Нижний Новгород |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А82-16015/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Елисеевой Е.В., Чиха А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика
общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Финам Менеджмент"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.04.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021
по делу N А82-16015/2020
по иску акционерного общества "Ярославльводоканал"
(ИНН: 7606069518, ОГРН: 1087606002384)
к обществу с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания "Финам Менеджмент"
(ИНН: 7744002606, ОГРН: 1037739042285)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество Ярославльводоканал
(далее
Водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью
Управляющая компания
Финам Менеджмент
(далее
Общество) о взыскании 245 рублей 87 копеек задолженности за оказанные услуги по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 18.07.2017
6686.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 27.04.2021 удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 09.07.2021 отменил решение суда первой инстанции в части взыскания 196 рублей 69 копеек задолженности по оплате услуг по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, и прекратил производство по делу в данной части ввиду отказа Водоканала от иска в указанной части; решение суда первой инстанции в остальной части оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части взыскания платы за негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в этой части.
По мнению заявителя, суды не приняли во внимание отсутствие доказательств того, что сточные воды содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на централизованную систему водоснабжения. Общество указывает, что в случае выявления превышения предельных показателей Водоканал может произвести начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для всех абонентов, транспортирование сточных вод которых осуществляется по внутренней канализационной сети здания, в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644, без проведения контроля состава и свойств сточных вод каждого абонента, что будет являться исключительным случаем применения формулы, установленной пунктом 123 (4) Правил N 644. Вместе с тем суд апелляционной инстанции не мотивировал причины отклонения довода Общества о том, чем именно обусловлена невозможность осуществления Водоканалом отбора проб сточных вод.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без участия лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания жалобы и не обеспечивших явку в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам приведенным в жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды, Водоканал (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 18.07.2017 N 6686, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется осуществить: подачу абоненту через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду; прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водных объект, а абонент обязуется своевременно производить оплату за полученную воду, соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
С 03.06.2020 по 30.06.2020 Водоканал оказал Обществу услуги по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы сточных вод, что подтверждается актами выполненных работ (оказанных услуг) от 30.06.2020 N 9085 и от 30.06.2020 N 9086.
Для оплаты оказанных услуг Водоканал выставил счета от 30.06.2020 N 40803 на сумму 49 рублей 18 копеек за прием в централизованную систему водоотведения сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, и от 30.06.2020 N 40804 на сумму 196 рублей 69 копеек за прием в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы сточных вод.
Общество не оплатило оказанные услуги, что послужило основанием для обращения Водоканала с иском в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Предметом кассационного обжалования является несогласие Общества с взысканием с него платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить оплату организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В пункте 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и пункте 118 раздела VII Правил N 644 установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В силу статьи 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах загрязняющих веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Суды установили, что Общество относится к категории абонентов, для которых порядок расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен в пункте 123 (4) Правил N 644.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, произведенный Водоканалом, суды проверили и признали обоснованным. Общество по существу расчет не оспорило.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили иск в обжалуемой части.
Вопреки доводам заявителя жалобы, при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в соответствии с Правилами N 644 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства не возлагается обязанности установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, предусмотренным в пунктах 113 и 114 Правил N 644, в том числе путем отбора проб сточных вод.
Указанное согласуется с позицией Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, о правовом подходе к изменениям, внесенным в Правила N 644: положения нормативного правового акта направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, и имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ. Данные положения определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правилами N 644 установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной в пункте 123 (4) Правил N 644. Следовательно, приведенный в этом пункте расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.
Указанный пункт предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами N 644.
По смыслу приведенных разъяснений негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является опровержимой презумпцией, в связи с чем на абонента перекладывается бремя доказывания отсутствия оснований для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В рамках настоящего спора Общество, возражая относительно заявленных требований, не представило доказательства того, что в спорный период концентрация химических веществ и соединений в сбрасываемых сточных водах не превысила установленных нормативов, то есть отсутствовало негативное воздействие на систему канализационных сетей. Такими документами могут являться, в частности, акты проведения абонентом самостоятельного отбора проб, акты проведения исследования состава сточных вод в аккредитованной лаборатории, информирование о таком проведении отбора и их результатах организацию водопроводно-канализационного хозяйства, а также представление последней декларации о составе и свойствах сточных вод в порядке, установленном в Правилах N 644.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованного судебного акта с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Суд округа не установил нарушений судами норм процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены оспоренного судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А82-16015/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Финам Менеджмент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенных разъяснений негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является опровержимой презумпцией, в связи с чем на абонента перекладывается бремя доказывания отсутствия оснований для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В рамках настоящего спора Общество, возражая относительно заявленных требований, не представило доказательства того, что в спорный период концентрация химических веществ и соединений в сбрасываемых сточных водах не превысила установленных нормативов, то есть отсутствовало негативное воздействие на систему канализационных сетей. Такими документами могут являться, в частности, акты проведения абонентом самостоятельного отбора проб, акты проведения исследования состава сточных вод в аккредитованной лаборатории, информирование о таком проведении отбора и их результатах организацию водопроводно-канализационного хозяйства, а также представление последней декларации о составе и свойствах сточных вод в порядке, установленном в Правилах N 644."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 октября 2021 г. N Ф01-4962/21 по делу N А82-16015/2020