г. Нижний Новгород |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А11-9818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя от ответчика: Жестковой О.А. (доверенность от 01.02.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А11-9818/2020
по иску территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ИНН: 3329007728, ОГРН: 1023301463570)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" (ИНН: 330701318, ОГРН: 1023302152851)
о взыскании 1 248 809 рублей 27 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент здравоохранения Владимирской области,
и установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" (далее - Учреждение) о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в размере 1 128 051 рубля 37 копеек, 112 805 рублей 14 копеек штрафа по части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-Ф "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и 7952 рублей 76 копеек пеней за период с 14.07.2020 по 31.08.2020 и далее за каждый день просрочки, начиная с 01.09.2020 по день фактической уплаты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Владимирской области (далее - Департамент).
Решением суда от 26.03.2021 иск удовлетворен частично: с Учреждения в пользу Фонда взысканы 701 545 рублей 35 копеек средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 70 154 рубля 54 копейки штрафа, 5156 рублей 36 копеек пеней за период с 14.07.2020 по 31.08.2020, а также пени с 01.09.2020, исходя из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы задолженности за каждый день просрочки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленного Фондом требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Фонд не доказал факт нецелевого использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 701 545 рублей 35 копеек (в части оплаты труда социального работника Кокориной И.В.). Как указывает Учреждение, социальный работник непосредственно оказывает медицинскую помощь и обеспечивает условия для ее оказания. Должность социального работника введена Учреждением в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 928н; оплата труда Кокориной И.В. производилась также на основании данного Порядка.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы Учреждения.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил в суд округа.
Фонд и Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел комплексную проверку целевого и эффективного использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, результаты которой отразил в акте от 10.06.2020 N 5/1.
В ходе проверки Фонд выявил использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 1 128 051 рубля 37 копеек. В частности, проверяющими установлено, что Учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования производило выплату заработной платы с начислениями социальному работнику Кокориной И.В., в должностные обязанности которой входит работа по опеке и попечительству недееспособных граждан.
Согласно акту проверки Учреждению предложено уплатить 112 805 рублей 14 копеек штрафа по части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, а также возвратить в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования в размере 1 128 051 рубля 37 копеек, использованные не по целевому назначению.
Фонд 26.06.2020 направил Учреждению требование о возмещении в бюджет Фонда средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате суммы штрафа в течение 10 рабочих дней с момента получения требования.
В связи с неисполнением Учреждением требования в добровольном порядке, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 36, 39, 40 Закона N 326-ФЗ, статьями 4, 80, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Арбитражный суд Владимирской области счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в части оплаты труда социального работника и удовлетворил заявленное Фондом требование в обжалуемой части.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона N 326 базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
На основании части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила N 158), в соответствии с пунктом 158 которых в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил N 158).
В пункте 158.2 Правил N 158 установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил N 158 в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), которая представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД 75.12. "Государственное управление социальными программами"; 75.30 "Деятельность в области социального обеспечения"; 85.3 "Предоставление социальных услуг".
Таким образом, социальная помощь не относится к медицинской помощи; ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки, которые Номенклатурой не предусмотрены.
При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, который должность социального работника не предусматривает.
Суды установили, что в проверяемом периоде Учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования начислило и выплатило заработную плату социальному работнику Кокориной И.В.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным гражданам в рамках программы обязательного медицинского страхования; в должностной инструкции социального работника Кокориной И.В. также не установлена обязанность по непосредственному оказанию медицинской помощи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о неправомерном начислении и выплате указанному лицу заработной платы за счет средств обязательного медицинского страхования.
Установив факт нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленное Фондом требование в обжалуемой части.
Доводы Учреждения, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А11-9818/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД 75.12. "Государственное управление социальными программами"; 75.30 "Деятельность в области социального обеспечения"; 85.3 "Предоставление социальных услуг".
Таким образом, социальная помощь не относится к медицинской помощи; ее содержанием является оказание социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки, которые Номенклатурой не предусмотрены.
При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, который должность социального работника не предусматривает."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 октября 2021 г. N Ф01-5715/21 по делу N А11-9818/2020