Нижний Новгород |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А43-34267/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021
по делу N А43-34267/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 14.10.2020 N 1/5099/846
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Автозаводского района города Нижнего Новгорода (далее - Комиссия) от 14.10.2020 N 1/5099/846.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 19.03.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя жалобы, в ответственность Общества не входит вывоз крупно-габаритного мусора из самовольно установленных бункеров, площадок, а также очистка территории от твердых коммунальных отходов, самовольно складированных потребителями; материалы дела не подтверждают факт совершения Обществом вменяемого правонарушения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе ежедневного мониторинга благоустройства территории Автозаводского района, проводимого муниципальным казенным учреждением "Административно-техническая инспекция города Нижнего Новгорода" 26.09.2020 в 14 часов 44 минуты, 28.09.2020 в 14 часов 08 минут и 29.09.2020 в 07 часов 17 минут по адресу: город Нижний Новгород, улица Прыгунова, в районе дома 17б, установлен факт не вывоза Обществом мусора (твердых коммунальных отходов) с контейнерной площадки, что является нарушением части 14 статьи 9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", принятого Законодательным Собранием Нижегородской области 26.08.2010 (далее - Закон N 144-З).
По результатам проверки составлен акт обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 29.09.2020 N 846 с приложением подтверждающих фотоматериалов.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо управления административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода в отношении Общества 01.10.2020 составило протокол об административном правонарушении N 1/5099/3/846.
На основании указанного протокола и иных материалов проверки Комиссия вынесла постановление от 14.10.2020 N 1/5099/3/846 о назначении Обществу административного наказания по делу об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 1.6, частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), частью 1 статьи 3.2 КоАП НО, положениями Закона N 144-З и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в деянии Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 3.2 КоАП НО предусмотрена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
Закон N 144-З регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
Статьей 9 Закона N 144-З установлены требования к состоянию контейнерных площадок, бункеров-накопителей, контейнеров, урн.
В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей. На объектах торговли и общественного питания вывоз мусора осуществляется при заполнении контейнеров более двух третей их объема. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период (часть 14 статьи 9 Закона N 144-ФЗ).
В соответствии с Правилами N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил (пункт 5 Правил N 1156).
В пункте 2 Правил N 1156 предусмотрено, что крупногабаритные отходы - это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, крупногабаритные отходы (КГО): отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
В свою очередь виды отходов, относящиеся к ТКО, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - Классификационный каталог отходов), согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
В соответствии с Классификационным каталогом отходов отходы из жилищ крупногабаритные относятся к ТКО.
Соответственно, под крупногабаритными отходами понимаются ТКО, образующиеся у физических лиц, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнеры для накопления ТКО и подлежат вывозу в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 25 Правил N 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является периодичность и время вывоза ТКО.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 13(1) Правил N 1156 именно региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
Соответственно согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО и схемы размещения мест (площадок) накопления ГКО данная контейнерная площадка входит в реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Автозаводского района по вышеуказанному адресу.
Как следует из материалов дела, Общество на территории Автозаводского района осуществляет обращение с ТКО.
Между Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Обществом 31.01.2018 заключено соглашение об организации деятельности с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 1).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется осуществлять деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Нижегородской области (зона деятельности 1) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 N 752, с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением N 1156 и другими нормативными актами Российской Федерации, обязательными для исполнения.
Согласно пункту 2.1.4 соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО с использованием объектов, предусмотренной схемой обращения с отходами.
На основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор с 01.01.2019 обязуется принимать твердые коммунальные отходы и обеспечивать их транспортирование.
Согласно реестру контейнерных площадок, указанных в приложении 4 к территориальной схеме N 843, региональный оператор обязуется транспортировать 4 пластиковых контейнера объемом 1.1, что Обществом не оспаривается.
Довод Общества об отсутствии обязанности транспортирования крупно-габаритных отходов ввиду отсутствия информации о месте накопления был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку отсутствие информации о местах накопления крупно-габаритных отходов по указанному адресу не может является основанием для неисполнения Обществом обязанности по транспортировки указанного вида отходов и нарушения прав и законных интересов потребителей, осуществляющих оплату указанной услуги, в том числе.
В соответствии с платежными документами для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги по указанному адресу Общество осуществляет услугу по обращению с ТКО по указанному адресу и проживающие в жилом доме производят оплату Обществу за обращение с ТКО.
Кроме того, муниципальное казенное учреждениее "Административно-техническая инспекция города Нижнего Новгорода" выдало Обществу уведомление от 23.09.2020 N 1/1227/8304-8317 о вывозе мусора (ТКО) по адресу: город Н.Новгород, улица Прыгунова, дом 17Б до 26.09.2020 в срок до 26.09.2020.
Однако Общество не предприняло своевременных мер по вывозу ТКО по указанному адресу, чем нарушило требования части 14 статьи 9 Закона N 144-З.
Данные спутникового мониторинга показывают передвижение транспортного средства, но не доказывают вывоз ТКО.
При этом, как верно указали суды, фотографии с 26.09.2020 по 29.09.2020, сделанные инспектором по основной деятельности персонала по осуществлению мониторинга муниципального казенного учреждениея "Административно-техническая инспекция города Нижнего Новгорода", подтверждают, что длительное время не производился вывоз мусора, что привело к переполнению контейнеров.
Факт нарушения Обществом требований части 14 статьи 9 Закона N 144-З подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе комиссионным актом от 28.09.2020, актом обнаружения нарушений в сфере благоустройства от 29.09.2020 N 846, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 01.10.2020 N 1/5099/3/846.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность исполнения требований законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него своевременные меры по предотвращению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, вместе с тем не приняло всех зависящих мер для предотвращения совершения указанного административного правонарушения и для своевременного его устранения.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 КоАП НО.
Процессуальных нарушений, в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении суды не установили, нарушитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности. Суды не нашли оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А43-34267/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.1 соглашения региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется осуществлять деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Нижегородской области (зона деятельности 1) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 N 752, с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением N 1156 и другими нормативными актами Российской Федерации, обязательными для исполнения.
...
Общество имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, вместе с тем не приняло всех зависящих мер для предотвращения совершения указанного административного правонарушения и для своевременного его устранения.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.2 КоАП НО.
Процессуальных нарушений, в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении суды не установили, нарушитель привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности. Суды не нашли оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 сентября 2021 г. N Ф01-4793/21 по делу N А43-34267/2020