г. Нижний Новгород |
|
12 октября 2021 г. |
Дело N А79-9034/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от заявителя: Яковлевой Т.А. (доверенность от 12.01.2021), Федоровой Е.Н. (доверенность от 11.01.2021), от заинтересованного лица: Аликова А.Ю. (доверенность от 31.12.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диал-Авто" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А79-9034/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Диал-Авто" (ИНН: 2128051718, ОГРН: 1032128015193)
о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Диал-Авто" (далее - ООО "Диал-Авто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) по направлению сообщений от 18.05.2020 N 149920, от 11.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576), за апрель и май 2020 года.
Решением суда от 01.12.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 решение суда отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
ООО "Диал-Авто" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права. По его мнению, Обществом соблюдены все условия и требования, предъявляемые для получения субсидии в соответствии с Правилами N 576. Общество подтвердило осуществление вида деятельности, соответствующего коду 45.11.2 ОКВЭД 2 (торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах). Указание в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в качестве основного вида экономической деятельности Общества подкласса 45.1 свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды также являются основными видами деятельности организации. Кроме того, при рассмотрении настоящего спора суд не исследовал и не дал оценку фактически осуществляемому Обществом виду деятельности.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Общество заявило ходатайство об отложении судебного заседания до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А63-11267/2020.
Ходатайство рассмотрено судом округа и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд, 08.05.2020 и 10.06.2020 ООО "Диал-Авто" обратилось в Инспекцию с заявлениями о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года, предусмотренной Правилами N 576.
По результатам рассмотрения заявлений Инспекция отказала Обществу в предоставлении субсидии (сообщения об отказе от 18.05.2020 N 149920, от 11.06.2020) в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Перечень).
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 24.07.2020 N 192 и 193 жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Посчитав свои права нарушенными, ООО "Диал-Авто" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в направлении сообщений от 18.05.2020 N 149920 и от 11.06.2020.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 3 Правил N 576 и Перечнем, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии счел требование Общества обоснованным и удовлетворил его.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5, 6 Правил N 576 и "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования. Суд счел, что Инспекция правомерно отказала Обществу в предоставлении субсидии, поскольку отрасль, в которой велась деятельность Общества по информации ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не относилась к отраслям, включенным в Перечень.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
На основании пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 576 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года, для получения субсидии за май 2020 года - с 1 июня до 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень.
Суд апелляционной инстанции установил, и это не противоречит материалам дела, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности Общества являлась торговля автотранспортными средствами (код 45.1 ОКВЭД 2).
Данный вид деятельности в Перечне не обозначен.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что Общество не соответствовало условиям, определенным Правилами N 576, для получения мер государственной поддержки.
Довод заявителя о том, что в силу иерархического метода классификации, примененного в ОКВЭД 2, он имеет право на предоставление субсидии, поскольку указанная в Перечне подгруппа 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" включена в подкласс 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", заявленный им как основной вид экономической деятельности в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не основан на положениях Перечня и Правил N 576.
При этом, как верно отметил суд, в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления субсидии, поскольку Правила N 576 устанавливают основания для их предоставления по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ и по состоянию на 01.03.2020 (пункт 1).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отказал ООО "Диал-Авто" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании Перечня и Правил N 576, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А79-9034/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диал-Авто" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Диал-Авто".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Правил N 576 (в редакции, действовавшей в спорном периоде) для получения субсидии за апрель 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 1 мая до 1 июня 2020 года, для получения субсидии за май 2020 года - с 1 июня до 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 октября 2021 г. N Ф01-5089/21 по делу N А79-9034/2020