г. Нижний Новгород |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А39-11211/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей от заявителя: Сотовой Е.В. (доверенность от 14.05.2021 N 63), от заинтересованного лица: Майорова В.С. (доверенность от 11.05.2021 N 13),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Подкопалова Александра Александровича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.03.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А39-11211/2020
по заявлению Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 28.09.202 N 692,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Подкопалов Александр Александрович
и установил:
Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 28.09.202 N 692.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Подкопалов Александр Александрович (далее - Подкопалов А.А.).
Решением суда от 23.03.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
Подкопалов А.А. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые акты. По мнению кассатора, в плане земельного участка, выставленного на торги, имеются иные объекты недвижимости, в частности, четыре гаража, принадлежащие физическим лицам. Подкопалов А.А. считает, что суды не дали оценку всем его доводам.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами кассатора, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Управление в отзыве и представитель в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы, указали на законность оспариваемого решения, просили отменить обжалуемые судебные акты.
Кассатор, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направил. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, Комитет на сайте www.torgi.gov.ru разместил извещение N 250820/0168184/01 о проведении открытого аукциона на повышение стоимости с открытой формой подачи предложений по цене реализации государственного имущества, в электронной форме, с начальной (максимальной) ценой 26 804 000 рублей.
Согласно информации, содержащейся в извещении, дата и время начала подачи заявок - 26.08.2020 09:00. Дата и время окончания подачи заявок - 22.09.2020 18:00. Начальная цена - 26 804 000 рублей. Шаг аукциона - 1 340 200 рублей. Сумма задатка для участия в аукционе (20 процентов от начальной цены лота) - 5 360 800 рублей.
В состав лота N 1 включено следующее имущество:
1) нежилое двухэтажное здание, площадью 821,1 квадратного метра, расположенное по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Красноармейская, дом 21а, кадастровый номер 13:23:0910238:534. Краткая характеристика: железо-бетонный фундамент, стены кирпичные, перекрытие железобетонные, кровля шиферная, полы дощатые крашенные, оконные проемы глухие, двери простые. Внутренняя отделка: штукатурка стен, окраска пола. Здание оборудовано центральным отоплением, водопроводом, электрифицировано;
2) нежилое здание, площадью 204,9 квадратных метров, расположенное по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Красноармейская, дом 21а, кадастровый номер 13:23:0910238:1165. Краткая характеристика: железо-бетонный фундамент, стены кирпичные, перекрытие железобетонные, кровля мягкая, полы дощатые, оконные проемы двойные, двери простые. Внутренняя отделка: штукатурка, окраска. Здание оборудовано печным отоплением, электрифицировано;
3) нежилое помещение площадью 74,3 квадратных метров, расположенное по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Красноармейская, дом 21а, помещение 3, кадастровый номер 13:23:0910238:567. Краткая характеристика: бетонный ленточный фундамент, стены кирпичные, перекрытие железобетонные, кровля шиферная, полы бетонные, металлические ворота с калиткой. Внутренняя отделка: штукатурка, окраска, электрифицировано;
4) Земельный участок площадью 2122 квадратного метра, кадастровый номер 13:23:0910238:239, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, город Саранск, улица Красноармейская, дом 21а. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов культуры.
Кассатор 21.09.2020 обратился в Управление с жалобой на действия Комитета при проведении открытого аукциона.
Комиссия Управления приняла решение от 01.10.2020 N 682 о признании жалобы Подкопалова А.А. обоснованной, признала действия организатора торгов - Комитета при проведении открытого аукциона на повышение стоимости с открытой формой подачи предложений по цене по реализации государственного имущества, проводимый в электронной форме нарушившими пункт 1 статьи 28 Федерального закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), пункт 1 статьи 35, пункт 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившимися в неправомерном включении в предмет продажи путем проведения торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации земельного участка, не занятого непосредственно только объектом недвижимости и не служащего целью использования данного объекта по назначению.
Комитет оспорил решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Кодекса, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), Закона N 178-ФЗ, ЗК РФ, суд первой инстанции признал спорное решение незаконным и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В случаях, указанных в этом Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Правила организации и порядка проведения торгов установлены в статье 448 ГК РФ.
Положения части 2 статьи 209 ГК РФ наделяют собственника имущества правом по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 13 Закона N 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа такого имущества на аукционе.
Статья 18 Закона N 178-ФЗ предусматривает, что на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно пункту 2 статьи 552 ГК РФ в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Часть 4 статьи 35 ЗК РФ устанавливает, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", со дня введения в действие ЗК РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
При этом при продаже на аукционе государственного или муниципального имущества ни ГК РФ, ни положения названных статей Закона N 178-ФЗ не устанавливают запрет на объединение двух и более объектов, подлежащих приватизации, в один лот.
По смыслу приведенных нормативных правовых актов собственник имущества наделен как правом самостоятельного выделения отдельных лотов, так и правом выставления предмета торгов единым лотом. Одновременно при формировании условий аукциона заказчик должен строго следовать целям проведения торгов, соблюдать принципы публичности, открытости и прозрачности.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу отсутствия в действующем законодательстве прямого запрета на объединение нескольких помещений в один лот, либо прямого указания на необходимость формирования предмета торгов по принципу "один лот - одно помещение", такое объединение будет иметь признаки неправомерного только в случае наличия в действиях лиц, проводящих торги, злоупотребления правом, то есть осуществление такого объединения с целью, противной основам правопорядка, либо в целях ограничения конкуренции.
Суды установили, что объекты недвижимости расположены в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 13:23:0910238:239, площадью 2122 квадратного метра, находящегося по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица Красноармейская, дом 21а.
Земельный участок сформирован в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ". Право собственности Республики Мордовия на земельный участок зарегистрировано на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ, Федеральный закон "О введении в действие ЗК РФ", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" 17 марта 2008 года (запись регистрации 13-13-01/077/2008-049).
Площадь земельного участка является достаточной и соответствует размеру, необходимому для нормальной эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на нем.
Земельный участок с кадастровым номером 13:23:0910238:239 не включает в себя иных объектов недвижимости, кроме выставленных на торги, что подтверждается имеющимися в материалах дела выпиской из ЕГРН на спорный земельный участок и информацией из Публичной кадастровой карты России.
Разделение земельного участка привело бы к установлению ограничений с целью прохода к каждому зданию с последующим установлением и регистрацией сервитута. Установление сервитута повлечет снижение стоимости продаваемого имущества.
Кроме того, объединение объектов в один лот обусловлено не только их расположением в непосредственной близости друг к другу на одном земельном участке, но и функциональной связанностью данных объектов недвижимости, вызвано минимизацией бюджетных расходов и получением максимально возможного дохода от продажи государственного имущества.
В связи с изложенным нормы действующего законодательства не устанавливают запрет на объединение двух и более объектов, подлежащих приватизации, в один лот. Таким образом, при продаже имущества Комитет действовал исключительно с соблюдением норм действующего законодательства в интересах собственника - Республики Мордовия.
Кроме того, имеющиеся в материалах дела документы подтверждают то обстоятельство, что при подведении итогов продажи посредством публичного предложения в электронной форме спорного имущества было подано три заявки. Таким образом, объединение спорных объектов в один лот не оказало негативного влияния на конкуренцию.
Суды пришли к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае со стороны Комитета нарушений части 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ, пункта 1 статьи 35, пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения Управления.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
Довод кассатора о нахождении гаражей, находящиеся в собственности физических лиц на земельном участке, выставленном на торги, судом округа отклоняется, поскольку противоречит материалам дела.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Кодекса и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2021 по делу N А39-11211/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Подкопалова Александра Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Земельный участок сформирован в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ". Право собственности Республики Мордовия на земельный участок зарегистрировано на основании абзаца 8 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ, Федеральный закон "О введении в действие ЗК РФ", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" 17 марта 2008 года (запись регистрации 13-13-01/077/2008-049).
...
Суды пришли к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае со стороны Комитета нарушений части 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ, пункта 1 статьи 35, пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения Управления.
...
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса).
...
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Кодекса и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2021 г. N Ф01-5560/21 по делу N А39-11211/2020