г. Нижний Новгород |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А43-39630/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Камановой М.Н., Павлова В.Ю.,
при участии представителя от общества с ограниченной ответственностью "Родное поле": Манухина М.В. по доверенности от 01.02.2021
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.03.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А43-39630/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Родное поле" (ОГРН: 1085221000479, ИНН: 5221005831)
о признании незаконным решения администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области (ОГРН: 1025200916300, ИНН: 5221001763) и
об устранении допущенного нарушения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Родное поле" (далее - ООО "Родное поле", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Лукояновского района Нижегородской области (далее - Администрация) от 29.09.2020 N Исх-128-436413/20 об отказе в продаже 115/429 долей земельного участка, общей площадью 760,15 гектара, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 52:57:0000000:78, на льготных условиях. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления заключить с Обществом договор купли-продажи 115/429 долей земельного участка с кадастровым номером 52:57:0000000:78, являющегося собственностью Большемаресьевского сельского совета Лукояновского муниципального района и находящегося в границах землепользования бывшего СПК "Колхоз Родина" (Нижегородская область, Лукояновский район, село Большое Маресьево, кадастровый номер земельного массива 52:57:0000000:78).
Заявленные требования основаны на статье 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) и мотивированы тем, что решение Администрации, по мнению Общества, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.03.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021, удовлетворил требования: признал незаконным решение Администрации от 29.09.2020 N Исх-128-436413/20 об отказе в продаже 115/429 долей земельного участка с кадастровым номером 52:57:0000000:78, на льготных условиях; обязал Администрацию принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя в соответствии с требованиями, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению Администрации, суды приняли решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, поскольку в тексте судебного акта упоминаются Большемересьевский сельсовет, являющийся правообладателем испрашиваемых земельных долей, а так же Большемурашкинский сельсовет; Общество самовольно заняло спорные земельные доли, не доказало законность использования им испрашиваемых земельных долей и внесения соответствующей платы.
ООО "Родное поле" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалованные судебные акты без изменения, жалобу Администрации - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, 28.02.2020 и 03.07.2020 опубликовано предложение о купле-продаже земельных долей в размере 70 долей общей площадью 462,7 гектара (28.02.2020) и 45 долей общей площадью 297,45 гектара (03.07.2020), являющихся собственностью Большемаресьевского сельского совета Лукояновского муниципального района, находящихся в границах землепользования бывшего СПК "Колхоз Родина" (Нижегородская область, Лукояновский район, село Больлшое Маресьево, кадастровый номер земельного массива 52:57:0000000:78).
ООО "Родное поле", являющееся сельскохозяйственной организацией, осуществляющей фактическое использование (в целях производства сельскохозяйственной продукции) земельных участков в границах названного землепользования площадью 760,15 гектара, обратилось в Администрацию с заявлением от 01.09.2020 о предоставлении в собственность 115/429 долей земельного участка с кадастровым номером 52:57:0000000:78.
Администрация в письме от 29.09.2020 N Исх-128-436413/20 сообщила ООО "Родное поле" об отказе в предоставлении в собственность земельных долей ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на использование земельного участка, в составе которого имеются приобретаемые земельные доли.
Общество, посчитав решение органа местного самоуправления незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на нее и заслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у соответствующего органа, а также нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков из таких земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном данным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В пункте 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения определено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном статьей 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю муниципального образования на условиях пункта 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В Обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 и 23.12.2020 (пункты 24 и 9 соответственно), сформирована правовая позиция по толкованию и применению пункта 5.1 статьи 10 и статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном указанной нормой порядке являются особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); добросовестное использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей, до регистрации права муниципальной собственности на участок; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); поскольку закон не устанавливает основания использования участка, данный факт может подтверждаться заключением и исполнением договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, согласно которым земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, передавался в пользование; в случае использования указанными субъектами участка без оформления правоотношений они могут представить любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
С учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности, необходимости непрерывного проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиоративных мероприятий по защите земельных угодий, неиспользование которых влечет утрату их плодородных свойств, положения пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и аналогичные положения статьи 12.1 названного закона направлены на предоставление земли на льготных условиях именно лицам, добросовестно обрабатывающим ее длительное время и заинтересованным в ее дальнейшей обработке.
Судами установлено, подтверждается представленными в дело доказательствами (справка об использовании земельных участков с приложением - структурой посевных площадей за период с 2015 - 2020 годы, выписка из ЕГРЮЛ, статистические сведения, акт обследования от 14.09.2020), что Общество с 2015 года по настоящий момент является сельскохозяйственной организацией, осуществляющей деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, использует с 2015 года в своей хозяйственной деятельности земельные участки площадью 760,15 гектара, входящие в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 52:57:0000000:78.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, отказ Администрации в предоставлении участка в собственность Общества, обратившегося с заявлением о выкупе в установленный законом срок, мотивированное тем, что использование участка может быть обосновано только документами, которые подтверждали ли бы право ООО "Родное поле" на использование спорной доли земельного участка, не соответствует приведенным нормам земельного законодательства, их буквальному толкованию Верховным Судом Российской Федерации и обоснованно признано незаконным судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании их незаконными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Возражения Администрации о том, что судебные акты приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - собственника земельных долей - Большемаресьевского сельсовета Лукояновского муниципального района Нижегородской области, суд округа отклонил, поскольку полномочия собственника в отношении данного земельного участка осуществляет Администрация. Указание в тексте судебного акта Большемурашкинского сельсовета окружной суд полагает опиской, порядок исправления которой предусмотрен статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, основанные на ином толковании заявителем положений законодательства и иной оценке обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, в связи с чем отклонены судом округа как несостоятельные.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В связи с окончанием кассационного производства определение от 16.08.2021 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.03.2021 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А43-39630/2020 утратило силу.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А43-39630/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, произведенное определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.08.2021. Возобновить исполнение решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.03.2021 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А43-39630/2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 и 23.12.2020 (пункты 24 и 9 соответственно), сформирована правовая позиция по толкованию и применению пункта 5.1 статьи 10 и статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном указанной нормой порядке являются особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); добросовестное использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей, до регистрации права муниципальной собственности на участок; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); поскольку закон не устанавливает основания использования участка, данный факт может подтверждаться заключением и исполнением договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, согласно которым земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, передавался в пользование; в случае использования указанными субъектами участка без оформления правоотношений они могут представить любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
С учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности, необходимости непрерывного проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиоративных мероприятий по защите земельных угодий, неиспользование которых влечет утрату их плодородных свойств, положения пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и аналогичные положения статьи 12.1 названного закона направлены на предоставление земли на льготных условиях именно лицам, добросовестно обрабатывающим ее длительное время и заинтересованным в ее дальнейшей обработке.
...
В связи с окончанием кассационного производства определение от 16.08.2021 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.03.2021 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А43-39630/2020 утратило силу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2021 г. N Ф01-5302/21 по делу N А43-39630/2020