованно не принята судом первой инстанции, поскольку данная публикация не являлась единственным извещением. Кроме того, заявитель не был лишен возможности представления замечаний и предложений к схеме в более поздний срок на публичных слушаниях.
Обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний (пункт 20 Требований к порядку разработки).
В силу пункта 23 Требований к порядку разработки процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения состоит из следующих этапов:
а) размещение на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения);
б) размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, не позднее трех календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений;
в) проведение собрания участников публичных слушаний;
г) подготовка и оформление итогового документа (протокола) публичных слушаний;
д) размещение итогового документа (протокола) публичных слушаний.
На официальном сайте Администрации 01.04.2019 размещено уведомление о проведении 10.04.2019 в 14 часов по адресу: город Наволоки, улица Ульянова дом 6А публичных слушаний по проекту актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения.
На официальном сайте Администрации размещен протокол публичных слушаний по проекту актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения от 10.04.2019 (адрес страницы в сети "интернет": http;//www.navoloki.ru/economika/gradstroi/teplo.php).
Согласно указанному протоколу на публичных слушаниях присутствовали представители теплоснабжающих и теплосетевых организаций, в том числе присутствовал представитель Общества, который представил в письменном виде замечания к проекту актуализированной схемы теплоснабжения.
Администрация все поступившие замечания передала подрядной организации, которая внесла изменения в разработанный проект в соответствии с замечаниями, поступившими от Общества.
По результатам публичных слушаний было постановлено рекомендовать главе Наволокского городского поселения Кинешемского района рассмотреть и утвердить проект актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения с учетом поступивших замечаний.
Администрация вынесла постановление от 18.04.2019 N 195 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения".
На официальном сайте Администрации 19.04.2019 размещена актуализированная схема теплоснабжения Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области.
Таким образом, Администрацией соблюдены положения Закона N 190-ФЗ, Требований к порядку разработки при разработке и утверждении актуализированной схемы теплоснабжения.
Довод заявителя жалобы о том, что Администрация не запрашивала у Общества сведения для актуализации схемы теплоснабжения опровергается представленными в материалы дела документами, а именно письмами Администрации от 20.11.2018 N 245, Общества от 12.12.2018 N 01-05/504.
Отсутствие в актуализированной схеме теплоснабжения некоторых разделов, указанных в Требованиях к порядку разработки, не является существенным нарушением процедуры разработки и утверждения актуализированной схемы теплоснабжения, так как не повлекло нарушение базовых принципов, изложенных в пункте 9 Требований к порядку разработки, и не свидетельствует о незаконности постановления от 18.04.2019 N 195 и актуализированной схемы теплоснабжения в целом.
Кроме того, в материалы дела не представлен документ о том, что система теплоснабжения, расположенная в границах поселения город Наволоки, улицы Советская, Промышленная, Вилкова и переулок Аптечный, не отапливается от котельной Общества.
На основании изложенного постановление от 18.04.2019 N 195 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Наволокского городского поселения" в части границ поселения г. Наволоки, ул. Советская, ул. Промышленная, ул. Вилкова и пер. Аптечный, относящихся к снабжению котельной Общества, является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11); единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28).
Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации установлены в Правилах N 808.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 808 для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.
В силу пункта 7 Правил N 808 критериями определения единой теплоснабжающей организации являются: владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы местного самоуправления муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), органы исполнительной власти городов федерального значения, федеральный орган исполнительной власти при разработке и утверждении схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 808 показатели рабочей мощности источников тепловой энергии и емкости тепловых сетей определяются на основании данных схемы (проекта схемы) теплоснабжения поселения, городского округа.
Способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения (пункт 10 Правил N 808).
В пункте 11 Правил N 808 установлено, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
В силу пункта 17 Правил N 808 орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации или получения от федерального органа исполнительной власти, главы местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) копии решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела, Администрация издала постановление от 29.03.2019 N 169 об утрате ООО "Теплоцентраль-1" статуса единой теплоснабжающей организации. Согласно пункту 3 названного постановления теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям предложено подать в порядке, установленном пунктами 5 - 11 Правил N 808, заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения от котельной Общества (улицы Советская, Промышленная, Вилкова, переулок Аптечный города Наволоки).
На официальном сайте Администрации 01.04.2019 размещено уведомление о принятии заявок от теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории Наволокского городского поселения Кинешемского района Ивановской области в границах системы теплоснабжения от котельной Общества (улицы Советская, Промышленная, Вилкова, переулок Аптечный города Наволоки).
По состоянию на 05.05.2019 в Администрацию не поступило ни одной заявки от теплоснабжающих либо теплосетевых организаций.
Администрация издала постановление от 07.05.2019 N 207 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации и о внесении изменений в постановление Администрации от 24.09.2018 N 358 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации".
Названное постановление опубликовано 13.05.2019 на официальном сайте Администрации.
Таким образом, Администрацией соблюдены положения Закона N 190-ФЗ, Правил N 808 при проведении процедуры присвоения статуса единой теплоснабжающей организации.
Согласно пояснениям Администрации ею рассматривалось две организации: теплоснабжающая - Общество и теплосетевая - АО "Наволокское коммунальное хозяйство". Иных теплосетевых и теплоснабжающих организаций, которые могли бы осуществлять теплоснабжение от котельной Общества, не имелось. Администрация, используя общедоступные сведения и сведения, имеющиеся в Администрации и в действующей схеме теплоснабжения, посчитала, что Общество в лучшей мере обеспечит надежность теплоснабжения в системе теплоснабжения от котельной Общества (улицы Советская, Промышленная, Вилкова, переулок Аптечный города Наволоки). Администрацией были приняты во внимание такие сведения, как наличие теплового источника, его характеристики, предоставленные для актуализации схемы теплоснабжения, а также многолетний опыт в теплоснабжении.
Из материалов дела следует, что Общество владеет котельной, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей по улицам Советская, Промышленная, Вилкова, переулку Аптечный города Наволоки. Соответствующие сведения отражены в схеме теплоснабжения.
При этом котельная Общества функционирует в круглогодичном режиме, имеет все установленные допуски, в том числе от Ростехнадзора, и обладает техническими возможностями и квалифицированным персоналом по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения. Общество, будучи теплоснабжающей организацией, не может не располагать системой диспетчеризации для отслеживания температурного режима и потребления тепловой энергии. Сетевая организация АО "Наволокское коммунальное хозяйство" не имеет таких возможностей в силу отсутствия у нее источника тепловой энергии.
Довод заявителя жалобы о том, что Общество не имеет тепловых сетей, которые присоединены непосредственно к теплопотребляющим установкам потребителей, а такжепотребителей в рассматриваемой системе теплоснабжения, не являются основанием для признания отсутствующей у заявителя возможности поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителям и заключить с ними договоры теплоснабжения.
Как верно указал суд первой инстанции, законодательство Российской Федерации в сфере теплоснабжения не содержит требования о непосредственном присоединении потребителей к сетям теплоснабжающей организации; отсутствие непосредственного подключения теплопотребляющих установок потребителей к тепловым сетям теплоснабжающей организации при наличии опосредованного присоединения не может рассматриваться в качестве технического или технологического обоснования невозможности поставки тепловой энергии таким потребителям и заключения с ними договоров теплоснабжения. Данный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 309-КГ16-12364.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу, что постановление Администрации от 07.05.2019 N 207 "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации" в части присвоения Обществу статуса единой теплоснабжающей организации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района, система теплоснабжения которого расположена в границах поселения: город Наволоки, улицы Советская, Промышленная, Вилкова и переулок Аптечный, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств. Переоценка доказательств и установленных фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 18.12.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А17-5766/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приволжская Коммуна" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, Администрация издала постановление от 29.03.2019 N 169 об утрате ООО "Теплоцентраль-1" статуса единой теплоснабжающей организации. Согласно пункту 3 названного постановления теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям предложено подать в порядке, установленном пунктами 5 - 11 Правил N 808, заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения от котельной Общества (улицы Советская, Промышленная, Вилкова, переулок Аптечный города Наволоки).
...
Как верно указал суд первой инстанции, законодательство Российской Федерации в сфере теплоснабжения не содержит требования о непосредственном присоединении потребителей к сетям теплоснабжающей организации; отсутствие непосредственного подключения теплопотребляющих установок потребителей к тепловым сетям теплоснабжающей организации при наличии опосредованного присоединения не может рассматриваться в качестве технического или технологического обоснования невозможности поставки тепловой энергии таким потребителям и заключения с ними договоров теплоснабжения. Данный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 309-КГ16-12364."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 августа 2021 г. N Ф01-4021/21 по делу N А17-5766/2019