г. Нижний Новгород |
|
11 октября 2021 г. |
Дело N А43-8537/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Павлова В.Ю.
при участии представителя от ответчика: Смирнова С.В. по доверенности от 11.01.2021
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Узола" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А43-8537/2020
по иску Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, (ОГРН: 1115260001449, ИНН: 5260294552)
к обществу с ограниченной ответственностью "Узола" (ОГРН: 1145260009498, ИНН: 5260389807)
о внесении изменений в договор аренды лесного участка
и установил:
Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Узола" (далее - Общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 19.07.2011 N 501.
Требование основано на статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и мотивировано изменением количественных и качественных характеристик насаждений на лесном участке, необходимостью приведения договора в соответствие с проектом освоения лесов.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 09.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021, удовлетворил заявленные требования. Разрешая настоящий спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка от 19.07.2011 N 501.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Кассатор полагает, что при расчете арендной платы суды нижестоящих инстанций незаконно применили Сортиментные и товарные таблицы для лесов центральных и южных районов Европейской части РСФСР, утвержденные приказом Гослесхоза СССР от 23.12.1986 N 258, (далее - Сортиментные и товарные таблицы) поскольку к правоотношениям сторон необходимо применять статью 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
В представленном письменном отзыве Департамент просил оставить обжалованные судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Департамент (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "ЛесРесурс" (далее - ООО "ЛесРесурс"; арендатор) заключили договор от 19.07.2011 N 501 аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок площадью 60 920 гектаров, расположеный в Ковернинском районе Нижегородской области, Ковернинское районное лесничество, Ильино-Заборское участковое лесничество, кварталы 51 - 147; Ковернинское участковое лесничество, кварталы 1 - 23, 25 - 46, 49 - 78, 80 - 85, 87 - 98; Узольское участковое лесничество, кварталы 1 - 108 (месторасположение в соответствии с материалами лесоустройства 1995 год: Ковернинский лесхоз, Ильино-Заборское лесничество, кварталы 1 - 42, 44 - 58, 74 - 78, 82, 83, 86 - 88, 93 - 115; Ковернинское лесничество, кварталы 1 - 23, 25 - 46, 49 - 78, 80 - 85, 87 - 98; Узольское лесничество, кварталы 1 - 108; колхоз "им. Горького", кварталы 1 - 7.
Номер государственного учета в лесном реестре 1573-2011-07.
Объект аренды передан истцу по акту приема-передачи 08.08.2011.
В соответствии с пунктом 5 договора годовой размер арендной платы составил 3 029 883 рубля 83 копейки.
В соответствии с пунктом 23 договора срок его действия установлен до 18.07.2060.
Договор подлежит изменению после утверждения проекта освоения лесов (изменений в проект освоения лесов), утверждения лесного плана, внесения изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент (пункт 17 договора).
В силу пункта 30 договора после утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов арендатор обязан привести договор в соответствие с проектом освоения лесов.
Права и обязанности по спорному договору аренды переданы от ООО "ЛесРесурс" к Обществу в результате реорганизации, что подтверждено дополнительным соглашением от 20.03.2018 к договору аренды от 19.07.2011 N 501.
В соответствии с пунктом 12.3 договора Общество разработало проект освоения лесов, который, получил положительное заключение государственной экспертизы (приказ Департамента от 30.12.2019 N 1530).
Из проекта освоения лесов следует, что количественные и качественные характеристики насаждений на лесном участке изменились.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из сторон не допускается.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2015 Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ.
Согласно указанной норме договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, законодательством установлен и продолжает действовать запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов и договора аренды (часть 8 статьи 29, статьи 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69).
Суды установили, что приказом Департамента от 30.12.2019 N 1530 в отношении лесного участка, переданного ответчику в аренду, утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов. Заключение государственной экспертизы и приказ об его утверждении в административном порядке не оспорен, в связи с чем является действующим.
Из утвержденного проекта освоения лесов следует, что параметры лесопользования, относительно тех которые предусмотрены в договоре аренды, существенно изменились.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленную в дело доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о наличии существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, являющегося предметом договора аренды 19.07.2011 N 501.
Согласно пункту 8 договора аренды 19.07.2011 N 500 в случае внесения изменений в договор, связанных с положительным заключением государственной экспертизы на проект освоения лесов, цена подлежит изменению, а арендная плата перерасчету.
Суды проверили представленный Департаментом расчет и признали его верным.
Судами установлено, что размер арендной платы в результате внесенных изменений в договор аренды исчислен с учетом методики определения качественных и количественных характеристик лесных насаждений, в том числе установление товарной структуры древесины. Для определения товарности лесных насаждений истец применил Товарные таблицы, утвержденные приказом Гослесхоза СССР от 23.12.1986 N 258 (далее - Товарные таблицы).
Суд апелляционной инстанции отметил, что при расчете арендной платы при заключении договора аренды от 19.07.2011 N 501 применялся аналогичный порядок. Поскольку договор заключен с соблюдением конкурентных процедур, внесение в него изменений в части методики определения арендной платы невозможно.
В соответствии Товарными таблицами к крупной древесине относятся отрезки ствола с диаметром 26 и более сантиметров; к средней древесине - с диаметром ствола 14 - 24 сантиметров; к мелкой древесине 8 - 13 сантиметров.
В то же время согласно Постановлению N 310 к крупной древесине отнесены отрезки ствола с диаметром 25 и более сантиметров; к средней древесине - с диаметром ствола 13 - 24 сантиметров; к мелкой древесине 3 - 12 сантиметров.
Исходя из содержания приведенных положений указанных нормативных актов и отклоняя довод Общества о незаконности применения Сортиментных и товарных таблиц и необходимости применения исключительно Постановления N 310, суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что применение иных критериев крупности древесины (установленных в Постановлении N 310) при расчете арендной платы могло лишь увеличить размер платежей, поскольку более крупная древесина имеет больший коэффициент, и, следовательно, указанные расхождения никоим образом не могут привести к снижению арендной платы, на чем настаивает заявитель жалобы. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал обратное.
Возможность изменения арендной платы, установленной по результатам торгов, в случае изменения качественных и количественных характеристик лесного участка в рассмотренном споре допускается как договором (пункт 8), так и Лесным кодексом Российской Федерации (статья 74.1).
При данных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Замечания, представленные заявителем жалобы по расчету Департамента, не подтверждают существенного нарушения при его подготовке норм права и условий заключенного договора.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А43-8537/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Узола" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму о возможности изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.10.2015 Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ.
...
Использование лесов осуществляется на основании проекта освоения лесов и договора аренды (часть 8 статьи 29, статьи 88 - 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69).
...
Возможность изменения арендной платы, установленной по результатам торгов, в случае изменения качественных и количественных характеристик лесного участка в рассмотренном споре допускается как договором (пункт 8), так и Лесным кодексом Российской Федерации (статья 74.1)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 октября 2021 г. N Ф01-5169/21 по делу N А43-8537/2020