г. Нижний Новгород |
|
28 октября 2021 г. |
Дело N А29-12929/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 по делу N А29-12929/2019
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН:1101160027, ОГРН:1171101008297)
к администрации муниципального района "Прилузский" (ИНН:1112003570, ОГРН:1021101006981)
о взыскании ущерба,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство лесного хозяйства Северный филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, индивидуальный предприниматель Ичеткин Роман Витальевич (ИНН: 111202351228, ОГРНИП: 314110933100023), Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, администрация сельского поселения "Объячево", Совет сельского поселения "Объячево",
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района "Прилузский" (далее - Администрация) о взыскании 2 982 225 рублей ущерба, причиненного лесному фонду вследствие незаконной рубки на участке с кадастровым номером 11:01:9701002:427.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства Северный филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, индивидуальный предприниматель Ичеткин Роман Витальевич (далее - ИП Ичеткин Р.В.), Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, администрация сельского поселения "Объячево", Совет сельского поселения "Объячево".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, в материалы дела предоставлены достаточные доказательства, подтверждающие отнесение участка, на котором велась рубка, к землям лесного фонда (в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 10.02.2011 серия 11АА N 762987 на земельный участок земель лесного фонда площадью 13 572 га, включающим, в том числе, 425 квартал Объячевского участкового лесничества, в границах которого обнаружена незаконная рубка; абрис места незаконной рубки; составленный Рослесинфоргом фрагмент графического наложения границ земельного участка с кадастровым номером 11:01:9701002:427 на материалы лесоустройства Прилузского лесничества 2006 года; выписка из таксационного описания на квартал 425, выдел 49, Объячевского участкового лесничества ГУ "Прилузское лесничество"). Заявитель обращает внимание на то, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления процедуры государственной регистрации такого права. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 11:01:9701002:427 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения на основании государственной регистрации договора аренды земельного участка. Следовательно, имеющаяся на сегодняшний день в ЕГРН информация о границах указанного участка и его категории является результатом действий самой Администрации. Доказательств, подтверждающих, что указанный участок и ранее был отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, в материалы дела не представлено. Кроме того, заявитель полагает, что Генеральный план муниципального образования сельского поселения "Объячево" (далее - Генеральный план) не подтверждает отнесение спорной территории к землям сельскохозяйственного назначения на момент распоряжения Администрацией спорным участком. Из материалов дела не следует, что Генеральный план проходил процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти. Противоправность поведения Администрации выразилась в предоставлении земельного участка из состава земель лесного фонда в отсутствие на то соответствующих полномочий.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Администрация сельского поселения "Объячево" заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без их участия.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, по результатам проведенного 20.03.2019 должностными лицами ГУ "Прилузское лесничество" патрулирования лесного фонда в квартале 425, выдел 48, Объячевского участкового лесничества выявлен факт незаконной рубки деревьев на площади 0,6 га.
По данному факту составлен акт о лесонарушении от 21.03.2019 с предварительным расчетом размера вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства. На фрагменте лесоустроительного планшета составлен абрис места незаконной рубки, из которого следует вхождение границ лесонарушения в лесной фонд.
По данному факту оперуполномоченный НЭБиПК ОМВД России по Прилузскому району лейтенант полиции Туркова В.А. установила, что заготовку древесины на указанном участке осуществляет ИП Ичеткин Р.В., что отражено в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.04.2019.
Из указанного постановления от 24.04.2019 также следует, что участок с кадастровым номером 11:01:9701002:427 был передан Ичеткину Р.В. Администрацией в аренду по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 11.03.2019 N 1.
На основании приказа Министерства от 06.05.2019 N 27 проведен плановый (рейдовый) осмотр (обследование) лесного участка, в результате которого установлено, что площадь рубки составляет 1,8 га. Результаты зафиксированы в акте осмотра от 14.05.2019 N 27.
В целях сопоставления сведений из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером 11:01:9701002:427 с лесоустроительным планшетом квартала 425 Объячевского участкового лесничества Прилузского лесничества и определения площади пересекаемых земель Министерство обратилась с запросом от 17.06.2019 N 02-10-4590 в филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" "Севлеспроект" (далее - Рослесинфорг).
По утверждению истца, из представленного 24.06.2019 Рослесинфоргом фрагмента графического наложения границ земельного участка с кадастровым номером 11:01:9701002:427 на материалы лесоустройства Прилузского лесничества 2006 года следует частичное наложение предоставленной Администрацией в аренду территории на земли лесного фонда; площадь наложения - 19 753 квадратных метра.
Кроме того, истец указывает, что доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
По мнению Министерства, рубка лесных насаждений в 48 выделе 425 квартала Объячевского участкового лесничества ГУ "Прилузское лесничество" произошла в результате предоставления земельного участка в границах лесного фонда ИП Ичеткину Р.В. неуполномоченным лицом - Администрацией, в результате чего были нарушены права собственника лесного участка - Российской Федерации в лице Министерства и причинен ущерб лесным насаждениям в размере 2 982 225 рублей, что явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 214, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7, 8, 17, 39.6, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 91, 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 10, 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о недоказанности совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 12 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличия убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке (часть 1). Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В ранее действовавшей редакции Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7); на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство (часть 1 статьи 67); лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68).
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план сельского поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования. При этом территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
В части 1 статьи 32 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ.
На основании частей 1, 2 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В силу части 8 статьи 24 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из абзаца 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Как предусмотрено в части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Из части 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ следует, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу абзаца 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда площадью 13 572 га, включающий, в том числе, 425 квартал Объячевского участкового лесничества (в границах которого обнаружена незаконная рубка), подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.02.2011 серия 11АА N 762987.
Вместе с тем из материалов дела не усматривается разграничение границ спорного участка до 27.12.2018 (дата присвоения кадастрового номера); отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие, что спорный участок относился ранее к землям лесного фонда.
В отношении переданного в марте 2019 года в аренду земельного участка с кадастровым номером 11:01:9701002:427 судами установлено, что по заявлению ИП Ичеткина Р.В. от 14.08.2018 (с приложением схемы земельного участка и при наличии уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об отсутствии в ЕГРН прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок) о предоставлении земельного участка в аренду для сельскохозяйственного использования, Администрация постановлением от 31.08.2018 N 778 утвердила схему расположения земельного участка в кадастровом квартале 11:01:9701002, в территориальной зоне СХ-1, из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования - сельскохозяйственное использование, на кадастровом плане территории муниципального образования. Представленная ИП Ичеткиным Р.В. заявка от 24.01.2019 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 11:01:9701002:427 размещена в "Информационном вестнике Совета и Администрации" от 05.02.2019 N 364 на официальном сайте Администрации. Администрация 07.03.2019 вынесла постановление N 175 о предоставлении в аренду указанного земельного участка с аренду. Поскольку иных заявок о намерении приобрести данный земельный участок в аренду в Администрацию не поступило, заключен договор аренды от 11.03.2019 N 1 с единственным заявителем - ГКХ Ичеткиным Р.В., сроком на 3 года.
Согласно Генеральному плану муниципального образования сельского поселения "Объячево", утвержденному решением Совета сельского поселения от 10.09.2014 N III-21/1, земельный участок с кадастровым номером 11:01:9701002:427 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Согласование Генерального плана осуществлялось на заседании Согласительной комиссии, оформлено протоколом от 24.07.2014 N 1 (т. 1, л.д. 190), с участием представителя Министерства - руководителя ГУ "Прилузское лесничество" Киндсфатер А.И
При этом в материалы дела не представлено сведений о признании недействительными Генерального плана, а также постановления Администрации об утверждении схем расположения земельного участка, имеющего пересечение границ земель сельскохозяйственного назначения с границами земель лесного фонда. Договор аренды земельного участка, заключенный между Администрацией и ИП Ичеткиным Р.В., недействительной сделкой не признан, не расторгнут, является действующим.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал право собственности на спорный участок и его представитель в суде первой инстанции подтвердил сохранение записи в ЕГРН о категории земельного участка (сельскохозяйственного назначения).
Всесторонне и полно исследовав имеющиеся в деле доказательства, суды сделали правильный вывод о недоказанности исключительного права истца на спорный земельный участок и, соответственно, совокупности условий, необходимых для привлечения Администрации к ответственности в виде возмещения убытков.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.02.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 по делу N А29-12929/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 октября 2021 г. N Ф01-5942/21 по делу N А29-12929/2019