Нижний Новгород |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А79-6678/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Когута Д.В., Новикова Ю.В.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Девелей"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.01.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021
по делу N А79-6678/2020
по иску Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(ИНН: 1659053849, ОГРН: 1041628218763)
к обществу с ограниченной ответственностью "Девелей"
(ИНН: 2130088634, ОГРН: 1112130006746)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
учреждение "Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности",
общество с ограниченной ответственностью "Экология",
и установил:
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Девелей" (далее - Общество) о взыскании 345 755 рублей 78 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, 1918 рублей 53 копеек пеней за период с 02.03.2020 по 15.07.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение "Республиканский научно-исследовательский центр экологической безопасности" (далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Экология" (далее - ООО "Экология").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.01.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество полагает, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду является неверным и противоречит имеющимся в деле доказательствам, а именно: справке ООО "Экология", согласно которой Общество в 2019 году передало на размещение отходы производственной деятельности в количестве 63 тонн 490 килограммов; справке Общества от 17.11.2020 N 1068, из которой следует, что за 2019 год общая масса использованной в производстве полипропиленовой тары составила 423 тонны 300 килограммов, включая брак и технические потери на линии.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, указав на законность принятых судебных актов.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу в суд округа не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.08.2021 произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Когута Д.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является плательщиком платы за размещение отходов производства.
Общество представило в Управление декларацию по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, согласно которой плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами составила 53 рубля 13 копеек, за размещение отходов производства и потребления - 1047 рублей 02 копейки.
Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (раздел 3 декларации) осуществлен по следующим видам отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (масса - 5,3 тонны), отходы полипропиленовой тары незагрязненной (масса - 58,2 тонны).
В отчете 2-тп "отходы" за 2019 год, представленном Обществом в Управление, указаны следующие "отходы": "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)"; "отходы полипропиленовой тары незагрязненной" - 58,2 тонны.
Общество, имеющее производственную площадку, отнесенную к III категории опасности (объект 97-0221-002595-П, свидетельство выдано Минприроды Чувашии 10.01.2017), заключило с ООО "Экология" договор от 01.10.2018 N 3 на оказание услуг по транспортированию отходов производственной деятельности 1-4 класса опасности.
Согласно актам выполненных работ за 2019 год объем вывезенных отходов производства составил 2748 кубических метров, в том числе: "смет с территории предприятия малоопасный" - 98,268 кубических метров и "отходы полипропиленовой тары незагрязненной" - 2649,732 кубического метра.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит исчислению исходя из массы отходов в тоннах, поэтому Управление произвело пересчет объема вывезенных отходов (кубические метры) в тонны, используя коэффициент плотности отходов, указанный в ГОСТ 26996-86 "Межгосударственный стандарт. Полипропилен и сополимеры пропилена".
На основании выполненных расчетов Управление установило, что Общество в отчете 2-тп "отходы" за 2019 год указало неверную массу "отходов полипропиленовой тары незагрязненной" (не указало 2 326,56 тонн данного вида отходов) и не указало "смет с территории предприятия малоопасный" в количестве 78,61 тонны., в связи с этим Управление рассчитало плату по данным отходам как сверхлимитную - с учетом коэффициента 5.
Сумма доначисленной Обществу платы за размещение отходов производства составила 481 419 рублей 47 копеек, в частности: по "отходам полипропиленовой тары незагрязненной" - 210 321 рубль 09 копеек (2 326,56 тонн х 17 рублей 99 копеек х 5); по "смету с территории предприятия малоопасный" - 271 098 рублей 38 копеек (78,61 тонн х 689 рублей 73 копейки х 5).
С учетом имеющейся у Общества по состоянию на 01.07.2019 переплаты в размере 135 716 рублей 82 копеек задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в части платы за размещение отходов производства составила 345 755 рублей 78 копеек
Требование от 19.05.2020 N 08-5398 о внесении (довнесении) платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней Общество не исполнило, в связи с этим Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 16, 16.1, 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду и неустойки и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (пункт 4 Правил N 255).
В пункте 2 Правил N 255 предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории (пункт 5 Правил N 255).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 131 б-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В пунктах 9, 10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; в отношении каждого класса опасности отходов. При определении платежной базы учитываются: объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов; объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б" настоящего пункта; лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В силу пункта 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) Правил N 255.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что Общество обязано вносить плату за размещение следующих отходов: "смет с территории предприятия малоопасный" (73339001714) и "отходы полипропиленовой тары незагрязненной" (43412004515).
Удовлетворяя заявленное Управлением требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, суды признали верным расчет Управления, в соответствии с которым масса "отходов полипропиленовой тары незагрязненной" составила 2384,76 тонны (исходя из плотности 0,90 тн/куб.м), масса "смета с территории предприятия малоопасный" составила 78,61 тонны (исходя из плотности 0,8 тн/куб.м).
Между тем при принятии судебных актов суды не учли, что ГОСТ 26996-86 "Межгосударственный стандарт. Полипропилен и сополимеры пропилена" распространяется исключительно на полипропилен, получаемый полимеризацией пропилена и предназначенный для изделий народного потребления, при этом имеющий различные марки и, соответственно, различные физико-химические свойства, в том числе и плотность.
Кроме того, суды не приняли во внимание, что при исполнении договора, заключенного Обществом и ООО "Экология" на оказание услуг по транспортированию отходов производственной деятельности 1-4 класса опасности, ООО "Экология" фиксировало не только объем принятых отходов, но и массу отходов (по данным ООО "Экология" от 13.02.2020 N 42, в 2019 году Общество передало на размещение "отходы полипропиленовой тары незагрязненной" в количестве 52,99 тонны (2649,732 куб.м), "смет с территории предприятия малоопасный" в количестве 10,5 тонны (98,268 куб.м).
Судами также не дана оценка представленным Обществом сведениям о том, что в 2019 году оно использовало в производстве полипропиленовую тару общей массой 423,3 тонны, включая брак и технические потери на линии (справка от 17.11.2020 N 1068).
Суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и исследованию доказательств не обладает.
С учетом изложенного и на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и на основании полного и всестороннего исследования всех представленных сторонами доказательств и приведенных ими доводов разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании пункта 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 3 части 1), 288 (часть 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девелей" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.01.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А79-6678/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) Правил N 255.
...
Удовлетворяя заявленное Управлением требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, суды признали верным расчет Управления, в соответствии с которым масса "отходов полипропиленовой тары незагрязненной" составила 2384,76 тонны (исходя из плотности 0,90 тн/куб.м), масса "смета с территории предприятия малоопасный" составила 78,61 тонны (исходя из плотности 0,8 тн/куб.м).
Между тем при принятии судебных актов суды не учли, что ГОСТ 26996-86 "Межгосударственный стандарт. Полипропилен и сополимеры пропилена" распространяется исключительно на полипропилен, получаемый полимеризацией пропилена и предназначенный для изделий народного потребления, при этом имеющий различные марки и, соответственно, различные физико-химические свойства, в том числе и плотность."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 сентября 2021 г. N Ф01-4156/21 по делу N А79-6678/2020
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1534/2021
02.09.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4156/2021
08.04.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1534/2021
19.01.2021 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-6678/20