г. Нижний Новгород |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А11-3315/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
при участии представителей от истца: Вавиловой И.А. (доверенность от 31.12.2020), от муниципального автономного учреждения города Коврова Владимирской области спортивная школа "Мотодром Арена": Данилова А.Л. (директор, распоряжение от 21.08.2013), Комарова Р.В. (доверенность от 01.02.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.04.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А11-3315/2020
по иску акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" (ИНН: 3329038170, ОГРН: 1063340018785)
к муниципальному автономному учреждению города Коврова Владимирской области спортивная школа "Мотодром Арена" (ИНН: 3305718810, ОГРН: 1133332002594), администрации города Коврова Владимирской области (ИНН: 3305005930, ОГРН: 1033302200381),
о признании права собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Национальная компания строительства и проектирования спортсооружений", Департамент физической культуры и спорта Владимирской области, администрация Владимирской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области,
и установил:
акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" (далее - АО "ОРЭС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению города Коврова "Спортивный комплекс "Мотодром Арена" (далее - Учреждение) о признании права собственности на трансформаторную подстанцию (ТП-320), расположенную по адресу: город Ковров, улица Еловая, дом 1, на земельном участке с кадастровым номером 33:20:016203:3, и на кабельную линию КЛ-6кВ от ПС "Южная" ф. 675, ф. 660 ТП 227, расположенную по адресу: город Ковров, улица Еловая, дом 1.
Иск основан на статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивирован тем, что спорные объекты построены истцом в целях обеспечения электроснабжения строящегося объекта - Ледового дворца на условиях договора о технологическом присоединении N 5/31 от 03.04.2015, заключенного между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Национальная компания строительства и проектирования спортсооружений".
Суд первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию города Коврова Владимирской области (далее - Администрация).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Владимирской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент физической культуры и спорта Владимирской области (далее - Департамент спорта), администрацию Владимирской области, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "Национальная компания строительства и проектирования спортсооружений" (далее - ООО "НКСПС").
Арбитражный суд Владимирской области решением от 20.04.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021, отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить вследствие неправильного применения норм материального права.
Кассатор указывает, что в материалы дела не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2015, на котором суды основывают вывод о правомерности регистрации за Учреждением права оперативного управления на единый имущественный комплекс "Спортивный центр с ледовым залом"; в материалах дела отсутствует проектно-сметная документация, на основании которой суды могли прийти к выводу о наличии либо отсутствии согласованного строительства, как объекта прав, ТП и 2КЛ-6кВ, в связи с чем выводы судов преждевременные; положительное заключение государственной экспертизы от 26.11.2013 N 33-1-5-0360-13 не соответствует обстоятельствам фактического технологического присоединения и не может являться надлежащим доказательством возникновения у Учреждения права собственности на спорные объекты; разрешение на допуск в эксплуатацию спорного оборудования получены АО "ОРЭС"; Учреждение приняло от подрядчика объект строительства - Ледовый Дворец, не имея документов на допуск в эксплуатацию спорных объектов, что подтверждает оказание заказчику лишь услуг по технологическому присоединению. По мнению Общества, договор об осуществлении технологического присоединения от 03.04.2015 N 5/31 с приложением Акта об осуществлении технологического присоединения в совокупности с условиями Контракта на строительство спортивного объекта свидетельствует о том, что в обязанности Общества входило строительство новой КТП и 2КЛ-6кВ, и установление ВРУ-0,4кВ в Ледовом дворце, и является доказательствами возникновения у Общества права собственности на указанные объекты. Кассатора полагает, что суды при рассмотрении спора нарушили статью 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. По окончании процедуры технологического присоединения указана точка присоединения - в спорном оборудовании - ТП-230, то есть электросетевое оборудование до точки присоединения 2КЛ-6кВ и ТП-230 относится на баланс АО "ОРЭС", а КЛ-0,4кВ от ТП-230 и ВРУ-0,4 кВ в здании Ледового дворца относятся на баланс Учреждения. Суды также неправильно применили главу 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 16, 16.1 Правил технологического недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Кассатор настаивает, что в соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации представил в суд доказательства возникновения у него права собственности на спорный объект.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Учреждение в лице уполномоченных представителей в отзыве на кассационную жалобу и устно в судебном заседании просило отказать в удовлетворении жалобы, оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Департамент спорта и Администрация в письменных отзывах также отклонили доводы заявителя кассационной жалобы и просили оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Администрации о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без ее участия.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, а также заслушав представителей сторон, коллегия судей не нашла оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Учреждение (заказчик) и ООО "НКСПС" (подрядчик) заключили контракт от 03.03.2014 N СОМ30121300064-К на строительство под ключ объекта "Спортивный центр с ледовым залом", в соответствии с которым подрядчик по техническому заданию заказчика и утвержденной проектно-сметной документации принимает обязательства: выполнить комплекс строительно-монтажных работ, приобретение, монтаж и пусконаладку монтируемого оборудования, выполнение осей зданий и четырех сооружений в соответствии с утвержденной заказчиком проектно-сметной документацией на строительство объекта "Спортивного центра с ледовым залом".
В соответствии с пунктом 1.2 договора подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1 контракта, из собственных материалов и собственными силами и силами привлеченных с письменного согласия заказчика подрядных организаций, в соответствии с условиями контракта и утвержденной к производству работ проектно-сметной документацией, которая является неотъемлемой частью контракта.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что заказчик осуществляет финансирование строительства объекта за счет средств местного бюджета города Коврова, средств бюджета Владимирской области, средств бюджета Российской Федерации.
Согласно пункту 4.2 контракта оплата работ по контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика согласно фактически выполненным объемам работ, но не более сумм, предусмотренных контрактом на эти работы (этапы работы).
В соответствии с пунктом 3.1 общая стоимость работ по контракту составляет 334 134 330 рублей.
Пунктом 3.2 контракта предусмотрено, что контрактная цена является твердой и не подлежит изменению. Цена контракта включает в себя стоимость оборудования и товаров, указанных в техническом задании на строительство "под ключ" объекта "Спортивный центр с ледовым залом" (пункт 3.8 контракта).
Стороны контракта в пункте 4.4 согласовали, что выполненные подрядчиком работы принимаются заказчиком по окончании каждого этапа строительства. Оформление актов сдачи-приемки за отчетный период по форме КС-2, акта смонтированного оборудования и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 производится подрядчиком с последующей передачей документов на подпись заказчику. Объем работ по контракту должен быть исполнен в соответствии с графиком производства работ (пункт 5.2 контракта).
Пунктом 7.2 контракта предусмотрено, что до начала выполнения работ заказчик передает подрядчику проектную документацию на строительство объекта в двух экземплярах и разрешение на строительство. В материалы дела представлен график производства работ на строительство "под ключ" объекта "Спортивный центр с ледовым залом", в котором отражены и работы по строительству КТП с оборудованием.
02.03.2015 постановлением администрации города Коврова N 460 Учреждению предоставлен в безвозмездное срочное пользование сроком на один год для размещения спортивного сооружения земельный участок площадью 123 452 квадратных метра, с кадастровым номером 33:20:016203:3, расположенный по адресу: Владимирская область, город Ковров, улица Еловая, дом 1.
25.03.2015 ответчик и ООО "НКСПС" (ссудополучатель) заключили договор N 708/03-15 безвозмездного пользования, в соответствии с пунктом 1.1 которого ссудодатель обязуется предоставить в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым номером 33:20:016203:3, по адресу: город Ковров, Владимирская область, улица Еловая, дом 1, для проведения работ по строительству спортивного центра с ледовым залом.
Во исполнение принятых на себя по контракту обязательств ООО "НКСПС" (заявитель) и Общество заключили договор от 03.04.2015 N 5/31 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с которым сетевая организация на основании поданной заявителем заявки принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (ледового дворца), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства.
В пункте 2 договора от 03.04.2015 указано, что присоединение необходимо для электроснабжения ледового дворца, который будет располагаться на участке с кадастровым номером 33:20:016203:3, адрес: Владимирская область, город Ковров, улица Еловая, дом 1.
Размер платы устанавливается сторонами после разработки и согласования сетевой организацией проектной документации путем подписания дополнительного соглашения к договору. Размер платы рассчитывается в соответствии с утвержденными Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области от 11.12.2014 N 57/2 стандартизированными ставками (пункт 10 договора).
Согласно пункту 11 договора от 03.04.2015 заявитель перечисляет на расчетный счет сетевой организации авансовый платеж в размере 300 000 рублей, НДС 45 762 рубля 71 копейка, в течение 15 дней со дня заключения договора.
В соответствии с техническими условиями от 03.04.2015 N 5 сетевая организация обязана для электроснабжения ледового дворца выполнить строительство новой двухтрансформаторной подстанции, в которой установить два новых трансформатора расчетной мощности, подключение новой ТП осуществить путем прокладки 2 КЛ 6 кВ от ТП-227 ф. 675 ПС "Южная", ф. 660 ПС "Южная", электроснабжение ледового дворца выполнить от РУ-0,4 кВ проектируемой подстанции кабельными линиями (ориентировочная протяженность 150 м - 4АВБбШв - (4х240), в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Владимирской области получить допуск электроустановки в эксплуатацию.
Для электроснабжения ледового дворца установить ВРУ 0,4 кВ, место установки ВРУ и проектную документацию согласовать.
07.04.2015 ООО "НКСПС" оплатило АО "ОРЭС" 300 000 рублей за технологическое присоединение по договору о 03.04.2015; 21.08.2016 - 3 506 215 рублей 70 копеек (оплата по договору от 03.04.2015 N 5/31).
Впоследствии Общество (заказчик) и ООО "НКСПС" (подрядчик) заключили договор подряда от 10.08.2015 N 50/21/15ТП, в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить работы по объекту: "Строительство 6КЛ-0,4 кВ от КТП - ледовый дворец, улица Еловая до ВРУ ледового дворца и ВРУ холодильной установки, ул. Еловая, 1, г. Ковров", в рамках исполнения обязательств по договору технологического присоединения от 03.04.2015 N 5/31.
Работы выполняются из материалов заказчика его силами и средствами (пункт 1.3), сроки выполнения работ с 10.08.2015 по 01.10.2015 (пункт 1.4).
В пункте 3.1 стороны согласовали, что стоимость работ определяется сметой, составляет 789 717 рублей 08 копеек.
Помимо этого ООО "НКСПС" (подрядчик) и Общество (заказчик) заключили договор подряда от 17.08.2015 N 49/21/15ТП, в котором указано, что подрядчик обязуется выполнить работы по строительству фундамента на объект "Строительство КТП - ледовый дворец ул. Еловая, г. Ковров" в рамках исполнения обязательств по договору от 03.04.2015 N 5/31.
Работы выполняются из материалов заказчика его силами и средствами (пункт 1.3), сроки выполнения работ с 10.08.2015 по 01.10.2015 (пункт 1.4).
В пункте 3.1 стороны согласовали, что стоимость работ составляет 342 236 рублей 24 копейки.
Также ООО "НКСПС" (подрядчик) и Общество (заказчик) заключили договор подряда от 21.08.2015, в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить работы по объекту: "Строительство 2КЛ-6 кВ от КТП - ледовый дворец, ул. Еловая до ТП-227 (фид. 675 ПС "Южная", фид. 660 ПС "Южная") в рамках исполнения обязательств по договору от 03.04.2015 N 5/31.
Договор заключен по итогам проведения конкурсных процедур (протокол от 18.08.2015 N ВЛЖК/081/15/СМР.2).
Работы выполняются из материалов заказчика его силами и средствами (пункт 1.3), сроки выполнения работ с 10.08.2015 по 01.10.2015 (пункт 1.4).
В пункте 3.1 согласована стоимость работ - 4 018 083 рубля 98 копеек. Расчет по договору производится путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика (пункт 3.2 договора).
Одновременно ООО "НКСПС" (подрядчик) и Общество (заказчик) заключили договор подряда от 21.08.2015 N 63/21/15ТН, в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить работы по объекту: "Строительство КТП - ледовый дворец, ул. Еловая, г. Ковров" в рамках исполнения обязательств по договору от 03.04.2015 N 5/31.
Договор заключен по итогам проведения конкурсных процедур (протокол от 18.08.2015 N ВЛЖК/081/15/СМР.2). Работы выполняются из материалов заказчика его силами и средствами (пункт 1.3), сроки выполнения работ с 10.08.2015 по 01.10.2015 (пункт 1.4).
В пункте 3.1 стороны согласовали стоимость - 4 456 805 рублей 72 копейки. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору 03.11.2015 выдала Обществу разрешение N 11.1-0312вн-Р/0214-2015 на допуск в эксплуатацию электроустановки по адресу: город Ковров, улица Еловая.
В этот же день Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдала ООО "НКСПС" разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки N 11.1-0345вн-Р/0237-2015 по адресу: город Ковров, улица Еловая, 1 ВРУ - 0,4 кВ N 1, ВРУ-0,4 кВ N 2, ледового дворца. Представлены акты осмотра электроустановок.
Истец (сетевая организация) и ООО "НКСПС" подписали акт от 24.11.2015 об осуществлении технологического присоединения по договору от 03.04.2015 N 5/31 на сумму 13 505 704 рубля 67 копеек, выполненного по техническим условиям от 10.09.2015 N 25. Наименование энергопринимающих устройств (объекта) заявителя: ледовый дворец, ледовая машина.
Общество (Сторона - 1) и ООО "НКСПС" (Сторона - 2) заключили соглашение от 30.11.2015, в котором они зачли требования в размере 9 699 488 рублей 97 копеек, на момент подписания соглашения у Стороны-1 существует требование к Стороне-2, возникшее на основании договора от 03.04.2015 N 5/31 (задолженность - 13 205 704 рубля 67 копеек), на момент подписания соглашения у Стороны-2 существует требование к Стороне-1, возникшее на основании: договоров подряда от 10.08.2015 N 50/21/15 ТП; от 21.08.2015 N 65/21/15ТП; от 17.08.2015 N 49/21/15ТП; от 21.08.2015 N 63/21/15ТП (задолженность - 9 699 478 рублей 97 копеек).
Общество и ООО "НКСПС" подписали акт от 16.12.2015 приемки объекта "Строительство КТП - ледовый дворец, ул. Еловая, г. Ковров", проектно-сметная документация - ООО "ПЭК СтройФорма", комплексная трансформаторная подстанция 6/0,4 кВ-У1 заводской номер 1330, трансформаторы: ТМГ12-630/6/0,4 кВ, N 1841747 и ТМГ12-630/6/0,4 кВ N 1841653, и акт приемки объекта "Строительство 2КЛ-6 кВ от КТП - ледовый дворец, ул. Еловая до ТП-227 (фид. 675675 ПС "Южная". фид 660 ПС "Южная", проектно-сметная документация - ООО "ПЭК СтройФорма".
Учреждение и ООО "НКСПС" 30.11.2015 подписали акт о приемке выполненных работ к контракту от 03.03.2014, в котором поименованы следующие виды выполненных работ:
- технологическое присоединение - 9752 рубля 40 копеек;
- КТПНУ-Т-К/К-630/6/0,4 кВ зав. N 1330, 2015 г.в. с двумя трансформаторами ТМГ12-630 кВа, зав. N 1841747, N 1841653, КСО-393-5 шт. ЩО - 70 - 6 шт., ЩСН - 1шт. ЩОУ - 1шт., 2 КЛ - 0,4 кВ, 2 АВБбШв4х240 = 117 м, 2 КЛ - 6 кВ ААБл-10 3 х 185 = 807 м - 3 692 170 рублей 05 копеек,
- устройство фундаментов для комплектных трансформаторных подстанций киоскового типа - 486 660 рублей;
- установка оборудования для комплексных трансформаторных подстанций киоскового типа 706 930 рублей;
- монтаж наружных кабельных сетей - 2 930 000 рублей;
- прочие расходы - 2 670 000 рублей;
- пуско-наладочный работы - 950 000 рублей.
Всего по акту выполнено работ на сумму 13 793 376 рублей 20 копеек.
Учреждение и ООО "НКСПС" подписали акт сверки расчетов по контракту, в котором отражена оплата по указанным актам о приемке выполненных работ.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.12.2015 N 33-RU33303000-0000000000000748-2015 и постановления Администрации от 02.03.2015 N 460 в отношении ТП-230 площадью 40,6 квадратного метра и сети электропередачи от ТП "Южная" до ТП-320 протяженностью 757 м с кадастровым номером 33:20:000000:2801 зарегистрировано право оперативного управления за Учреждением (регистрационные записи N 33:20:016203:40-33/019/2019-2, 33:20:000000:2801-33/019/2019-2).
Ссылаясь на то обстоятельство, что работы по строительству ТП-320, расположенной по адресу: город Ковров, улица Еловая, дом 1, а также КЛ-6кВ оплачены истцом в полном объеме, подписан акт о технологическом присоединении, в связи с чем право собственности на построенные объекты возникло у Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 223 Кодекса).
Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
На основании части 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Суды первой и апелляционной инстанций оценили представленные в дело документы (в том числе проектную документацию к контракту от 03.03.2014, график производства работ, контракт от 03.03.2014 N СОМ30121300064-К, заключенный между Учреждением и ООО "НКСПС") с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетики", Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, и установили, что в рамках исполнения заключенного контракта подрядчиком за счет средств заказчика осуществлялся весь комплекс строительных и монтажных работ, приобретение, монтаж и пуско-наладка всего оборудования, в том числе спорной трансформаторной подстанции и кабельных линий, необходимых для энергоснабжения исключительно построенного по контракту объекта.
Представленные документы свидетельствуют о том, что строительство объекта "Спортивный центр с ледовым залом" предполагалось единым имущественным комплексом, который полностью подлежал передаче Учреждению, включая трансформаторную подстанцию и кабельные линии, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии исключительно для нужд ледового дворца, поскольку без строительства и установки оборудования в спорных объектах, спортивный центр не мог бы использоваться по назначению.
Договор о техническом присоединении от 03.04.2015 N 5/31 и акт от 24.11.2015 об осуществлении технологического присоединения по договору в силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетики", Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациями иным лицам, к электрическим сетям, подтверждает оформление сторонами отношений, связанных с передачей электрической энергии для потребителя, в данном случае Учреждения для обеспечения деятельности объекта "Спортивный центр с ледовым залом".
Как верно указал суд апелляционной инстанции, подстанция, трансформаторы установленной мощности, кабельные линии, оборудование переданы 30.11.2015 от ООО "НКСПС" Учреждению, сторонами контракта подписан акт о приемке выполненных работ к контракту от 03.03.2014 N СОМ30121300064-К на общую сумму 13 793 376 рублей 20 копеек.
При этом спорная трансформаторная подстанция расположена на земельном участке с кадастровым номером 33:20:016203:3, предназначенном для строительства и эксплуатации спорного ледового дворца, который находится в собственности муниципального образования город Ковров.
Земельный участок истцу для строительства спорных объектов на каком-либо праве не предоставлялся.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации истец не представил в дело доказательств, подтверждающих, что на строительство спорных объектов он понес реальные затраты за счет собственных средств.
По мнению кассатора, стоимость строительства, выполненного подрядчиком, соответствует плате за технологическое присоединение. Право на получение указанной платы у Общества имеется в силу закона, а потому она может быть получена в виде спорных объектов. Фактически требование истца направлено на получение в собственность объектов электросетевого хозяйства, построенных на средства бюджета для электроснабжения спортивного сооружения, в виде платы за технологическое присоединение.
Суд округа признал правовую позицию кассатора необоснованной.
Из представленных в дело первичных финансовых документов следует, что стоимость строительства объектов электроснабжения оплачена за счет бюджетных средств.
Между АО "ОРЭС", Учреждением и Администрацией отсутствовали договорные обязательства по передаче сетевой организации какого-либо результата работ.
Построенные объекты электросетевого хозяйства 30.11.2015 переданы Учреждению.
Последующие действия подрядчика в отношении не принадлежащих ему объектов не подтверждают возникновение у истца права собственности на муниципальное имущество.
Приведенные в обоснование заявленных требований ссылки на главу 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, не свидетельствуют о неправильном разрешении судами спора о собственности, так как указанные нормативные акты не могут рассматриваться как основание возникновения соответствующего права.
Определение сторонами точки подключения и границ балансовой принадлежности сетевой организации и потребителя также не предрешают результат рассмотрения спора о праве на спорные объекты и не подтверждают основания возникновения права собственности.
При совокупности следующих установленных по делу обстоятельств:
- оплаты подрядчику строительства спорных объектов за счет бюджетных средств;
- предназначения трансформаторной подстанции и кабельной линии исключительно для электроснабжения построенного спортивного сооружения и наличия у них признаков вспомогательных объектов;
- фактической передачи спорных объектов Учреждению во исполнение контракта;
- отсутствия волеизъявления уполномоченных органов на передачу Обществу объектов муниципальной собственности,
суды двух инстанций обоснованно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Аргументы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены по результатам оценки доказательств, представленных лицами, участвующими в деле.
Несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, иное толкование кассатором норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованных судебных актах существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2021 по делу N А11-3315/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор о техническом присоединении от 03.04.2015 N 5/31 и акт от 24.11.2015 об осуществлении технологического присоединения по договору в силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетики", Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациями иным лицам, к электрическим сетям, подтверждает оформление сторонами отношений, связанных с передачей электрической энергии для потребителя, в данном случае Учреждения для обеспечения деятельности объекта "Спортивный центр с ледовым залом".
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации истец не представил в дело доказательств, подтверждающих, что на строительство спорных объектов он понес реальные затраты за счет собственных средств.
...
Приведенные в обоснование заявленных требований ссылки на главу 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, не свидетельствуют о неправильном разрешении судами спора о собственности, так как указанные нормативные акты не могут рассматриваться как основание возникновения соответствующего права."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 октября 2021 г. N Ф01-5485/21 по делу N А11-3315/2020