Нижний Новгород |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А43-37454/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Коровина А.А. (доверенность от 24.03.2021; в судебном заседании
от 24.08.2021) и Голяшова В.Н. (доверенность от 18.12.2020),
от Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу:
Аржадеевой А.Е. (доверенность от 30.12.2020 N ПФО-01-07-15/2840),
от Федерального агентства по недропользованию:
Исхаковой А.Р. (доверенность от 06.10.2020 N ЕК-01-32/16163; в судебном заседании
от 24.08.2021), Сулаймоновой Д.Р. (доверенность от 04.03.2021),
от третьих лиц: Цыретарова С.А. (доверенности от 18.12.2020 и от 14.05.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества Банк "ЮГРА" в лице конкурсного управляющего
государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021
по делу N А43-37454/2020
по заявлению публичного акционерного общества Банк "ЮГРА"
(ИНН: 8605000586, ОГРН: 1028600001770)
о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию
по Приволжскому федеральному округу о переоформлении лицензии и
об обязании Федерального агентства по недропользованию внести
в единый государственный реестр лицензий записи о прекращении действия лицензии
и записи о регистрации ранее прекращенной лицензии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Саратовнефтедобыча", общество с ограниченной ответственностью "Клинцовский-3",
и установил:
публичное акционерное общество Банк "ЮГРА" (далее - Банк) в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Конкурсный управляющий) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) от 04.06.2018 N 98-пр/Л о переоформлении лицензии СРТ 01840 НР, выданной акционерному обществу "Саратовнефтедобыча" (далее - Акционерное общество), на общество с ограниченной ответственностью "Клинцовский 3" (далее - Общество); об обязании Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) внести в единый государственный реестр лицензий записи о прекращении действия лицензии СРТ 01884НР, выданной Обществу, и о регистрации ранее прекращенной лицензии СРТ 01840 НР, выданной Акционерному обществу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество, Общество.
Решением суда от 08.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Банк не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент), нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Банка, наличие у Общества специалистов и средств для проведения работ материалами дела не подтверждено, что является основанием для отказа в переоформлении лицензии. Акционерное общество в отсутствие лицензии лишилось возможности осуществлять основной вид деятельности и своевременно вернуть задолженность Банку по кредитному договору. Оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы Банка.
Подробно доводы Банка изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями заявителя в судебном заседании.
Департамент, Роснедра, Общество, Акционерное в отзывах и их представители в судебном заседании отклонили доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.08.2021.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Роснедра Акционерному обществу выдана лицензия от 11.01.2017 N СРТ 01840 НР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых. Участки находятся в Пугачевском, Перелюбском и Озинском районах Саратовской области.
Общество обратилось в Департамент с заявкой от 22.02.2018 N 22-02/Кл3 на переоформление указанной лицензии на основании абзаца 6 статьи 17.1 Закона N 2395-1 в связи с учреждением нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности в соответствии с лицензией.
Приказом Департамента от 04.06.2018 N 98-пр/Л лицензия, ранее предоставленная Акционерному обществу, переоформлена на Общество.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2018 по делу N А40-145500/2017-124-202Б Банк признан банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании приказа незаконным. В обоснование заявления Банк указал, что решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2018 по делу N А40-28912/2018 с Акционерного общества в пользу Банка взыскан долг по договору кредитной линии. Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2019 (дело N А40-79946/19-74-98) принято к производству заявление Банка о признании Акционерного общества банкротом. Оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы Банка, поскольку отсутствие лицензии у Акционерного общества лишает Банк возможности произвести взыскание задолженности с должника (наличие лицензии может быть признано фактором, влияющим на оценку и стоимость имущественного комплекса в деле о банкротстве).
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 2395-1, Закона N 127-ФЗ, Административным регламентом, суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Суды исходили из того, что оспариваемый приказ принят с соблюдением действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы Банка.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Закон N 2395-1 содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами.
В соответствии со статьей 1.2 данного закона недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий (статьи 7 и 11 Закона N 2395-1).
Статьей 17.1 Закона N 2395-1 урегулированы вопросы перехода права пользования участками недр и переоформления лицензий на пользование участками недр.
Согласно абзацу 6 части 1 статьи 17.1 Закона N 2395-1 в случае, если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
При переходе права пользования участком недр лицензия подлежит переоформлению (часть 2 статьи 17.1 Закона N 2395-1).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент, который определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по переоформлению лицензий.
В соответствии с пунктом 51 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом территориального органа Роснедра образуется постоянно действующий совещательный орган - комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.
Согласно пункту 63 Административного регламента исполнение Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр включает в себя: регистрацию заявки (пункт 1); рассмотрение заявки, подготовку и направление заявки на переоформление лицензии в Комиссию по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (пункт 2); рассмотрение заявки на Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (пункт 3); принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о переоформлении лицензии на пользование участком недр (пункт 4); оформление, государственная регистрация и выдача переоформленной лицензии (пункт 5).
В пункте 65 Административного регламента перечислены основания для отказа в переоформлении лицензии, в том числе, если такое переоформление не отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 1); заявка на переоформление лицензии подана с нарушением требований, установленных Административным регламентом (пункт 2); заявитель представил о себе неверные сведения (пункт 3); заявитель не представил доказательств того, что обладает квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ (пункт 4); заявка на переоформление лицензии подана по истечении 6 месяцев с наступления событий, указанных в пункте 61 Административного регламента (пункт 5).
Требования к содержанию заявки на переоформление лицензии и прилагаемым к ней документам предусмотрены пунктами 67 - 69 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 75 Административного регламента регистрация заявки на переоформление лицензии осуществляется должностными лицами структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за делопроизводство, в день подачи соответствующей заявки в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
В течение 5 рабочих дней с момента получения зарегистрированной заявки на переоформление лицензии должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, рассматривает поступившую заявку с прилагаемыми материалами на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к содержанию пакета заявочных материалов в соответствии с пунктами 66 - 71 Административного регламента.
В случае, если по результатам рассмотрения поданная заявка признается соответствующей установленным требованиям, то уполномоченное должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр в течение 30 дней рассматривает заявку на предмет ее соответствии требованиям законодательства Российской Федерации и направляет в Комиссию по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий для принятия решения (подпункт 1 пункта 78 Административного регламента).
Согласно пункту 83 Административного регламента уполномоченное должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр после получения утвержденного протокола Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий в течение 10 дней готовит для принятия решения и подписания проект приказа о переоформлении лицензии на пользование участком недр.
В силу пункта 87 Административного регламента подготовленный проект приказа о переоформлении лицензии на пользование участком недр направляется должностным лицом структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в структурное подразделение Роснедр, ответственное за юридическое сопровождение деятельности, или соответствующее структурное подразделение его территориального органа.
В статьях 90, 91 Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственное за делопроизводство, в течение одного дня согласовывает проект приказа о переоформлении лицензии на пользование участком недр и направляет на подписание руководителю (уполномоченному заместителю руководителя) Роснедр или руководителю соответствующего территориального органа.
Руководитель (исполняющий обязанности руководителя) Роснедр или соответствующего территориального органа Роснедр в течение 3 рабочих дней подписывает приказ о переоформлении лицензии на пользование участком недр в одном оригинальном экземпляре.
Согласно пункту 93 Административного регламента уполномоченное должностное лицо Роснедр или его территориального органа после внесения в соответствии с пунктом 33 настоящего регламента в единый государственный реестр лицензий записи о регистрации лицензии, оформленной взамен ранее действовавшей, вносит в единый государственный реестр лицензий запись о прекращении действия лицензии, зарегистрированной ранее.
В соответствии с пунктами 1, 2 приложения 2 к Административному регламенту по поручению Роснедра функции по оформлению, регистрации, выдаче лицензии, изменений и дополнений в лицензию могут быть возложены на соответствующие территориальные органы Роснедр по федеральным округам, в состав которых входят субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены указанные участки недр.
Передача функции Роснедр по принятию решений о внесении изменений, дополнений в лицензии, о переоформлении лицензий, прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, а также по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий по конкретным участкам недр может осуществляться на основании письменного поручения уполномоченного должностного лица Роснедр, ответственного за лицензирование.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность перехода права пользования недрами и переоформления уполномоченным органом лицензии. Механизм переоформления лицензии направлен на обеспечение комплексного, рационального и беспрерывного пользования недрами.
Из материалов дела следует и суды установили, что Акционерное общество являлось владельцем лицензии СРТ 01840 НР на пользование недрами.
В единый государственный реестр юридических лиц 31.08.2017 внесена запись о регистрации Общества, единственным учредителем которого с долей в уставном капитале в размере 100 процентов, является Акционерное общество.
Общество 22.02.2018 обратилось в Департамент с заявкой N 02/КлЗ на переоформление лицензии серии СРТ 01840 НР, приложив к заявке пакет документов, необходимый для переоформления лицензии.
В качестве оснований для переоформления лицензии указано на создание нового юридического лица - Общества (запись в ЕГРЮЛ от 31.08.2017), созданного для продолжения деятельности в соответствии с лицензией (абзац 6 статьи 17.1 Закона N 2395-1); доля Акционерного общества (единственного учредителя) в уставном капитале Общества составляет 100 процентов. Акционерное общество согласно на переоформление лицензии, Общество согласно принять на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренными лицензией в полном объеме.
Департаменту предоставлено право рассмотрения указанной заявки о переоформлении лицензии и принятии соответствующего решения (письмо Роснедра).
На заседании комиссии Департамента (состоялось 01.06.2018) заявочные материалы рассмотрены. Комиссия Департамента по результатам рассмотрения заявки, представленных материалов установила, что заявка и приложенные к ней документы по составу и содержанию соответствуют положениям Закона N 2395-1, Административному регламенту, переоформление лицензии отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством. Представленные в Департамент документы, в том числе, договоры генерального подряда, подряда, подтверждали, что Общество отвечало требованиям, предъявляемым к пользователям недр (обладало имуществом, необходимым для осуществления указанной в лицензии деятельности, финансовыми и техническими средствами для безопасного проведения работ, связанных с использованием недр, квалифицированными специалистами).
Таким образом, как верно указали суды, Общество и Акционерное общество в целях комплексного, рационального и беспрерывного пользования недрами правомерно воспользовались установленным законодательством правом на переоформление лицензии.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что Департамент, действуя в пределах предоставленных полномочий, по результатам административных процедур установив наличие оснований, предусмотренных абзацем 6 статьи 17.1 Закона N 2395-1, правомерно принял решение о переоформлении лицензии (протокол от 01.06.2018 N 753) и на основании пунктов 90, 91 Административного регламента издал оспариваемый приказ.
Возражение Банка о том, что приложенные к заявке документы не подтверждали соответствие заявителя предъявляемым требованиям к пользователям недр, отклоняется, как противоречащее материалам дела и установленным судами обстоятельствам.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый приказ издан в пределах компетенции Департамента, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Банка, и отказали в удовлетворении заявления.
Доводам заявителя о нарушении приказом его прав (наличие лицензии может быть признано фактором, влияющим на оценку стоимости имущественного комплекса; лицензия подлежала включению в конкурсную массу) дана правильная оценка, и они обоснованно отклонены со ссылками на положения Кодекса (глава 24), Закона N 127-ФЗ, Закона N 2395-1. С выводами судов у суда кассационной инстанции нет оснований не согласиться.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Банку из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по делу N А43-37454/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества Банк "ЮГРА" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу Банк "ЮГРА" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.06.2021 N 1513.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На заседании комиссии Департамента (состоялось 01.06.2018) заявочные материалы рассмотрены. Комиссия Департамента по результатам рассмотрения заявки, представленных материалов установила, что заявка и приложенные к ней документы по составу и содержанию соответствуют положениям Закона N 2395-1, Административному регламенту, переоформление лицензии отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством. Представленные в Департамент документы, в том числе, договоры генерального подряда, подряда, подтверждали, что Общество отвечало требованиям, предъявляемым к пользователям недр (обладало имуществом, необходимым для осуществления указанной в лицензии деятельности, финансовыми и техническими средствами для безопасного проведения работ, связанных с использованием недр, квалифицированными специалистами).
Таким образом, как верно указали суды, Общество и Акционерное общество в целях комплексного, рационального и беспрерывного пользования недрами правомерно воспользовались установленным законодательством правом на переоформление лицензии.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что Департамент, действуя в пределах предоставленных полномочий, по результатам административных процедур установив наличие оснований, предусмотренных абзацем 6 статьи 17.1 Закона N 2395-1, правомерно принял решение о переоформлении лицензии (протокол от 01.06.2018 N 753) и на основании пунктов 90, 91 Административного регламента издал оспариваемый приказ.
...
Доводам заявителя о нарушении приказом его прав (наличие лицензии может быть признано фактором, влияющим на оценку стоимости имущественного комплекса; лицензия подлежала включению в конкурсную массу) дана правильная оценка, и они обоснованно отклонены со ссылками на положения Кодекса (глава 24), Закона N 127-ФЗ, Закона N 2395-1. С выводами судов у суда кассационной инстанции нет оснований не согласиться.
...
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф01-4223/21 по делу N А43-37454/2020