Нижний Новгород |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А43-38092/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Прытковой В.П.,
судей Кузнецовой Л.В., Ногтевой В.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества "ОФК Банк"
(ИНН: 7744001419, ОГРН: 1027739495420)
в лице конкурсного управляющего государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021
по делу N А43-38092/2019
по ходатайству финансового управляющего Байрамова Фаиля Расимовича
о завершении процедуры реализации имущества
гражданки Теленковой Ольги Хамроевны
(ИНН: 524805405204)
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Теленковой Ольги Хамроевны (далее - должник) финансовый управляющий Байрамов Фаиль Расимович обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества гражданина.
Определением от 15.04.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021, суд первой инстанции завершил процедуру реализации имущества гражданина и освободил Теленкову О.Х. от дальнейшего исполнения обязательств. Суды руководствовались статьями 2, 213.1, 213.9, 213.25 и 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 45 и 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - Постановление N 45) и пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и пришли к выводам о необходимости завершения процедуры банкротства в отношении должника ввиду выполнения финансовым управляющим всех ликвидационных мероприятий, а также о возможности применения в отношении гражданина правил об освобождении его от дальнейшего исполнения обязательств.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, публичное акционерное общество "ОФК Банк" (далее - Банк) в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 15.04.2021 и постановление от 17.06.2021.
В обоснование кассационной жалобы указано на нарушение судами статьи 213.28 Закона о банкротстве. Заявитель ссылается на отсутствие в материалах дела письменного анализа выявленных сделок должника и выписок по счетам и описи имущества. По мнению заявителя, финансовым управляющим не была проведена вся необходимая работа по выявлению имущества должника: в нарушение пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве не запрошена информация из бюро кредитных историй и не дана оценка добросовестности действий должника при получении кредитов в кредитных организациях; не запрошены выписки по счетам гражданина за период с момента получения кредита по настоящее время (запрошены лишь справки об остатках денежных средств на счетах), тогда как анализ финансового состояния должника предполагает выявление полных и точных сведений, в том числе, о совершении финансовых операций в период, предшествующий банкротству. Соответственно, финансовый управляющий ненадлежащим образом провел анализ расходования денежных средств и анализ сделок должника, что свидетельствует о несформированности конкурсной массы. Кроме того, не запрошены в налоговых органах сведения о доходах должника на момент принятия на себя обязательств перед кредитными организациями и не дана оценка возможности обслуживания должником соответствующих кредитов в момент их получения.
Арбитражный управляющий Байрамов Ф.Р. в отзыве отклонил доводы заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность определения Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2021 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А43-38092/2019 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Нижегородской области решением от 03.08.2020 признал должника несостоятельным (банкротом) и ввел процедуру реализации имущества гражданина, утвердив финансовым управляющим Байрамова Ф.Р.
В реестр требований кредиторов должника включены требования на общую сумму 928 761 рубль 84 копейки.
Финансовый управляющий представил в суд первой инстанции ходатайство о завершении процедуры реализации имущества гражданина в связи с выполнением всех мероприятий процедуры банкротства с приложением отчета о своей деятельности, реестра требований кредиторов и иных документов.
По правилам статьи 213.2 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
В статье 2 Закона о банкротстве определено, что под реализацией имущества гражданина понимается реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, названного в пункте 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
Процедура реализации имущества гражданина подлежит завершению в случае отсутствия в конкурсной массе денежных средств или имущества, средства от реализации которого могут быть направлены на расчеты с кредиторами, а также отсутствия иной реальной возможности пополнения конкурсной массы и осуществления расчетов с кредиторами.
Согласно пункту 1 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества должника арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
По смыслу приведенных норм Закона о банкротстве арбитражный суд при рассмотрении вопроса о завершении реализации имущества гражданина должен с учетом доводов участников дела о банкротстве проанализировать действия финансового управляющего по формированию конкурсной массы в целях расчетов с кредиторами, проверить, исчерпаны ли возможности для удовлетворения требований конкурсных кредиторов за счет конкурсной массы должника.
Полномочиями по оценке доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций. В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, определенном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что финансовый управляющий провел все необходимые мероприятия, предусмотренные в процедуре реализации имущества гражданина, и принял исчерпывающие меры по поиску имущества должника.
В ходе проведения процедуры банкротства финансовый управляющий имущества, подлежащего реализации с целью погашения требований кредиторов, не обнаружил. В материалы дела представлены справки об отсутствии зарегистрированных за Теленковой О.Х. прав на какое-либо имущество.
Вопреки утверждению заявителя, финансовый управляющий составил и анализ финансового состоянии должника, и заключение о наличии или об отсутствии основания для оспаривания сделок в процедуре реструктуризации долгов. Также в суд первой инстанции направлена в электронном виде выписка по счету Теленковой О.Х. Сделок, подлежащих оспариванию в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), не выявлено.
Доказательств, подтверждающих реальную возможность пополнения конкурсной массы, в материалы дела не представлено.
При обращении с кассационной жалобой заявитель не представил доказательств того, что продолжение процедуры реализации имущества может привести к удовлетворению требований кредиторов за счет имущества должника.
Само по себе отсутствие анализа переводов электронных денежных средств, как правильно указал апелляционный суд, при недоказанности возможности пополнения конкурсной массы не препятствует завершению процедуры.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что действия (бездействие) финансового управляющего недействительными либо незаконными не признавались.
С учетом выполнения всех мероприятий в рамках дела о банкротстве должника, отсутствия возможности расчетов с кредиторами и оснований для продления процедуры реализации имущества гражданина, суды пришли к правомерному выводу о необходимости завершения соответствующей процедуры.
Основной задачей института потребительского банкротства является социальная реабилитации гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, что в определенной степени ущемляет права кредиторов должника.
Вследствие этого к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие помимо прочего честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 310-ЭС17-14013).
Согласно пункту 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Основания, исключающие возможность применения к должнику правил об освобождения от исполнения обязательств, перечислены в пунктах 4-6 статьи 213.28 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается, если при возникновении или исполнении обязательств перед кредиторами он действовал недобросовестно (в частности, осуществлял действия по сокрытию своего имущества, воспрепятствованию деятельности арбитражного управляющего и т.п.). При этом по смыслу названной нормы принятие на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств не может являться основанием для не освобождения от долгов. В отличие от недобросовестности неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для неприменения в отношении должника правил об освобождении от дельнейшего исполнения требований кредиторов.
Суд апелляционной инстанции, подробно проанализировав позицию Банка, также не установил обстоятельств, препятствующих освобождению должника от исполнения обязательства.
Суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия в материалах дела о банкротстве должника доказательств его недобросовестности, в том числе, при подписании кредитных договоров, а также доказательств сокрытия Теленковой О.Х. имущества или каких-либо сведений. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Банк не представил доказательств злостного уклонения должника от исполнения кредитных обязательств, а также искусственного наращивания кредиторской задолженности, при том, что Теленковой О.Х. производилось погашение задолженности.
Помимо прочего, банки, являясь профессиональными участниками кредитного рынка, имеют широкие возможности для оценки кредитоспособности гражданина, в том числе, вправе запрашивать информацию о кредитной истории обратившегося к ним лица на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" в соответствующих бюро.
Таким образом, суды обеих инстанций, не выявив обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности должника, и оснований для применения пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, не допускающих освобождение должника от обязательств, и руководствуясь пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, пришли к правильному выводу о возможности применения в отношении Теленковой О.Х. правила об освобождении от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Суд округа отклонил ссылку заявителя жалобы на судебную практику по другим делам, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного спора.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд округа не установил.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А43-38092/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "ОФК Банк" в лице конкурсного управляющего государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.П. Прыткова |
Судьи |
Л.В. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от обязательств не допускается, если при возникновении или исполнении обязательств перед кредиторами он действовал недобросовестно (в частности, осуществлял действия по сокрытию своего имущества, воспрепятствованию деятельности арбитражного управляющего и т.п.). При этом по смыслу названной нормы принятие на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств не может являться основанием для не освобождения от долгов. В отличие от недобросовестности неразумность поведения физического лица сама по себе таким препятствием не является.
...
Помимо прочего, банки, являясь профессиональными участниками кредитного рынка, имеют широкие возможности для оценки кредитоспособности гражданина, в том числе, вправе запрашивать информацию о кредитной истории обратившегося к ним лица на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" в соответствующих бюро.
Таким образом, суды обеих инстанций, не выявив обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности должника, и оснований для применения пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве, не допускающих освобождение должника от обязательств, и руководствуясь пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, пришли к правильному выводу о возможности применения в отношении Теленковой О.Х. правила об освобождении от дальнейшего исполнения требований кредиторов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф01-4832/21 по делу N А43-38092/2019