г. Нижний Новгород |
|
09 ноября 2021 г. |
Дело N А82-17076/2020 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Ярославль" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А82-17076/2020
по заявлению закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Ярославль" (ИНН: 7627015577, ОГРН: 1027601593040)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН: 7604040739, ОГРН: 1027600689621)
о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2020 N ОК-74-03-04/20/ЮЛ
и установил:
закрытое акционерное общество "Пансионат отдыха "Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2020 N ОК-74-03-04/20/ЮЛ, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, Департамент нарушил требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), результаты которого не могут быть признаны доказательством по делу. Кроме этого, Общество настаивает на наличии в данном случае оснований для квалификации допущенного им административного правонарушения в качестве малозначительного, полагает, что применение положений статьи 2.9 КоАП РФ отвечает целям административной ответственности.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департаментом в соответствии с Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным Постановление Правительства Ярославской области от 20.12.2016 N 1315-п "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области и частично утратившими силу постановления Правительства области от 09.08.2012 N 709-п", проведены в отношении Общества контрольно-надзорные мероприятия по наблюдению и анализу информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Постановление N 570).
Общество признано единой теплоснабжающей организацией в соответствии со Схемой теплоснабжения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденной Постановлением Администрации Ярославского муниципального района от 27.06.2019 N 1169 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Ярославского муниципального района по состоянию на 2020 год на период до 2033 года".
Наблюдение и анализ информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Постановлением N 570, осуществлен применительно к факту раскрытия информации, источнику опубликования, срокам и периодичности раскрытия, полноте раскрытия информации.
Департаментом в период с 11.09.2020 до 11.09.2020 в ходе проведения наблюдения и анализа раскрытия Обществом информации в соответствии с Постановлением N 570 выявлены следующие нарушения:
1) факта раскрытия информации, источника опубликования установлено, что на официальном сайте (www.park-hotel.su) информация, подлежащая раскрытию в соответствии с Постановлением N 570, Обществом опубликована не в полном объеме;
2) полноты раскрытия информации установлено, что на официальном сайте (www.park-hotel.su) Общество в нарушение подпункта "д" пункта 3 Постановления N 570 опубликована не в полном объеме информация, подлежащая раскрытию в соответствии с подпунктами "а, б, д, е, ж, з, и, к, л" пункта 18, подпунктами "а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у" пункта 19, подпунктами "а, б, в, г, д, е, ж" пункта 20, подпунктами "а, б, г, д, е, ж, з" пункта 21, подпунктами "а, б, в, г" пункта 22, пунктами 23, 24, подпунктами "а, б, в, г, д" пункта 25, пунктом 26, подпунктами "а, б, в, г, д, е, ж" пункта 27 в сроки, установленные пунктами 12.1, 28, 29, 30, 31, 32, 33 Постановления N 570.
Нарушения отражены в акте систематического наблюдения и анализа информации от 11.09.2020 N 74-03-04/20.
По факту выявленных нарушений Департамент в отношении Общества 14.09.2020 составил протокол об административном правонарушении, которым деяние квалифицировано по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Департамент вынесло постановление от 18.09.2020 N ОК-74-03-04/20/ЮЛ, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Общество полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми требованиями.
Руководствуясь статьей 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 19.8.1 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличии в действиях Общества составов вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 данного кодекса.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективная сторона правонарушения состоит в любом из перечисленных в диспозиции рассматриваемой нормы действий.
Субъектами административных правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
В силу частей 9, 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования. Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, а также особенности раскрытия информации теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в ценовых зонах теплоснабжения.
Под раскрытием информации в Постановлении N 570 понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
В пункте 3 Постановления N 570 определены способы раскрытия информации.
Регулируемыми организациями, а также едиными теплоснабжающими организациями, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями в ценовых зонах теплоснабжения информация раскрывается путем опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" единой теплоснабжающей организации - для единой теплоснабжающей организации (подпункт "д" пункта 3 Постановления N 570).
Факт совершения Обществом нарушений указанных норм права подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств и заявителем по существу не оспаривается, что свидетельствует о наличии в его деянии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа суды не установили.
Довод заявителя жалобы о нарушении Департаментом при проведении контрольно-надзорного мероприятия требований Закона N 294-ФЗ отклоняется судом округа в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Из материалов дела следует, что факт совершения Обществом правонарушения выявлен административным органом по результатам систематического контроля и анализа информации исполнения обязанностей регулируемыми организациями по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере теплоснабжения, не требующих взаимодействия с юридическим лицом, а не по результатам проведения плановой либо внеплановой проверки. Систематический контроль и анализ информации не являются такими мероприятиями, которые проводятся в установленном Законом N 294-ФЗ порядке. Возможность проведения упомянутого вида государственного контроля (надзора) предусмотрена пунктом 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.
Довод Общества о малозначительности совершенного административного правонарушения отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суды пришли к выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем не имеется оснований для признания его малозначительным.
Вывод судов о невозможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 4 пункта 18.1 указанного постановления переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суды не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А82-17076/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат отдыха "Ярославль" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что факт совершения Обществом правонарушения выявлен административным органом по результатам систематического контроля и анализа информации исполнения обязанностей регулируемыми организациями по раскрытию информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере теплоснабжения, не требующих взаимодействия с юридическим лицом, а не по результатам проведения плановой либо внеплановой проверки. Систематический контроль и анализ информации не являются такими мероприятиями, которые проводятся в установленном Законом N 294-ФЗ порядке. Возможность проведения упомянутого вида государственного контроля (надзора) предусмотрена пунктом 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суды не усмотрели. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 ноября 2021 г. N Ф01-5286/21 по делу N А82-17076/2020