г. Нижний Новгород |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А31-3401/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.05.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А31-3401/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" (ИНН: 4401189689, ОГРН: 1184401006426)
о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области от 11.03.2021 N 01-04-2021
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Инспекция) от 11.03.2021 N 01-04-2021. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Арбитражный суд Костромской области решением от 20.05.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021, отказал в удовлетворении заявления.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами положений КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), нормы Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению Общества, в его действиях (бездействии) отсутствует состав вмененного административного правонарушения
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дата судебного разбирательства перенесена на 16.11.2021.
Определением от 12.11.2021 судья Александрова О.В. по причине нахождения в очередном отпуске заменена на судью Башеву Н.Ю. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы от 26.12.2020 N 01-17/148, в соответствии с Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616, в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Центральная, дом 10 (далее - МКД), с 26.12.2020 определено Общество.
В период с 10.02.2021 по 16.02.2021 на основании приказа Инспекции от 09.02.2021 N 134, изданного в связи с обращениями жителей МКД, в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензиатом обязательных лицензионных требований, при осуществлении деятельности по управлению МКД.
В ходе проверки установлено, что по заявкам жителей 13.01.2021, 19.01.2021 и 21.01.2021 по вопросу отсутствия воды, засора канализации, управляющей компанией не приняты меры по локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки; не приняты меры по ликвидации засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки; сведения о том, что собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме в течение получаса с момента регистрации заявок проинформирован о планируемых сроках исполнения заявок Общество в Инспекцию не представило.
В представленных Обществом документах (выписке из журнала регистрации заявок, актах) не указана дата и время локализации и ликвидации аварийных повреждений внутридомовых систем водоснабжения, водоотведения, подтверждающие локализацию и ликвидацию аварийных ситуаций в установленные сроки.
Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения пунктов 13, 17 (1) Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пункта 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Россия N от 27.09.2003 170 (далее - Правила N 170), пункта 28 Минимального перечня услуг и работ необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), подпунктов "а" и "б" пункта 3, подпункта "з" пункта 4.1 Положения N 1110, части 2 статьи 162 ЖК РФ.
Результаты проверки отражены в акте от 16.02.2021 N 6-18.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 02.03.2021 N 01-04 и приняла постановление от 11.03.2021 N 01-04-2021 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Общество оспорило принятое постановлением в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, ЖК РФ, Правил N 416, 170, Минимального перечня, Положением N 1110, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из доказанности Инспекцией события и состава вмененного Обществу административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Из содержания части 2.3 статьи 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Применительно к данному делу Общество осуществляет управление МКД на основании распоряжения администрации города Костромы от 26.12.2020 N 01-17/148 и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом от 10.04.2019 N 44-000109.
Таким образом, Общество является субъектом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и обязано соблюдать лицензионные требования, установленные Положением N 1110. В этой связи Общество, осуществляющее деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии от 10.04.2019 N 44-000109.
К грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 Положения N 1110, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил N 416 (подпункт "з" пункта 4.1 Положения N 1110).
При поступлении заявки аварийно-диспетчерская служба выясняет причины, характер обращения и принимает оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами. Сведения о принятом решении фиксируются в журнале учета заявок или государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в случае ведения журнала учета заявок в данной системе. Аварийно-диспетчерская служба организует исполнение поступившей заявки в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил (пункт 17 (1) Правил N 416)
Согласно пункту 13 Правил N 416 аварийно-диспетчерская служба обеспечивает: ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления; локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки; ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки; ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок; подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг; устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.
При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки
Заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи (пункт 2.2.6 Правил N 170).
Согласно пункту 2.2.6 Правил N 170 аварийные заявки устраняются в сроки, указанные в приложении N 2. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.
Несоблюдение требований Правил N 170 в свою очередь является нарушением пункта 28 Минимального перечня, в соответствии с которым к работам и услугам по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме относится, в том числе обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения заявок населения.
Суды установили, что по заявкам жителя квартиры N 3 от 13.01.2021, 14.01.2021 по вопросу отсутствия воды, Общество не приняло меры по локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки. Согласно представленному Обществом акту от 13.01.2021 доступ в квартиру N 3 не обеспечен. Согласно акту от 14.01.2021 жители квартиры N 3 отогрели воду самостоятельно, от подписи отказались.
По заявке жителя квартиры N 1 от 19.01.2021 по вопросу засора канализации Общество не приняло меры по ликвидации засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки. Согласно акту от 19.01.2021 Общество предприняло меры по прочистке внутридомовой системы канализации, однако в полном объеме прочистить не удалось, так как участок канализационного трубопровода до выпуска в колодец замерз, житель квартиры N 1 от подписи отказался.
По заявке жителя квартиры N 3 от 21.01.2021 по вопросу засора канализации Общество не приняло меры по ликвидации засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки. Согласно представленному акту от 21.01.2021 прочистить трубопровод канализации не удалось, житель квартиры N 3 от подписи отказался.
Согласно справке об оказании услуг 22.01.2021 проводились работы по гидродинамической промывке внутридомовых труб канализации. Однако из устных пояснений жителя квартиры N 3 при встрече в ходе проверки следует, что водоотведение из квартир дома после проведения указанных работ не возобновилось.
В документах, представленных Обществом (выписке из журнала регистрации заявок, актах) не указаны дата и время локализации и ликвидации аварийных повреждений внутридомовых систем водоснабжения, водоотведения в установленные сроки. Кроме того, в журнале заявок не отражены принимаемые оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами и не фиксируются сведения о принятом решении.
Таким образом, заявитель не выполнил требования пункта 13, пункта 17 (1) Правил N 416, пункта 2.2.6 Правил N 170, пункта 28 Минимального перечня. Факт невыполнения заявителем обязательных требований по надлежащему управлению МКД подтвержден материалами дела, актом проверки от 16.02.2021 N 6-18, протоколом об административном правонарушении от 02.03.2021 N 01-04.
Доказательств, подтверждающих, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, суды не установили. Основания для замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Назначенное Обществу административное наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности (статья 4.1 КоАП РФ).
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Установив, что состав вмененного административного правонарушения в деянии Общества доказан, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование заявителем положений административного законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу N А31-3401/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В документах, представленных Обществом (выписке из журнала регистрации заявок, актах) не указаны дата и время локализации и ликвидации аварийных повреждений внутридомовых систем водоснабжения, водоотведения в установленные сроки. Кроме того, в журнале заявок не отражены принимаемые оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами и не фиксируются сведения о принятом решении.
Таким образом, заявитель не выполнил требования пункта 13, пункта 17 (1) Правил N 416, пункта 2.2.6 Правил N 170, пункта 28 Минимального перечня. Факт невыполнения заявителем обязательных требований по надлежащему управлению МКД подтвержден материалами дела, актом проверки от 16.02.2021 N 6-18, протоколом об административном правонарушении от 02.03.2021 N 01-04.
...
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, суды не установили. Основания для замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Назначенное Обществу административное наказание назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, принципов справедливости и соразмерности наказания, недопущения избыточного ограничения прав лица, привлекаемого к административной ответственности (статья 4.1 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 ноября 2021 г. N Ф01-6067/21 по делу N А31-3401/2021