г. Нижний Новгород |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А43-31412/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.11.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя от истца: Смирнова И.А. (доверенность от 12.05.2020)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А43-31412/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие 2" (ИНН: 5261038449, ОГРН: 1035205644231)
к муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода (ИНН: 5253001036, ОГРН: 1025203032579)
о взыскании 11 959 364 рублей 37 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие 2" (далее - ООО "РЭП 2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к муниципальному образованию город Нижний Новгород в лице администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) о взыскании 11 959 364 рублей 37 копеек убытков в виде невыплаченной субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода (далее - Администрация района).
Решением суда от 08.10.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.12.2020 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
По результатам нового рассмотрения Арбитражный суд Нижегородской области решением от 05.04.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021, удовлетворил иск.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на статьи 86, 162, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статью 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П и от 26.04.2016 N 13-П, заявитель жалобы считает, что финансирование в области обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) и крупногабаритным мусором (КГМ) не входит в обязанности муниципального образования. Субсидирование на возмещение затрат в связи с оказанием Обществом услуг по вывозу ТБО и КГМ от индивидуальных жилых домов неправомерно возложено на Администрацию. Кроме того, заявитель также обращает внимание, что Порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, утвержденный постановлением от 31.05.2012 N 2260 (далее - Порядок N 2260), не предусматривает обязанность органа местного самоуправления по субсидированию деятельности по вывозу ТБО и КГМ за пределами ассигнований, предусмотренных в бюджете. Администрации районов не заключали с Обществом соглашения на предоставление субсидий за спорный период, задания и графики вывоза ТБО и КГМ не подписывали. Администрация в постановлении от 06.07.2016 N 1992 "Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов" установила тариф только для муниципальных предприятий города ("Дорожник", "Ремонт и эксплуатация дорог Автозаводского района"); для организаций частной формы собственности, оказывающих те же услуги, тариф носил рекомендательный характер и не являлся обязательным для применения.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Администрации.
Администрация района отзыв на кассационную жалобу не представила в суд округа; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Администрация направила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
В связи с изданием Президентом Российской Федерации Указа от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г." рассмотрение кассационной жалобы Администрации перенесено на 13 часов 15 минут 17.11.2021 (определение суда округа от 25.10.2021).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.11.2021 произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в I - IV кварталах 2016 года ООО "РЭП 2" на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода оказывало услуги по вывозу ТБО и КГМ от индивидуальных жилых домов.
Постановлением Администрации от 06.07.2016 N 1992 установлен тариф на услуги по вывозу ТБО от индивидуальных жилых домов, оказываемые двумя муниципальными предприятиями города Нижнего Новгорода, в размере 100 рублей на одного человека в месяц. При этом рекомендовано организациям частной формы собственности, оказывающим те же услуги, применять названный тариф.
В качестве компенсации неполученных доходов Администрация постановлением от 31.05.2012 N 2260 утвердила Порядок предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов.
После оказания услуг по вывозу ТБО и КГМ Общество подало в Администрацию района заявки на получение субсидий с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.4 Порядка N 2260. Согласно расчету истца общий размер субсидии составил 11 959 364 рубля 37 копеек.
По результатам рассмотрения заявок о предоставлении субсидии за I - IV кварталы 2016 года Администрация района не направила Обществу подписанное соглашение на предоставление субсидии; субсидию не перечислила.
В ответ на претензию ООО "РЭП 2" от 07.09.2017 перечислить сумму субсидии для возмещения затрат в связи с оказанием услуг по вывозу ТБО и КГМ от индивидуальных жилых домов за I - IV кварталы 2016 года, Администрация района в письме от 25.09.2017
сообщила Обществу, что не имеет возможности заключить соглашение на предоставление субсидии в связи с отсутствием бюджетных ассигнований.
ООО "РЭП 2" посчитало действия органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода по отказу в выплате субсидии неправомерными и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 78, 86, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и учитывая разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области по результатам нового рассмотрения настоящего спора пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статьях 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абзац второй); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац третий); заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (абзац четвертый).
В силу пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В решениях Городской Думы города Нижнего Новгорода от 16.12.2015 N 255 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2016 год" и от 21.12.2016 N 262 "О бюджете города Нижнего Новгорода на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим социально значимую деятельность в интересах города Нижнего Новгорода, предоставляются на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов.
Постановлением Администрации от 31.05.2012 утвержден Порядок N 2260, который устанавливает механизм определения объема и предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям с целью возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов на территории города Нижнего Новгорода.
На основании пункта 3.1 Порядка N 2260 (в редакции, действовавшей в спорный период) субсидии предоставляются не чаще одного раза в квартал по итогам работы по оказанию услуг по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов от индивидуальных жилых домов города Нижнего Новгорода в течение 30 дней по окончании отчетного квартала на безвозмездной основе в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" по целевой статье "Мероприятия в области жилищного хозяйства".
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 2260 основанием предоставления субсидий является Соглашение на предоставление субсидий с администрациями соответствующих районов города Нижнего Новгорода.
Для заключения Соглашения в целях получения субсидии заявителю необходимо представить в администрацию соответствующего района города Нижнего Новгорода документы, указанные в пункте 3.4 Порядка N 2260.
Согласно пункту 3.5 Порядка N 2260 администрация района в течение пяти рабочих дней рассматривает пакет документов и принимает решение:
- о предоставлении субсидий при соблюдении условий предоставления субсидий и наличии всех документов, предусмотренных в пункте 3.4 настоящего Порядка, при этом направляет Заявителю проект Соглашения на предоставление субсидий с администрациями соответствующих районов города Нижнего Новгорода для подписания по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
- О мотивированном отказе в предоставлении субсидий при несоблюдении условий предоставления субсидий, указанных в пункте 3.3, и (или) при отсутствии одного из документов, перечисленных в пункте 3.4 настоящего Порядка, в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели. По итогам рассмотрения администрация соответствующего района в письменной форме в течение двух рабочих дней с момента принятия решения уведомляет Заявителя.
При этом решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 19.11.2019 по делу N 2а-11586/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Нижегородского областного суда от 04.03.2020, признаны недействующими с момента принятия положения абзаца третьего пункта 3.5 Порядка N 2260 (в редакции постановления Администрации от 05.09.2016 N 2722) в части основания для принятия Администрацией решения об отказе в предоставлении субсидий в случае отсутствия финансовых средств в бюджете города на данные цели; признаны недействующими с момента принятия подпункт 2.7.3. пункта 2.7, подпункт 2.12.3 пункта 2.12.1 Порядка N 2260 в редакции постановления Администрации от 07.08.2018 N 2011) в части основания для отказа Администрацией в согласовании пакета документов в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год, основания для отказа Департаментом жилья в предоставлении субсидии в случае использования в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий год.
Аналогично пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Постановление от 06.07.2016 N 1992 и Порядок N 2260 приняты муниципальным образованием в целях реализации указанных выше полномочий, направленных на проведение мероприятий по организации сбора и вывоза с территории городского округа для последующей утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, образовавшихся от жизнедеятельности населения, и положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации не противоречат.
Поскольку законодательство не относило в спорный период услуги по сбору и транспортированию ТБО к регулируемым видам деятельности, муниципальное образование приняло на себя обязанность компенсировать организациям частной формы собственности затраты, связанные с оказанием услуг по вывозу ТБО и крупногабаритного мусора от индивидуальных жилых домов, не компенсируемых населением, путем предоставления субсидии из бюджета города Нижнего Новгорода, расчет которой осуществляется в соответствии с приложением, утвержденным этим же Порядком.
Таким образом, установив цену за услуги, оказываемые муниципальными предприятиями за обращение с отходами, и распространив ее на другие организации, предусмотрев нормативным актом порядок компенсации негативных последствий ограничения цены для населения, муниципальное образование определило для субъектов, оказывающих услуги по сбору и транспортировке отходов, правила осуществления этой деятельности.
Суды установили, и материалам дела не противоречит, что Общество оказало услуги по вывозу ТБО, КГМ и выполнило требования пункта 3.4 Порядка N 2260 по предоставлению пакета документов для заключения соглашений в целях выплаты субсидий.
В свою очередь Администрация района, уклоняясь от подписания соглашения о предоставлении субсидии, нарушила положения Порядка N 2260 и создала ситуацию, при которой финансовый орган муниципального образования имел формальные основания не выплачивать субсидию.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что действие Порядка N 2260 в части компенсации убытков не отменено и не приостановлено, условия предоставления субсидии, установленные Порядком N 2260, Обществом соблюдены, расчет размера субсидии выполнен истцом в соответствии с Порядком N 2260 и ответчиком не оспорен, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли подлежащим удовлетворению требование Общества о взыскании 11 959 364 рублей 37 копеек убытков в виде невыплаченной субсидии.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что Администрация в постановлении от 06.07.2016 N 1992 "Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов" установила тариф только для муниципальных предприятий города, а для организаций частной формы собственности, оказывающих те же услуги, тариф носил рекомендательный характер и не являлся обязательным к применению, отклонена судами, поскольку установление различных тарифов для одной группы населения - собственников жилых домов - в зависимости от того, кем оказываются такие услуги (муниципальными предприятиями или организациями частной формы собственности), при отсутствии предусмотренных законодательством оснований и критериев таких различий противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, публичным целям и задачам органов местного самоуправления, выражающимся в обеспечении равного доступа к этим услугам. Напротив, исполнив указания муниципального образования в части единообразного применения тарифа по вывозу ТБО и КГМ для населения, Общество не нарушило положений действующего законодательства и нормативных правовых актов публично-правового образования - города Нижнего Новгорода. Данные выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2020 N 301-ЭС19-24650.
Доводы Администрации, приведенные в кассационной жалобе, были предметом подробного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А43-31412/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что Администрация в постановлении от 06.07.2016 N 1992 "Об установлении тарифа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора от индивидуальных жилых домов" установила тариф только для муниципальных предприятий города, а для организаций частной формы собственности, оказывающих те же услуги, тариф носил рекомендательный характер и не являлся обязательным к применению, отклонена судами, поскольку установление различных тарифов для одной группы населения - собственников жилых домов - в зависимости от того, кем оказываются такие услуги (муниципальными предприятиями или организациями частной формы собственности), при отсутствии предусмотренных законодательством оснований и критериев таких различий противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, публичным целям и задачам органов местного самоуправления, выражающимся в обеспечении равного доступа к этим услугам. Напротив, исполнив указания муниципального образования в части единообразного применения тарифа по вывозу ТБО и КГМ для населения, Общество не нарушило положений действующего законодательства и нормативных правовых актов публично-правового образования - города Нижнего Новгорода. Данные выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2020 N 301-ЭС19-24650."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2021 г. N Ф01-6412/21 по делу N А43-31412/2017
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6412/2021
19.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10008/19
05.04.2021 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-31412/17
30.12.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10073/20
06.12.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-10008/19
08.10.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-31412/17