Нижний Новгород |
|
27 марта 2024 г. |
Дело N А11-2171/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "ГазПоверка":
Булатовой И.Н (доверенность от 03.03.2024),
от общества с ограниченной ответственностью "Газсервисцентр"
Булатовой И.Н (доверенность от 01.03.2024),
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир":
Артищевой Д.В. (доверенность от 18.12.2023 N 1871)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ГазПоверка"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023
по делу N А11-2171/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГазПоверка"
(ИНН: 5244026605, ОГРН: 1135248001965)
о признании незаконным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир"
(ИНН: 3328415442, ОГРН: 1023301456903) и
общество с ограниченной ответственностью "Газсервисцентр"
(ИНН: 1645015385, ОГРН: 1031610000641),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГазПоверка" (далее - ООО "ГазПоверка") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) от 29.11.2022 N 033/01/10-454/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Владимир") и общество с ограниченной ответственностью "Газсервисцентр" (далее - ООО "Газсервисцентр").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
ООО "ГазПоверка" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
ООО "ГазПоверка" указывает, что акты поверки, составленные до января 2022 года, приняты ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" без замечаний, акты, оформленные с февраля 2022 года, отклонены. От ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" в адрес заявителя не поступали обращения, содержание информацию о возможных нарушениях, допущенных при оформлении актов поверки. ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" воспрепятствовало появлению организаций, осуществляющих поверку газовых счетчиков. Заявитель имеет аттестат аккредитации в области единства измерений для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений. В рамках технического диагностирования метрологическая поверка средств измерений не проводится. В действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" имеются признаки совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению средств единства измерений, а не свидетельством о поверке средств измерений. Поставщик газа обязан осуществлять установку пломбы по заявке абонента на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение пяти рабочих дней (подпункт "б" пункта 22 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацией от 14.05.2013 N 410, далее - Правила N 410).
Подробно доводы ООО "ГазПоверка" изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами ООО "ГазПоверка", посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель ООО "Газсервисцентр" в судебном заседании изложил правовую позицию третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление Общества по факту отказа ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" от опломбировки бытовых газовых счетчиков, поверка которых проведена ООО "Газсервисцентр".
Усмотрев в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" признаки нарушения запретов, установленных в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Управление возбудило в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" дело N 033/01/10-454/2022.
В ходе производства по антимонопольному делу установлено, что Общество является диспетчерской службой ООО "Газсервисцентр", осуществляющей прием заявок от физических лиц на оказание услуг по поверке средств измерений (бытовых приборов учета газа).
ООО "Газсервисцентр" в соответствии с Правилами N 410 является специализированной организацией, в отношении которой внесена запись в реестр уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования от 11.08.2021 N 103.
ООО "Газсервисцентр" на территории Владимирской области такие договоры не заключало.
ООО "ГазПоверка" организовало на территории Владимирской области прием заявок от физических лиц по поверке бытового газового счетчика, осуществляло расчеты с заказчиками. ООО "Газсервисцентр", как субисполнитель, осуществлял поверку бытовых счетчиков газа, а также проводил работы по снятию и установке газового счетчика в квартирах/жилых домах. Правоотношения между ООО "Газсервисцентр" и заказчиками (физическим лицами) оформлялись посредством подписания акта приемки выполненных работ.
В феврале 2022 года в Общество обратились граждане, проживающие на территории Владимирской области, с претензиями об отказе ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" в опломбировке бытовых счетчиков газа, поверенных ООО "Газсервисцентр".
Общество направило ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" запросы с просьбой дать разъяснения о причинах отказа абонентской службы поставщика газа в опломбировке бытовых счетчиков газа, поверенных ООО "Газсервисцентр".
ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" указало, что отказ в опломбировке обусловлен неподтверждением ООО "Газсервисцентр" статуса специализированной организации, имеющей соглашение об аварийно-диспетчерском обслуживании с газораспределительной организацией.
Управление выявило, что ООО "Газсервисцентр" не заключило соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обслуживания с газораспределительной организацией.
Решением Управления от 29.11.2022 производство по делу N 033/01/10-454/2022 в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" о нарушении части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир".
Общество не согласилось с данным решением и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 135-ФЗ, Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ), Правилами N 410, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, далее - Правила N 549), суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий ООО "Газпром межрегионгаз Владимир".
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков принят Закон N 135-ФЗ. Сферой применения данного закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" изложена правовая позиция, согласно которой исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона N 135-ФЗ обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.
Общество указывает на наличие в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" признаков нарушения запрета, установленного в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, в части признания недействительными результатов поверок, произведенных ООО "Газсервисцентр".
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Законом N 69-ФЗ.
Стандартизация, обеспечение единства измерений и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения, установление требований к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, или определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление указанных требований относится к полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения (статья 8 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 69 Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 410, которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 4 названных правил, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
В пункте 6 Правил N 410 в редакции, действовавшей в феврале 2022 года, было установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Понятие "поверка приборов учета газа" установлено Правилами N 549 как совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям.
В пункте 29 Правил N 549 установлено, что демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.
В рассматриваемом случае договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования ООО "Газсервис-центр" на территории Владимирской области не заключало, осуществляло снятие (для проведения поверки) и установку (после проведения поверки) приборов учета газа и в отсутствие соглашения об аварийно-диспетчерском обслуживании с газораспреде-лительной организацией.
Следовательно, Управление пришло к верному выводу об отсутствии в действиях ООО "Газпром межрегионгаз Владимир" признаков нарушения требований антимонопольного законодательства.
Доводы ООО "ГазПоверка", приведенные в кассационной жалобе, указанные обстоятельства по существу не опровергают и о неправомерности выводов Управления в указанной части не свидетельствуют, поэтому правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
При этом действующим законодательством не установлено требование к газораспределительной организации об информировании специализированной организации о наличии каких-либо требований, установленных нормативными актами при осуществлении деятельности.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на ООО "ГазПоверка". Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета заявителю кассационной жалобы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А11-2171/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазПоверка" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГазПоверка" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.12.2023 N 350.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 6 Правил N 410 в редакции, действовавшей в феврале 2022 года, было установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
...
В пункте 29 Правил N 549 установлено, что демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.
...
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу N А11-2171/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазПоверка" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2024 г. N Ф01-762/24 по делу N А11-2171/2023