г. Нижний Новгород |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А43-18616/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей от заявителя: Соколовой Е.А. (доверенность от 01.01.2021 N 2) и Дементьевой Е.М. (доверенность от 01.01.2021 N 7), от заинтересованного лица: Белоусовой И.А. (доверенность от 11.05.2021),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А43-18616/2020
по заявлению акционерного общества "Нижегородский Водоканал" (ОГРН: 1065257065268, ИНН: 5257086827)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
о признании незаконным отказа
и установил:
открытое акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - Общество, ОАО "Нижегородский водоканал") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление Росприроднадзора, уполномоченный орган) в выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск N 1) на 2020 - 2026 годы, изложенного в письме от 12.03.2020 N 01-15/2030, а также об обязании уполномоченного органа устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 17.03.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 решение оставлено без изменения.
Управление Росприроднадзора не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 N 2 (далее - Административный регламент), заявитель жалобы считает, что правомерно отказал в выдаче испрашиваемого разрешения, так как у АО "Нижегородский Водоканал" на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган отсутствовал план снижения сбросов, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Отсутствие с 01.01.2019 правового регулирования порядка согласования уполномоченными органами планов снижения сбросов является основанием для отказа в согласовании таких планов и, как следствие, для отказа в выдаче разрешения.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Управление Росприроднадзора (обращение от 29.01.2020 N 03236-Р-С) с заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы.
Уполномоченный орган, установив факт отсутствия согласованного с территориальным органом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимого сброса веществ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, приняло решение об отказе в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов, по основанию, предусмотренному в подпункте "в" пункта 25 Административного регламента, о чем АО "Нижегородский Водоканал" уведомлено письмом от 12.03.2020 N 01-15/2030.
Кроме того, план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, разработанный АО "Нижегородский водоканал", направлялся заявителем на согласование в Управление Росприроднадзора в 2020 году, однако уполномоченный орган вернул Обществу материалы без рассмотрения со ссылкой на отсутствие правовых оснований по согласованию плана снижения сбросов, разработанного заявителем на 2020 - 2026 годы.
Дополнительно Управлением Росприроднадзора в письме от 12.03.2020 разъяснены изменения законодательства, вступившие в силу с 01.01.2019, и позволяющие АО "Нижегородский Водоканал" разработать разрешительную документацию с учетом данных требований.
Не согласившись с отказом Управления Росприроднадзора, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Федерального закона N 219-ФЗ, Административным регламентом, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В части 1 статьи 44 ВК РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1).
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (пункт 2).
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ определено, что расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 данного Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ. Федеральным законом N 219-ФЗ глава V Федерального закона N 7-ФЗ дополнена статьями 23.1 и 31.1.
Пунктами 1 и 2 статьи 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона N 7-ФЗ.
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 указанного Федерального закона.
В статье 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, получить комплексное экологическое разрешение (пункт 1). Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 496-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
При этом подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 496-ФЗ статья 11 Федерального закона N 219-ФЗ дополнена частью 1.1, согласно которой, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи. Подпункт "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 496-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019 (статья 3 Федерального закона N 496-ФЗ).
Частью 6 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что действующее в спорный период правовое регулирование рассматриваемых правоотношений допускало с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, выдачу и переоформление разрешений и документов, в том числе лимитов на сбросы загрязняющих веществ в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
О возможности выдачи или переоформления разрешений на сбросы загрязняющих веществ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до получения ими комплексных экологических разрешений указано в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.01.2019 N РН-03-021-31/2454.
Суды верно указали, что, принимая оспариваемое решение, Управление Росприроднадзора не учло, что при наличии установленной законодателем возможности переоформить разрешение на сбросы загрязняющих веществ, отсутствие соответствующих правил либо порядка не является препятствием для реализации юридическим лицом предоставленного права. Иное влечет нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает, в том числе ответственность законодателя за качество принимаемых решений и обеспечение присущей природе законодательных актов стабильности правового регулирования.
Кроме того, срок исполнения Обществом обязанности по получению комплексного экологического разрешения истекает 01.01.2022, в связи с чем отсутствие данного документа в период обращения не могло являться основанием для отказа.
Также Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 195-ФЗ) в статью 11 Федерального закона N 219-ФЗ внесены изменения.
Согласно части 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона N 195-ФЗ) с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом N 195-ФЗ статья 11 Федерального закона N 219-ФЗ дополнена частями 8.1 и 8.2 следующего содержания: до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, указанными в пункте 4 статьи 16.2 Федерального закона N 7-ФЗ (часть 8.1.); до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ (часть 8.2).
На основании пункта 8 статьи 11 Федерального закона N 195-ФЗ положения статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона N 195-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что у Управления Росприроднадзора отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на сброс по причине отсутствия согласованного плана снижения сбросов при условии наличия в составе поданных АО "Нижегородский Водоканал" документов, необходимых для одновременного согласования плана и выдачи разрешения.
Довод уполномоченного органа о том, что отсутствие с 01.01.2019 правового регулирования порядка согласования уполномоченными органами планов снижения сбросов является основанием для отказа в согласовании таких планов, правомерно отклонен судами, поскольку возможность обратиться за выдачей разрешения в пределах лимитов в срок до 31.12.2022 установлена законодательно и ответчиком не опровергнута.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, применив соответствующую правовосстановительную меру.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов. Эти доводы, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А43-18616/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом N 195-ФЗ статья 11 Федерального закона N 219-ФЗ дополнена частями 8.1 и 8.2 следующего содержания: до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, указанными в пункте 4 статьи 16.2 Федерального закона N 7-ФЗ (часть 8.1.); до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ (часть 8.2).
На основании пункта 8 статьи 11 Федерального закона N 195-ФЗ положения статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона N 195-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 октября 2021 г. N Ф01-5055/21 по делу N А43-18616/2020