Нижний Новгород |
|
16 сентября 2021 г. |
Дело N А11-11087/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Чайкина И.С. (доверенность от 11.01.2021 N 11/01-ЭР),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021
по делу N А11-11087/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс"
(ИНН: 3301036133, ОГРН: 1183328012394)
о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области от 18.09.2020 N 226 и представления от 18.09.2020 N 1
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Владимирской области (далее - Управление, административный орган) от 18.09.2020 N 226 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей и представления от 18.09.2020 N 1.
Решением суда от 06.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие сделанных выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
По мнению заявителя, суды не учли, что в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения. Кассатор указывает на отсутствие оснований для проведения проверок в порядке части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Заявитель жалобы считает, что Управление подменило процедуру проверки. Общество поясняет, что Управление не привело доказательств, свидетельствующих, что подтопление, захламление, загрязнение спорного земельного участка происходят со смежного земельного участка, находящегося в его пользовании.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление 22.04.2020 на основании приказа от 27.03.2020 N 32-УФ-05 в соответствии с плановым (рейдовым) заданием от 22.04.2020 N 34 провело плановый (рейдовый) осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 33:01:000513:157, площадью 114 000 квадратных метров, видом разрешенного использования: "крестьянское фермерское хозяйство", местоположением установленным относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 920 метрах от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, Александровский район, деревня Машково.
По результатам поверки составлен акт планового (рейдового) осмотра от 30.04.2020 N 34.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, административный орган составил протокол от 24.08.2020 N 403 и принял постановление от 18.09.2020 N 226 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), федеральных законов от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, о правомерности вынесенного представления и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Положениями пункта 2 части 2, части 3 статьи 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статье 4 Закона N 7-ФЗ земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу пункта 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ запрещается, помимо прочего, сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Суды установили, что в ходе планового (рейдового) осмотра Управление выявило, что восточная и юго-восточная части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 33:01:000513:157 граничат с земельным участком с кадастровым номером 33:01:000513:204, на котором расположен полигон ТБО.
Как видно из материалов дела, Управление установило, что земельный участок с кадастровым номером 33:01:000513:204 находится в собственности муниципального образования "Александровский район", на основании договора аренды от 29.08.2017 предоставлен в пользование обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайн-Владимир". Фактическое пользование земельным участком осуществляет Общество на основании договора субаренды от 12.11.2019 для размещения ТБО (Александровская городская свалка ТБО).
При проведении осмотра 22.04.2020 Управление выявило на земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:157, вдоль юго-восточной границы, на площади примерно 0,9 гектара места подтопления и захламления отходами производства и потребления с полигона ТБО (автомобильные покрышки, ветошь, ящики и др.).
В соответствии с актом от 22.04.2020 на данном участке отобраны образцы почвы в количестве восьми штук, для проведения лабораторных исследований на содержание тяжелых металлов и бензопирена в почве.
На основании результатов лабораторных исследований почвенных образцов, установлено, что в соответствии с ГН 2.1.7.2041-06 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве", ГН 2.1.7.2511-09 "Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве" содержание химических токсикантов в исследуемых образцах не соответствует установленным нормативам по показателю подвижной формы меди (восьми отобранных образцах выявлено превышение ПДК от 3 до 61 процента).
Управление установило, что на нарушенной части земельного участка, площадью 11,4 гектара, а именно на его части площадью 0,9 гектара (9000 квадратных метров) произошло загрязнение плодородного слоя почвы тяжелыми металлами, а именно подвижной формой меди.
Таким образом, факт загрязнения части земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:157 в результате осуществления Обществом хозяйственной деятельности на смежном земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:204, используемом под полигон ТБО, установлен и подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что оспариваемое Обществом представление от 22.12.2020 вынесено Управлением в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, и в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях Общества административным органом доказан, указанное представление обоснованно признано судами соответствующим действующему законодательству.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным суд не установил. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. В рассматриваемом случае Обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 по делу N А11-11087/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление установило, что на нарушенной части земельного участка, площадью 11,4 гектара, а именно на его части площадью 0,9 гектара (9000 квадратных метров) произошло загрязнение плодородного слоя почвы тяжелыми металлами, а именно подвижной формой меди.
Таким образом, факт загрязнения части земельного участка с кадастровым номером 33:01:000513:157 в результате осуществления Обществом хозяйственной деятельности на смежном земельном участке с кадастровым номером 33:01:000513:204, используемом под полигон ТБО, установлен и подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
...
Учитывая, что оспариваемое Обществом представление от 22.12.2020 вынесено Управлением в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, и в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях Общества административным органом доказан, указанное представление обоснованно признано судами соответствующим действующему законодательству.
...
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 сентября 2021 г. N Ф01-5172/21 по делу N А11-11087/2020