Нижний Новгород |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А79-11871/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района
Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.03.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021
по делу N А79-11871/2020
по заявлению администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
о признании частично недействительным предписания Межмуниципального отдела
"Батыревский" Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.10.2020 N 60,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
администрация Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Межмуниципального отдела "Батыревский" Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Отдел) от 27.10.2020 N 60.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Учреждение).
Решением суда от 01.03.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), просит отменить судебные акты. По мнению Администрации, на нее незаконно возложены обязанности, указанные в пункте 5 предписания. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Отдел при осуществлении 27.10.2020 надзора за дорожным движением выявил нарушения требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
В нарушение указанных требований в селе Батырево на подъезде к образовательному учреждению МБОУ "Батыревская СОШ N 1" от дома N 19 до дома N 29 по улице Карла Маркса отсутствует тротуар с твердым покрытием. Между тем тротуары или пешеходные дорожки должны быть на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 метров, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств на всей протяженности дороги, ведущей к образовательному учреждению. По результатам проверки составлен акт от 27.10.2020.
Администрации выдано предписание от 27.10.2020 N 60, обязывающее (пункт 5) в целях обеспечения безопасности дорожного движения на участке от улицы Ленина в направлении улица Карла Маркса села Батырево на всей протяженности к образовательному учреждению обустроить тротуар.
Администрация оспорила пункт 5 предписания в судебном порядке.
Руководствуясь нормами Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), Закона N 131-ФЗ, ГОСТом Р 52766-2007, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления. Суд пришел к выводу о законности и обоснованности предписания.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение) на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движении. Этими требованиями, помимо прочего, устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог.
В силу пункта 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Закон N 196-ФЗ определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог, в том числе органами местного самоуправления (статья 21 Закона N 196-ФЗ).
В статье 3 Закона N 257-ФЗ определено, что дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (статья 13 Закона N 257-ФЗ).
На основании части 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В пункте 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 определено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими материалами.
Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 человек в сутки. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 метров, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; - от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.
В пункте 5 части 1 статьи 16, части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиям для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Администрация является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения. К вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. К этой деятельности относятся создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (статьи 6, 8, 36 Устава Администрации).
Таким образом, Администрация в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения в области содержания автомобильных дорог обязана обеспечивать соответствие состояния автомобильных дорог местного значения требованиям законодательства в области безопасности дорожного движения, в том числе, техническим регламентам и другим нормативным документам.
Суды установили, и это материалам дела не противоречит, что Отдел в ходе повседневного надзора за обеспечением безопасности дорожного движения выявил несоблюдение требований ГОСТ Р 52766-2007 (на подъезде к образовательному учреждению от дома N 19 до дома N 29 по улице Карла Маркса на всей протяженности дороги отсутствует тротуар с твердым покрытием).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для выдачи Отделом оспариваемого предписания, обязывающего Администрацию организовать выполнение мероприятий, связанных с обустройством тротуара, что относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Установив, что выданное по результатам проверки предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенных нарушений, является исполнимым способом, не противоречащим положениям действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя относительно нарушения Отделом Закона N 294-ФЗ отклоняется, поскольку несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог выявлено уполномоченным должностным лицом в ходе проведения мероприятий повседневного надзора.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Администрация освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по делу N А79-11871/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 части 1 статьи 16, части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиям для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
...
Суды установили, и это материалам дела не противоречит, что Отдел в ходе повседневного надзора за обеспечением безопасности дорожного движения выявил несоблюдение требований ГОСТ Р 52766-2007 (на подъезде к образовательному учреждению от дома N 19 до дома N 29 по улице Карла Маркса на всей протяженности дороги отсутствует тротуар с твердым покрытием).
...
Ссылка заявителя относительно нарушения Отделом Закона N 294-ФЗ отклоняется, поскольку несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог выявлено уполномоченным должностным лицом в ходе проведения мероприятий повседневного надзора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 октября 2021 г. N Ф01-5065/21 по делу N А79-11871/2020