Нижний Новгород |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А39-10959/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Сухорукова Д.В. (доверенность от 13.05.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021
по делу N А39-10959/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительная Инициатива"
(ОГРН: 1061327012450, ИНН: 1327003146)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск"
(ОГРН: 1111327001400, ИНН: 1327013715)
о взыскании неосновательного обогащения и судебных расходов
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная Инициатива" (далее - ООО "Строительная Инициатива") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск" (далее - ООО "Ремондис Саранск") о взыскании 157 223 рублей 97 копеек неосновательного обогащения и 20 000 рублей судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Ремондис Саранск" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель указывает, что начисление платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в период с мая по июль 2018 года производилось в соответствии с правовым актом, действующим на момент осуществления расчетов. По его мнению, истец не доказал наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения в спорной сумме и осуществления перерасчета по всем жилым помещениям в многоквартирных домах, находящихся под управлением истца, на сумму, заявленную ко взысканию.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
ООО "Строительная Инициатива" отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ООО "Ремондис Саранск" (региональный оператор) и ООО "Строительная Инициатива" (заказчик) заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.12.2017 N 1152013618, согласно которому региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а заказчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
На основании пункта 1.2 договора объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (КГО), периодичность вывоза ТКО, стоимость услуг, а также иные дополнительные или специальные условия по соглашению сторон определяются согласно приложению "Информация по предмету договора" к договору, являющемуся его неотъемлемой частью (Приложение ИПД).
В силу пункта 1.5 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2018.
В пункте 2.1 договора предусмотрено, что под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на оплату услуг регионального оператора, согласно Приложению ИПД к договору.
Согласно пункта 2.3 договора в срок до 25 числа каждого месяца заказчик предоставляет региональному оператору информацию о количестве лиц, проживающих в МКД, и информацию о переходе жилых помещений в нежилые в МКД, находящихся в его управлении, в виде справок, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица.
В соответствии с пунктом 2.7 договора оплата услуг регионального оператора по договору производится заказчиком ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, согласно выставленных региональным оператором актов оказанных услуг, счетов на оплату. Оплата оказанных услуг осуществляется по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на банковский счет регионального оператора, указанный в договоре.
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (пункт 5.1 договора).
В Приложении ИПД к договору содержится информация по предмету договора, а именно места сбора и накопления отходов, периодичность вывоза ТБО, общая площадь жилых и нежилых помещений, стоимость и объем принимаемых ТКО.
Региональный оператор выставил заказчику счета за май, июнь, июль 2018 года на общую сумму 1 293 133 рубля 97 копеек, которые заказчик оплатил.
Между тем, по расчету истца, сумма начислений за спорный период с учетом зарегистрированных граждан (4097 человек) должна составлять 1 135 909 рублей 70 копеек.
Истец счел, что ответчик необоснованно начислил плату за услуги, исходя из площади жилых помещений, поэтому разницу в сумме 157 223 рублей 97 копеек посчитал неосновательным обогащением.
Направленная ООО "Ремондис Саранск" претензия об уплате названной суммы в добровольном порядке не исполнена, что послужило основанием для обращения ООО "Строительная Инициатива" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 779, 781, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71, 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 6, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.01.2018 N 34 "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия", постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292 "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 25.01.2018 N 34", постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.08.2018 N 424 "О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292", Арбитражный суд Республики Мордовия счел требования обоснованными и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 1102 Кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными расходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Указанная формула предусматривает начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Тариф на услугу регионального оператора установлен приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19.03.2018 N 23. Нормативы накопления отходов по различным категориям объектов утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 05.04.2017 N 225.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды сделали правильный вывод об отсутствии у ответчика законных оснований для применения в спорном периоде порядка оплаты, установленного постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292 "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Республики Мордовия и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 25.01.2018 N 34", исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, поскольку постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.08.2018 N 424 постановление Правительства Республики Мордовия от 10.05.2018 N 292 признано утратившим силу, а действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с 01.05.2018.
Суды исследовали представленные в дело в качестве доказательств факта и размера неосновательного обогащения документы (в том числе акты от 31.05.2018 N 66317, от 30.06.2018 N 173489 и от 31.07.2018 N 357831); платежные поручения об уплате указанной суммы региональному оператору; платежи, списания по которым осуществлены в рамках исполнения мирового соглашения по делу N А39-3866/2019; платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений за октябрь 2018 года на жилые помещения в домах 49, 47, 65 по улице Ленина, дома 28 по улице 40 лет Победы и других домах, из которых видно, что в октябре 2018 года гражданам произведен перерасчет начислений по графе "Обращение с ТКО" за май, июнь и июль 2018 года исходя из площади жилого помещения), и признали достоверным расчет суммы, подлежащей взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск ООО "Строительная Инициатива".
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку; не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2021 по делу N А39-10959/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными расходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 сентября 2021 г. N Ф01-4773/21 по делу N А39-10959/2020