Нижний Новгород |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А28-15592/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
акционерного общества "Красный якорь"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.12.2020,
принятое судьей Кулдышевым О.Л., и
на постановление Второго арбитражного апелляционной инстанций от 15.04.2021,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Паниным Н.В.,
по делу N А28-15592/2018
по иску министерства лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к акционерному обществу "Красный якорь"
(ИНН: 4343004720, ОГРН: 1024301078438)
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу,
и установил:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к акционерному обществу "Красный якорь" (далее - Общество) о взыскании 3 784 146 рублей задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 02.08.2011 N 39-22, в том числе: в федеральный бюджет - 1 416 722 рублей, в бюджет Кировской области- 2 367 424 рублей за период с 2013 по 2017 год, сложившейся при пересчете размера арендной платы, в связи с окончанием срока окупаемости инвестиционного проекта.
Исковое требование основано на статье 1 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Требование мотивировано наличием задолженности у арендатора арендной плате, образовавшейся в результате ее перерасчета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, суд привлек Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.
Арбитражный суд Кировской области решением от 07.12.2020, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021, частично удовлетворил иск, взыскав с Общества в пользу Министерства 1 283 179 рублей 50 копеек за период с 15.11.2015 по 15.09.2018, в том числе в федеральный бюджет - 468 040 рублей 50 копеек, в бюджет Кировской области - 815 139 рублей. Суды сочли требование истца правомерным, но учли факт истечения срока исковой давности по требованию за период с 01.01.2013 по 15.09.2015.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды неправомерно сослались на абзац четвертый пункта 5 договора ввиду его ничтожности, и не учли, что в 2013 году срок окупаемости проекта не истек. Кассатор полагал, что из поведения сторон не усматривалось наличие спора относительно срока окупаемости и верного его определения, в связи с чем у них не имелось цели внесения изменений в проект; считает, что поведение Министерства противоречит принципу "эстоппель", поскольку из него следует, что срок окупаемости истекает 07.10.2016; суды не применили действующую в период исполнения договора редакцию постановления от 22.05.2007 N 310; после опубликования постановления от 09.06.2014 N 537 арендные правоотношения также претерпели изменения, в том числе в части срока окупаемости; доводам ответчика суды не дали должной оценки. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, распоряжением Правительства Кировской области от 17.10.2008 N 438 утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация производства ЗАО "Красный якорь" 2008 - 2014 гг.". Кроме того, в данном распоряжении принято решение о направлении заявки в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для включения проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В случае внесения проекта в этот перечень, в распоряжении указано предоставить в аренду без проведения аукциона лесные участки с ежегодным объемом использования лесов по главному пользованию 451 620 кубометров, а с учетом рубок промежуточного пользования - не менее 600 000 кубометров в год.
Распоряжением Правительства Кировской области от 21.11.2008 N 484 подпункт 4.1 пункта 4 Распоряжения N 438 дополнен условием о порядке определения размера арендной платы в течение срока окупаемости инвестиционного проекта 2008 года, в силу которого в указанный период срока окупаемости к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5. Сумма арендных платежей за выделенный объем лесных ресурсов составит 8288 тысяч рублей ежегодно в течение срока окупаемости проекта.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации своим приказом от 26.01.2009 N 16 включило инвестиционный проект Общества (2008 года) в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.
Департамент лесного хозяйства Кировской области (позднее переименовано в Министерство; арендодатель) и Общество (арендатор) 02.08.2011 заключили договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности N 39-22.
Согласно пункту 1 этого договора арендодатель обязуется предоставить для реализации проекта, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Параметры лесного участка определены в пункте 2 договора. В соответствии с пунктом 4 договора лесной участок передается арендатору для видов использования и в объемах согласно приложению N 3 к договору.
В пункте 5 договора стороны определили следующее. Арендная плата по данному договору составляет 1 359 814 рублей в год. Она взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 договора.
На основании постановления от 22.05.2007 N 310 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по данному договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться коэффициент 0,5.
Срок окупаемости проекта по этому договору установлен в размере 7 лет с момента начала реализации проекта в соответствии с его концепцией (абзац четвертый пункта 5).
На основании пункта 23 договора срок его действия - 15 лет с даты его государственной регистрации.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Стороны 01.09.2017 заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, по условиям которого годовая арендная плата была установлена следующим образом:
с 22.12.2011 по 28.05.2013 - 535 261 рублей,
с 29.05.2013 по 31.12.2014 - 820 900 рублей,
с 01.01.2015 по 31.12.2015 - 866 128 рублей,
с 01.01.2016 по 07.10.2016 - 898 756 рублей,
с 08.10.2016 по 31.12.2016 - 1 581 811 рублей,
с 01.01.2017 по 31.12.2017 - 1 670 305 рублей,
с 01.01.2018 - 1 749 815 рублей.
Из письма Министерства от 17.10.2012 следует, что на дату обращения Общества с заявлением о предоставлении лесных участков (16.10.2012) на территории Кировской области отсутствовали свободные расчетные лесосеки (общей площадью 338 тысяч кубометров), возможные к передаче в аренду для реализации инвестиционного проекта.
Это послужило основанием для обращения Общества в Министерство с заявкой на внесение изменений в инвестиционный проект и концепцию 2008 года, согласно которой суммарный объем годовой расчетной лесосеки арендованных лесных участков после получения положительного заключения государственной экспертизы на новые проекты освоения лесов составит 262 тысячи кубометров (концепция 2012 года).
Федеральное агентство лесного хозяйства согласовало заявку Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект "Модернизация производства ЗАО "Красный якорь" 2008 - 2014 гг." в части увеличения общего объема инвестиций, сокращения перечня лесных участков, выделенных для реализации проекта, и уменьшения ежегодного допустимого объема изъятия древесины на данных лесных участках до 231,7 тысяч кубометров.
Распоряжением Правительства Кировской области от 03.07.2015 N 256 в ранее упомянутое распоряжение от 17.10.2008 N 438 были внесены соответствующие изменения.
Вместе с тем, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письме от 31.01.2019 N 5623/08 сообщило, что решение об утверждении заявки Общества на внесение изменений в инвестиционный проект концепции 2008 года ему не поступало; Общество приступило к реализации инвестиционного проекта в измененном виде в отсутствие соответствующего решения.
Более того, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации приказом от 05.11.2015 N 3456 признало инвестиционный проект, включенный в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, завершенным.
Министерство, полагая, что срок окупаемости проекта истек 21.05.2013, направило Обществу требование от 12.10.2018 N 6275-58-07-12, согласно которому оно произвело перерасчет арендной платы за 2013 - 2017 годы. В результате перерасчёта сумма недополученной арендной платы составила 3 784 146 рублей. Данное требование не было исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов, с учетом следующего.
Согласно статьям 309, 606 и 614 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьями 71 (частями 1, 4) и 72 (частью 1) Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса (в том числе, заготовки древесины).
В силу статьи 73 (частей 1, 2 и 4) Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. Так, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310. На момент заключения спорного договора аренды данное постановление действовало в редакции постановления от 08.06.2011 N 450. Согласно пункту 1.1 постановления при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным постановлением ставкам платы применяется коэффициент 0,5.
На основании статьи 22 (частей 1, 3) Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ). Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 39-ФЗ инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Под приоритетным инвестиционным проектом понимают инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Срок окупаемости инвестиционного проекта - это срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
На момент включения спорного проекта в перечень приоритетных проектов действовало Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение).
Срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка. После окончания реализации приоритетного инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о завершении его реализации и в течение 30 дней представляет это решение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта (пункты 20, 21 Положения).
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (части 1 статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что исковые требования Министерства подлежат частичному удовлетворению.
Суды двух инстанций верно исходили из того, что простой срок окупаемости инвестиционного проекта истек 21.05.2013. Таким образом, в период с 15.11.2015 (с учетом пропуска Министерством срока исковой давности) по 15.09.2018 Общество утратило право на применение понижающего коэффициента 0,5. Представленный Министерством расчет задолженности произведен в соответствии с постановлением N 310 и с учетом сложившегося в Кировской области среднего коэффициента повышения арендной платы на день окончания срока окупаемости проекта - 1,81. Примененная методика расчета размера арендной платы с арифметической точки зрения ответчиком не оспорена.
Доводы заявителя о ничтожности абзаца четвертого пункта 5 договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 02.08.2011 N 39-21, ошибочности расчета срока окупаемости инвестиционного проекта, судом округа не приняты во внимание. Связанные с этим доводом правовые вопросы были предметом рассмотрения в деле N А28-6592/2019 и получили надлежащую правовую оценку.
Понятие срока окупаемости инвестиционного проекта предусмотрено в статье 1 Закона N 39-ФЗ. Согласно статье 15 данного закона стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3). Правительство Российской Федерации, в том числе, утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов (часть 6).
В рамках данного дела суды пришли к выводу, что на момент заключения договора аренды и дополнительных соглашений Обществу были известны сроки окупаемости инвестиционного проекта концепции 2008 года; расчет размера арендной платы и порядок применения льготного коэффициента были отражены в условиях договора (пункт 5 договора) и в постановлении N 310. Оснований для установления иного срока окупаемости в договоре аренды не имелось.
Аргумент ответчика о том, что суды двух инстанций неправомерно не приняли во внимание изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, после заключения договора аренды, суд округа отклонил.
Исчисление срока применения коэффициента 0,5 по спорному договору аренды надлежит применять не с даты заключения, а с даты начала реализации инвестиционного проекта, так как постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 537 не содержит положения о распространении действия названного постановления на правоотношения, возникшие до его введения. Такой правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в определении от 16.12.2016 N 307-ЭС16-11863.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанции, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды двух инстанций правомерно частично удовлетворили иск.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.12.2020 и постановление Второго арбитражного апелляционной инстанций от 15.04.2021 по делу N А28-15592/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Красный якорь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рамках данного дела суды пришли к выводу, что на момент заключения договора аренды и дополнительных соглашений Обществу были известны сроки окупаемости инвестиционного проекта концепции 2008 года; расчет размера арендной платы и порядок применения льготного коэффициента были отражены в условиях договора (пункт 5 договора) и в постановлении N 310. Оснований для установления иного срока окупаемости в договоре аренды не имелось.
Аргумент ответчика о том, что суды двух инстанций неправомерно не приняли во внимание изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, после заключения договора аренды, суд округа отклонил.
Исчисление срока применения коэффициента 0,5 по спорному договору аренды надлежит применять не с даты заключения, а с даты начала реализации инвестиционного проекта, так как постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 N 537 не содержит положения о распространении действия названного постановления на правоотношения, возникшие до его введения. Такой правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в определении от 16.12.2016 N 307-ЭС16-11863."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф01-3824/21 по делу N А28-15592/2018