Нижний Новгород |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А28-14571/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства охраны окружающей среды Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.04.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021
по делу N А28-14571/2020
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива -
сельскохозяйственной артели-колхоза "Зерновой"
(ИНН: 4317000800, ОГРН: 1024300613182)
о признании недействительным решения Министерства охраны окружающей
среды Кировской области с изменениями
и установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив - сельскохозяйственная артель-колхоз "Зерновой" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство) от 02.11.2020 N 293 с изменениями, внесенными решением от 19.03.2021 N 44 (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 01.04.2021 решение Министерства от 02.11.2020 N 293 с изменениями, внесенными решением от 19.03.2021 N 44, признано недействительным в части признания пунктов 1 - 4 решения Министерства от 18.09.2020 N 253 утратившими силу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Административного регламента по предоставлению государственной услуги по внесению изменений в лицензии на пользование участками недр местного значения на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 19.03.2013 N 200/137 (далее - Административный регламент). Суды не приняли во внимание, что решение Министерства от 18.09.2020 N 253 и соглашение N 3 неразрывно связаны, конкретный способ аннулирования соглашения к лицензии действующим законодательством не предусмотрен, поэтому аннулирование соглашения N 3 возможно путем признания недействующим решения Министерства от 18.09.2020 N 253. Кроме того, оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Кооператив в отзыве отклонил доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Кооперативу на основании лицензии от 17.09.2007 предоставлено право пользования недрами в целях геологического изучения и добычи песка на участке недр "Илемас", расположенного в 2,0 км северо-восточнее д. Илемас в границах водного объекта р. Вятка, на 181,2 - 181,7 км судового хода по лоцманской карте 1993 года, вне зон санитарной охраны водозаборов хозяйственно-питьевого назначения.
Неотъемлемой частью лицензии от 17.09.2007 является приложение N 2 - договор об условиях недропользования в целях геологического изучения и добычи песка на участке недр "Илемас" от 30.08.2007.
В пунктах 4.2 и 8.7 договора от 30.08.2007 определено условие пользования недрами: составление и согласование в установленном порядке технического проекта разработки месторождения в срок до 01.01.2008.
Технический проект разработки месторождения для заявителя составлен ООО "Промагор" по договору от 25.12.2006 N 47, согласован письмом Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 09.04.2008 N 16-10.1/1285.
Кооператив 06.07.2020 обратился в Министерство с заявкой о внесении изменений в лицензию на пользование участком недр местного значения КИР 01119 ТЭ от 17.09.2007 в связи с внесением изменений в раздел 6 и пункт 7.2 "Срок пользования недрами до 31.08.2035".
Министерство приняло решение от 18.09.2020 N 253 "О частичном удовлетворении заявки Кооператива на внесение изменений в лицензию КИР 01119 ТЭ от 17.09.2007 на право пользования недрами". Согласно пункту 1 решения заявка Кооператива удовлетворена в части внесения изменений в пункт 7.2 раздела 7 договора об условиях недропользования в целях геологического изучения и добычи песка на участке недр "Илемас" от 30.08.2007 (в редакции соглашения от 29.01.2019 N 2) (далее - договор недропользования) согласно приложению 1. Принято решение внести изменения в договор недропользования по инициативе Министерства согласно приложению 2 (пункт 2); оформить условия пользования недрами лицензии КИР 01119 ТЭ от 17.09.2007 в новой редакции с учетом пунктов 1 и 2 данного решения в виде соглашения N 3, являющегося приложением N 18 к названной лицензии (пункт 3); принято решение о замене слов "геологическое изучение и добыча песка на участке недр "Илемас" в бланке лицензии в данных о целевом назначении и видах работ на слова "геологическое изучение и добыча песчаного грунта на участке недр "Илемас" (пункт 4).
На основании решения от 18.09.2020 N 253 подготовлено соглашение N 3 "О внесении изменений в лицензию КИР 01119 ТЭ от 17.09.2007 на право пользования недрами в целях геологического изучения и добычи песка на участке недр "Илемас" (Малмыжский район Кировской области)", в соответствии с которым договор недропользования изложен в новой редакции.
Министерство направило Кооперативу письмо от 30.09.2020, в котором указало на необходимость подписания соглашения N 3 и его возвращения в Министерство. В случае, если в течение 10 рабочих дней с даты получения соглашения N 3 Кооператив не согласует его или не направит отказ в согласовании, Министерство примет решение об аннулировании соглашения N 3 (получено Кооперативом 16.10.2020).
Министерство приняло решение от 02.11.2020 N 293 об аннулировании решения от 18.09.2020 N 253.
Кооператив оспорил решение Министерства в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Министерство представило решение от 19.03.2021 N 44 о внесении изменений в решение от 02.11.2020 N 293, согласно которому пункт 1 решения от 02.11.2020 N 293 изложен в следующей редакции: "Аннулировать соглашение N 3 "О внесении изменений в лицензию КИР 01119 ТЭ от 17.09.2007 на право пользования недрами в целях геологического изучения и добычи песчаного грунта на участке недр "Илемас" (Малмыжский район Кировской области)", являющееся дополнением к лицензии КИР 01119 ТЭ от 17.09.2007 (приложение 18), признав пункты 1 - 4 решения Министерства от 18.09.2020 N 253 утратившими силу".
Руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Административного регламента, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованного требования в части признания решения Министерства от 02.11.2020 N 293 в редакции решения от 19.03.2021 N 44 недействительным в части признания пунктов 1 - 4 решения Министерства от 18.09.2020 N 253 утратившими силу.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно статьям 7 и 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Порядок предоставления государственной услуги по внесению изменений в лицензии на пользование участками недр местного значения на территории Кировской области установлен в Административном регламенте.
В пункте 2.3 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю соглашения к лицензии на пользование участками недр местного значения или дополнения к лицензии на пользование участками недр местного значения с приложением решения министерства о внесении изменений в лицензию на пользование участками недр местного значения либо решения министерства об отказе в предоставлении услуги. Соглашение к лицензии оформляется, если при выдаче лицензии заключался договор, устанавливающий условия пользования недрами, а также обязательства сторон по его выполнению, являющийся ее неотъемлемой составной частью. Дополнение к лицензии оформляется, если лицензия была выдана без заключения договора (по результатам аукциона).
В силу пункта 3.3.1 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявки.
В подпункте 3.3.5.1 Административного регламента определено, что ответственное должностное лицо Министерства обеспечивает рассмотрение заявки с учетом результатов рассмотрения заявки уполномоченными органами на предмет обоснованности предложений заявителя и их соответствие требованиям, установленным законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, подготовку проекта решения министерства о внесении изменений в лицензию (или об отказе в удовлетворении заявки), его подписание министром (лицом, исполняющим обязанности министра) и регистрацию в книге регистрации решений по выполнению полномочий в сфере регулирования отношений недропользования.
Из подпункта 3.3.5.3 Административного регламента следует, что в случае невозможности удовлетворения заявки в полном объеме Министерством принимается решение об удовлетворении ее в части. Кроме того, в решении Министерства указываются, в какой части заявка не подлежит удовлетворению, а также причины отказа. Ответственное должностное лицо Министерства обеспечивает письменное уведомление заявителя о принятии Министерством решения об удовлетворении заявки в части с приложением соответствующего решения и подготовленного на основании пункта 3.3.6 Административного регламента соглашения к лицензии (дополнения к лицензии). Результатом выполнения административной процедуры является принятие Министерством решения о регистрации внесения изменений в лицензию либо об отказе в предоставлении государственной услуги с обоснованием причин отказа.
Согласно подпункту 3.3.6.1 Административного регламента ответственное должностное лицо Министерства обеспечивает подготовку проекта соглашения к лицензии (или дополнения к лицензии), его подписание министром (лицом, исполняющим обязанность министра) в течение пяти рабочих дней с даты регистрации решения Министерства в книге регистрации решений по выполнению полномочий в сфере регулирования отношений недропользования. Соглашение к лицензии заключается между Министерством и заявителем на основании решения Министерства о внесении изменений в лицензию и является неотъемлемой составной частью лицензии. Дополнение к лицензии составляется на основании решения Министерства о внесении изменений в лицензию и является неотъемлемой составной частью лицензии. Соглашение к лицензии (или дополнение к лицензии) готовится в трех экземплярах (по одному экземпляру пользователю недр, лицензирующему органу и Кировскому территориальному фонду геологической информации), подписывается министром (лицом, исполняющим обязанность министра) и заверяется печатью.
В соответствии с подпунктом 3.3.6.2 Административного регламента ответственное должностное лицо министерства в течение трех рабочих дней с даты подписания соглашения к лицензии (или дополнения к лицензии) министром (лицом, исполняющим обязанность министра) обеспечивает его направление заявителю для подписания (или согласования) и возвращения в министерство. Соглашение к лицензии, подписанное министром (лицом, исполняющим обязанности министра), подписывается заявителем и заверяется печатью (при наличии печати). Внесение изменений в лицензию в форме дополнения к лицензии подписывается заявителем с отметкой "с изменениями к лицензии согласен" и заверяется печатью (при наличии печати). В случае если в течение десяти рабочих дней с даты получения соглашения к лицензии (дополнения к лицензии) заявитель не согласовал его или направил отказ в согласовании, Министерством принимается решение об аннулировании лицензии или дополнения к лицензии.
Из приведенных положений Административного регламента следует, что в случае, если в течение десяти рабочих дней с даты получения соглашения к лицензии (дополнения к лицензии) заявитель не согласовал его или направил отказ в согласовании, Министерство принимает решение об аннулировании лицензии или дополнения к лицензии, в том числе соглашение к лицензии, которые готовятся на основании решения о внесении изменений в лицензию (решения об удовлетворении части заявки о внесении изменений в лицензию). При этом аннулирование (утрата силы) самого решения о внесении изменений в лицензию (решения об удовлетворении части заявки о внесении изменений в лицензию) Административным регламентом не предусмотрено.
Решение о внесении изменений в лицензию (решение об удовлетворении части заявки о внесении изменений в лицензию) является одним из результатов рассмотрения заявки о внесении изменений в лицензию, и его аннулирование (утрата силы) фактически свидетельствует о незавершенности административной процедуры по рассмотрению заявки о внесении изменений в лицензию, что не соответствует подпунктам 3.3.5.1 - 3.3.5.3 Административного регламента.
С учетом изложенного суды правомерно посчитали, что признание Министерством в решении от 02.11.2020 N 293 в редакции решения от 19.03.2021 N 44 пунктов 1 - 4 решения Министерства от 18.09.2020 N 253 утратившими силу является незаконным.
Решение от 18.09.2020 N 253 в части пунктов 1 - 4 принято в пользу заявителя, поэтому признание оспариваемым решением данных пунктов решения от 18.09.2020 N 253 утратившими силу нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, как правильно указали суды, нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя выразилось в незавершении Министерством процедуры рассмотрения заявки Кооператива о внесении изменений в договор недропользования в редакции соглашения от 29.01.2019 N 2.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение Министерства от 02.11.2020 N 293 в редакции решения от 19.03.2021 N 44 в части признания пунктов 1 - 4 решения Министерства от 18.09.2020 N 253 утратившими силу.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 по делу N А28-14571/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства охраны окружающей среды Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
...
Согласно статьям 7 и 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 октября 2021 г. N Ф01-5475/21 по делу N А28-14571/2020